О Чине Погребения Божией Матери
По преданию, которое восходит к свидетельству Дионисия Ареопагита, Преблагословенная Дева Мария по кончине Своей погребена была апостолами в Гефсимании, там, где покоились Ее праведные родители и Иосиф Обручник.
Спустя три дня прибыл в Иерусалим и апостол Фома. Он сильно скорбел, что не смог попрощаться с Богородицей. Апостолы пожалели его и отвалили камень от могильной пещеры. Но, к их изумлению, тела Богородицы в пещере не было. Господь воскресил Свою Матерь и взял к Себе с пресвятым Ее телом, поставив выше всех ангелов.
Во многих местах в дни празднования Успения Богородицы в виде особого чествования праздника совершается отдельная служба Погребения Богоматери. Особо торжественно она совершается в Иерусалиме, в Гефсимании, на месте предполагаемого погребения Богоматери.
Эта служба Погребения Божией Матери в одном из греческих изданий конца XIX века носит название «Священное последование на преставление Пресвятой Владычицы нашей и Приснодевы Марии». Она открыта в греческих и славянских рукописях не ранее XV века и составлена несколькими греческими песнопевцами сравнительно поздних времен. Служба составлена по подобию утрени Великой Субботы, и основная часть ее — 17 кафизма с припевами, или Непорочны с Похвалами, — представляет собой очень искусное подражание Похвалам Великой Субботы.
В Иерусалиме торжества начинаются на подворье Гефсиманского монастыря, расположенном против дверей храма Воскресения Христова.
На подворье хранится Плащаница с изображением Успения Пресвятой Богородицы. Начиная с праздника Преображения Господня, пред ней ежедневно служатся молебны, акафисты и вечерни. В два часа ночи 25 августа (по новому стилю) настоятель Гефсиманского подворья совершает Божественную Литургию. По окончании Литургии настоятель в полном облачении совершает краткий молебен перед Плащаницей. Затем Плащаница торжественно переносится в Гефсиманию. Крестный ход обычно сопровождается стечением большого числа паломников. В Гефсимании, куда процессия прибывает с восходом солнца, Плащаница полагается в каменной пещере на ложе Богоматери. Сама же служба Погребения Богоматери совершается Патриархом Иерусалимским утром 27 августа, т.е. накануне Праздника Успения Пресвятой Богородицы.
В XVI веке эта служба была широко распространена на Руси. Потом она оказалась почти забыта.
В XIX веке чин Погребения Божией Матери совершался в немногих местах: в Московском Успенском соборе; в Киево-Печерской Лавре, в Костромском Богоявленском монастыре и в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры.
В Киево-Печерской Лавре он не составлял отдельной службы, а совершался на Всенощном Бдении праздника перед полиелеем.
В Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры при митрополите Московском Филарете праздновался, кроме Успения, и праздник Воскрешения и взятия на Небо (с телом) Богоматери — 17 августа (по ст.ст.), — накануне которого, на Всенощном Бдении, совершалось последование Погребения. В Троице-Сергиевой Лавре, согласно рукописному Уставу Лавры 1645 года, этот чин совершался на Всенощном Бдении праздника после 6-й песни канона: читались Похвалы, затем следовали антифон, прокимен и Евангелие.
В настоящее время служба Погребения Пресвятой Богородицы получила в Русской Церкви широкое распространение. Она обычно совершается вечером в день Праздника Успения или на 3-й день после Праздника.
Богослужение состоит из Великой Вечерни и Утрени. На Утрене, после «Бог Господь…», при пении особых тропарей «Благообразных ученик лик», «Слава:» - «Егда снизшла еси к смерти, Живота Мати бессмертная», «И ныне:» - «Священным учеником в Гефсиманию тело Матери Божия носящим…», поющихся распевом на подобен «Благообразный Иосиф…», духовенство выходит к Плащанице. Затем начинается чтение Непорочных на 3 статии.
Перед первой статией совершается полное каждение храма, перед второй – малое, после третьей статии поются особые тропари: «Архангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменившуюся…» с припевом «Благословенная Владычице, просвети мя светом Сына Твоего». В это время совершается каждение всего храма. Затем следуют малая ектения, антифон четвертого гласа: «От юности моея…», прокимен и Евангелие. Потом поется стихира праздника, произносится ектения, возглас и читаются каноны из Минеи. В это время елеопомазание не совершается. Духовенство уходит в алтарь, а на великом славословии вновь выходит к Плащанице. Совершаются троекратное каждение вокруг Плащаницы, три земных поклона и обнесение Плащаницы вокруг храма крестным ходом.
Предстоятель в полном облачении идет с Евангелием под Плащаницей. В это время хор поет «Святый Боже…». После обнесения Плащаница полагается на свое место в центре храма при пении тропаря праздника. Затем совершаются каждение вокруг Плащаницы, помазание елеем, ектении и отпуст.