В день памяти Исповедников и Новомучеников Российских прошла очередная беседа с настоятелем храма Рождества Христова иереем Олегом (Гадировым). На этот раз встреча с батюшкой была посвящена вопросам христианской жизни, самообличения и благодарности Богу. Также отец Олег еще раз напомнил о подвиге Новомучеников и Исповедников Российских и их роли в нашей жизни …
– Батюшка, имеет ли смысл считать себя христианином, ничего при этом не изменяя в своей жизни?
– В Евангелии сказано, что если человек не изменит свою жизнь кардинально, то это будет лукавство и прелесть о жизни христианской. Будет «неофарисейство» – активное изображение в словах, в поступках, а самой христианской жизни не будет, потому что она заключается в определенном устроении – и внутреннем, и внешнем. Люди думают: «Как бы сделать так, чтобы в жизни ничего не менять, ни от чего не отказываться, оставаться в таком же комфорте, но при этом быть христианином?». Но невозможно быть со Христом во Славе, не пройдя через крестный путь поношений, поруганий, истязаний, оклеветаний и убиений. А люди пытаются доказать, что это возможно. Люди верят не в благодать Божию, а в то, что могут Богом управлять.
– Что есть христианская жизнь?
– Христианская жизнь – это жизнь серьезного делания, самоотвержения. Именно поэтому Евангелие неустанно нам напоминает о необходимости самоотвержения, которым заниматься никто не хочет. И даже когда человек пытается жить христианской жизнью, он занимается самокопанием из гордости, якобы пытаясь разобраться, как ему быть. Это обыкновенный эгоизм, только он выражается в страхе за себя любимого.
Совлечение себя означает, что у человека уже больше не будет ни страха за себя, ни боли за себя, ни обиды за себя, ни тремора нервного о себе любимом. А если так произойдет, то и жизнь человека естественным образом изменится. Из жизни уйдет 99% того ненужного, что в ней есть. Все эти 99% жизни человека никчемные, потому что посвящены только одному – служению своему эго. Невозможно стать христианином, если кардинальным образом не изменить свою жизнь на жизнь по Евангелию. Если этого не будет, никакой христианской жизни тоже не будет. Человек может думать о себе все, что хочет, но в конечном итоге останется тем, кто он есть на самом деле, никакого движения к Богу не состоится, поскольку человек не сделал главного в своей жизни – Бога не избрал.
С каждым днем становится все меньше и меньше людей, способных праведно выбирать между Богом и жизнью, между правдой и ложью, между добром и злом. Что делает человек для того, чтобы сделать свой выбор якобы верным? – Он наделяет зло категориями добра, и, выбирая зло, думает, что выбрал добро. Он выбирает сатану, но наделяет его качествами, которые имеет Бог, и думает, что выбрал Бога. Человек таким образом моделирует в своей прелести мнение о том, что он действительно выбрал добро и выбрал Бога. Реально в жизни своей, в ее проявлениях, он выбрал вещи противоположные.
Человек в своей прелести и в своем внутреннем убеждении уже не хочет ничего менять, ему так комфортно, удобно – он служит себе. Человек не знает ни принципов, ни способов, ни механизмов жертвенной жизни, потому что Евангелие для него не авторитет. Если он читает Евангелие, то только для того, чтобы найти обоснование своей правде, а не для того, чтобы жить по правде Христовой.
Самая главная жертвенность, самый главный пример в нашей жизни – именно в Евангелии, которое описывает нам жизнь и проповедь, заповеди и наставления Господа нашего Иисуса Христа, без которых христианство невозможно.
Если человек будет изучать какие-то моменты Евангелия для того, чтобы утверждать себя в своей самодостаточности и другим указывать, то это бессмысленно. Евангелие есть смысл познавать только для одной цели – для исполнения его в жизни, для жизни по Евангелию, для изменения своей неправедной, ложной, псевдожизни на жизнь истинную, реальную, живую, деятельную.
– Насколько сложно жить христианской жизнью, какой должна быть жизнь православного человека?
– Жизнь православного человека по своей трудности, по своему самоотречению, терпению, смирению и умению превозмогать, уподобляется тому, чтобы с себя живого снять кожу, потому что в нас эгоизм пророс всеми возможными способами и укоренился и в сердце, и в разуме, и в душе. Бескровно это не происходит. Для нас это своего рода распятие. В Писании сказано: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Матф. 5:29).
Освобождение от страстей также кровопролитно и также болезненно, как лишение себя одного или нескольких членов организма. Без этих потерь, которые необходимо совершить человеку, он не сможет ни праведно думать, ни праведно чувствовать, ни праведно жить.
– Очень часто люди недовольны тем, что их окружает: родственниками, соседями, ситуацией на работе и так далее. Отчего так происходит?
– Человек не может быть недовольным собой, и поэтому он ищет недовольство вокруг. А проблема-то в нем, это он так устроен. Человек считает, что он всего достоин и, греша каждый день, не прекращая, достоин быть спасенным. Человек согласен принять лишь такую религию, в которой Бог служит ему, а он творит, что хочет. Это позиция безбожника. Сатана тоже хотел, чтобы Бог подчинялся ему.
Если человек хочет жить по-христиански, ему нужно найти в себе способности, не обвиняя никого, постараться увидеть собственные недостатки. И пока он еще жив, постараться сделать все, что от него зависит, чтобы это преодолеть. Человек все время что-то хочет от кого-то, а отдать себя чему-то, посвятить себя чему-то не может, или не хочет.
Человек ведет себя как безумный, который требует от Бога еще чего-то. Как будто того, что Он для нас сделал, мало. Человек ведет себя, как неблагодарный ребенок, как неблагодарный подопечный, как неблагодарный спасенный, как неблагодарный исцеленный. Неблагодарность – рак духовный. Это основная действующая сила самолюбия. Самооправдание, неблагодарность, саможаление очень серьезно руководят человеком.
Благодарный человек по-другому живет. Он аккуратно ступает по жизни. Человек, который имеет глубинное понимание благодарности Богу, благодарен за новый день, за то, что еще жив. Человек умеет благодарить за малое и радоваться тому, что есть. Он ступает по жизни аккуратно: он и думает, и говорит сдержанно – тогда он кроток нелицемерно.
Если благодарность искренняя – это взаимность в любви: «благо дарю». Кто может подарить благо? – Только имеющий благо сам, понимающий, что он облагодетельствован Свыше. Когда человек видит счастье, радость в том, что имеет, тогда это благо он способен передать другим. Тогда он может «благо дарить». Если человек не воспринимает благо от Бога, то и благодарить не может.
Благодарность Богу заключается не в том, что человек говорит: «Спасибо, Господи». Мы так не говорим никогда. Благодарность выражается в том, что человек дарит полученное от Него благо, преумноженное своей взаимной любовью к Богу, окружающим людям, чтобы таким образом Его благодать могла восторжествовать и царствовать на земле. Если бы все люди были благодарными, взаимной цепочкой благодарения люди освящали бы все внутри себя, вокруг себя. Тогда бы, возможно, всё было по-другому. Поскольку люди такие ропотные, недовольные и им всего всегда мало, от этого жизнь людей превращается в ад, у каждого в своей степени.