Семь Таинств

Традиция, которая стала складываться в православных богословских школах начиная с XV в., выделяет из многочисленных благодатных священнодействий семь собственно Таинств: КРЕЩЕНИЕ, МИРОПОМАЗАНИЕ, ПОКАЯНИЕ, ПРИЧАЩЕНИЕ,  СВЯЩЕНСТВО,   БРАК,     ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ.

Всем семи Таинствам присущи следующие необходимые признаки:
  • богоучрежденность;
  • невидимая благодать, преподаваемая в Таинстве;
  • видимый образ (последование) его совершения.
Внешние действия ("видимый образ") в Таинствах имеют значение не сами по себе. Они предназначены для человека, приступающего к Таинству, поскольку по своей природе он нуждается в видимых средствах для восприятия невидимой силы Божьей.

Непосредственно в Евангелии упоминаются три Таинства (Крещение, Причащение и Покаяние). Указания о божественном происхождении других Таинств можно найти в книге Деяний, в апостольских Посланиях, а также в творениях мужей апостольских и учителей Церкви первых веков христианства (св. Иустин Мученик, св. Ириней Лионский, Климент Александрийский, Ориген, Тертуллиан, св. Киприан и др.).
 
В каждом Таинстве верующему христианину сообщается определенный благодатный дар. 
  • В Таинстве Крещения человеку дается благодать, освобождающая от его прежних грехов и       освящающая его.
  • В Таинстве Миропомазания верующему, при помазании святым Миром частей тела, дается благодать,     ставящая его на путь духовной жизни.
  • В Таинстве Покаяния исповедующий свои грехи, при видимом изъявлении прощения от священника,       получает благодать, освобождающую его от грехов.
  • В Таинстве Причащения (Евхаристии) верующий получает благодать обожения через единение со       Христом.
  • В Таинстве Елеосвящения при помазании тела елеем (маслом) больному даруется благодать Божья,      исцеляющая немощи душевные и телесные.
  • В Таинстве Брака супругам дается благодать, освящающая их союз (во образ духовного союза       Христа с Церковью), а также рождение и христианское воспитание детей.
  • В Таинстве Священства чрез святительское рукоположение (хиротoнию) правильно избранному из       числа верующих дается благодать совершать Таинства и пасти стадо Христово.
Таинства Православной Церкви делятся на:
  • неповторяемые - Крещение, Миропомазание, Священство;
  • повторяемые - Покаяние, Причащение, Елеосвящение и, при определенных условиях, Брак.
Кроме того, Таинства делятся еще на две категории:
  • обязательные для всех христиан - Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение и Елеосвящение;
  • необязательные для всех - Брак и Священство.
Совершители Таинств. Очевидно уже из самого определения Таинства, что "невидимая благодать Божья" может подаваться только Господом. Поэтому, говоря обо всех Таинствах, необходимо признать, что Совершителем их является Бог. Но соработниками Господа, людьми, которым Им Самим даровано право совершать Таинства, являются правильно поставленные епископы и священники Православной Церкви. Основание для этого находим в послании апостола Павла: Итак, каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих (1 Кор. 4; 1).



 


РПЦ

Митрополия

Оптина

Закамье