– Почему Бог попустил это?
– Потому что мы предали Бога. Не Бог попустил – мы отпали. Если посмотреть, как человек жил, какое было отношение у людей к вере, к церкви, когда был сплошной формализм, сплошная обрядовость, никакой духовности, распущенность, разврат, прикрытый внешним благочестием.
Это беспрецедентный случай, когда государство открыто объявляет религию своего народа своим личным врагом. Многие из тех, кто ходил в церковь, кто работал в церкви, служили в церкви, кто учился в семинарии, стали гонителями, потому что не было ничего: ни благочестия, ни аскезы, ни духовной жизни внутренней – все было внешне и лицемерно. Сейчас наступили те же самые времена, потому что земную церковь обезглавили, обездушили, обездвижили. Все убиенные мученики стали укреплением Небесной Церкви, благодаря чему мы еще и живем, учитывая то, что происходит.
Новомученики отмыли своей кровью наше безбожие. Молитвами мучеников нам еще дается время на покаяние, чтобы мы изменились, успели исправиться. Своей духовной жизнью и смертью Христа ради, они влили новую силу в ту правду, которую попрали на земле. Они воскресили ту правду, которую люди умерщвляли на земле, умерщвляют до сих пор.
Бог врачует. Человек творит беззакония, а Бог так поворачивает попущения, чтобы мы своим беззаконием еще и укрепились. На одном Бутовском полигоне 40 тысяч лежит. Могила длиной в километр, глубиной 40 м, шириной 60 м. Когда археологи стали изучать участок, они пришли в ужас. А сколько таких мест: Гулаг, Карлаг… Сколько людей там полегло от болезней, расстрелянные, замученные, удушенные, изуродованные, умершие от голода…
Народ заболел, потому что отпал от Бога, народ стал умирать. Как врачи раньше пускали кровь для того, чтобы человек не умер, так и это своего рода попытка вылечить болезнь. Умерли за Бога только те, кто готов был стать исцеляющей пилюлей. Бог клич кинул: «Кто готов спасти свою Родину и веру?». Те, кто избрал смерть за Христа и за правду Его – те стали той исцеляющей силой, которая смогла дать право нашей земле еще быть, нашему роду еще существовать. Они исцелили нас, выкупили наши грехи, омыли своею кровью и дали нам возможность жить праведно.
– Почему мы так мало почитаем Новомучеников и Исповедников Российских?
– Мы не понимаем то, насколько они важны для нас. Это Христос второй раз пришел и распялся за нас. Это нас должно обязывать к благочестию, подвигать к праведной жизни. Это то, что нас должно обличать в нашем грехе, то, что нам не должно позволять жить в неправде.
Люди не умеют молиться Новомученикам, не умеют почитать их. Люди не видят смысла в их смерти. Если бы они не отдали своей жизни, мы бы сейчас не жили. Не победили бы мы в Великой Отечественной войне, если бы эти люди в землю не легли ради правды Божией. Потому что благословение Россия не потеряла. И удержала милость Божию на себе только благодаря крови этих людей, которые свои жизни отдавали ради Бога, близких людей. Подвиг мирян особо важный. Простые люди явили такую преданность, такую крепость, которую не передать. Они явили искреннюю веру, которая показывает истинность того, кто такой верующий человек – когда для него Бог, Церковь, Храм важнее всего.
Это очень серьезный мотив перестать жалеть себя, перестать сетовать на жизнь, взять себя в руки, стиснуть зубы и, учитывая, что мы проживаем в таких условиях комфортных, которые людям в те времена и не снились, хотя бы перестать роптать. Не предавать их крови, не малодушествовать в такой ответственный момент, который у нас сейчас происходит.
Новомученики играют для нас огромную роль именно потому, что их пример перед нами существует. У нас есть жития, у нас даже сняты фильмы о Новомучениках и Исповедниках. Все это дано нам для того, чтобы мы не расслаблялись, а укрепляли свою веру.
– Мы еще, наверное, даже не на первой ступеньке к Богу…
– Нам не нужно думать о ступеньках, о высотах. Самое главное – это благодарить Бога за ту чудесную возможность, которую Господь нам даровал, несмотря на все то, что сегодня происходит в мире с человеческим родом. Господь милостью Своею не оставил каждого из нас в отдельности, и каждого из нас на сушу из этого бурного океана житейского вытащил, чтобы мы могли оценить разницу пребывания в полыме греха, в океане беззакония и на этой твердой почве фундамента христианской веры.
Любой человек, единожды вкусивший радость благодатного общения с Богом, единожды проникнувшись этим светом Божественной Истины, больше уже никогда не сможет удовлетвориться никаким суррогатом. И это – самое главное, потому что мы Божией милостью, Его благословением, Его Любовью согретые, окормленные, теперь уже не захотим вернуться в то прежнее состояние, в то обычное для мира состояние, в котором мы пребывали до момента, когда встретились с Богом, с верой, с христианской Православной Церковью.
Поэтому самая большая победа на сегодняшний день и самый великий дар – то, что мы с вами здесь; то, что мы с вами говорим о Святом, о Боге; то, что мы пытаемся понять, как нашу жизнь и душу устроить таким образом, чтобы быть преданным Богу и благодарным за эти Дары, а не занимаемся какими-то иными, ненужными, греховными и разрушающими нас делами.
Это самая великая радость, это жемчужина жизни каждого из нас. Пожалуй, это самое драгоценное, что есть на сегодняшний день в жизни каждого из тех, кто приходит на беседу в Храм, на Службу в Храм, кто живет церковной жизнью, потому что это тот самый адамант, который не имеет цены ни в этой жизни, ни в Вечности. Это то, что может реально человеческую жизнь, человеческую душу сделать полноценной и живущей, а не умирающей, чахнущей и разрушающейся, как это в большинстве случаев сегодня происходит.
В Евангелии сказано: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20).
Никогда не сомневался, что Бог нас не оставляет. Если хотя бы на секунду допустить в душу сомнение об этом, тогда все зря, все напрасно. Бог жив, Бог с нами, Он обещал нас не оставлять – и Святыми Тайнами с нами, и святыми молитвенниками с нами, и благодатью Своей, проникая в естество наше, Он нас не оставляет никогда. Бог нас никогда не оставит, лишь бы мы Его не оставляли.