– Наши беседы все в некотором роде обличительные…

Что означает обличение? Обличение – возвращение человека к правильному знанию о себе самом, к правильному пониманию личности, из заблуждений, в которых человек пребывал. Почему люди Евангелие читать не любят? – Потому что Евангелие обличает. Обличение помогает исцелиться от прелести только тому, кто способен его принимать. Обличение нечестивого есть рана ему.

Обличение тогда имеет смысл, когда оно призвано помочь человеческой душе отрезвиться, помочь обрести спасение. В противном случае – оно бессмысленно. Обличение – это предложение человеку одного из вариантов размышления на свой счет, чтобы не было у человека ощущения, что он сто процентов прав. Обличение – это когда человеку, несмотря на все неудобство «диагноза», все-таки его сообщают, чтобы человек с учетом этой правды, этого знания жил.

В духовной жизни очень важно, чтобы человек сам себя обличил. Для того чтобы обличить человека, нужна определенная готовность человека быть обличенным. Человека нужно как-то к этому подвести, чтобы он был готов понимать правильно и услышать, что ему говорят. Это очень долгий процесс – вывести человека на осознание собственного несовершенства. Очень ценно, когда человек подходит к пониманию своей проблемы, и сам в себе открывает эту греховную рану. И тогда, когда человек сам понял и осознал эту проблему, ее действительно можно лечить, можно исцелять. Когда сам человек готов принять ту исцеляющую благодать Божию, которая может врачевать эти недуги.

– Каким образом человек может увидеть свои грехи, обличить себя?

Обличить себя можно при желании быть реалистом на свой счет, при желании жить в осознании себя таким, какой ты есть на самом деле, а не выдумывать самого себя себе, при желании избавиться от прелести, освободиться от иллюзий и подмен. Тогда у человека появляется способность исследовать себя на предмет того, кто он есть на самом деле. И тогда, по молитвам к Богу, Господь помогает желающему познать себя, открывать себя постепенно, потому что там внутри такие «звери», даже страшно подумать.

Когда у человека появляется знание о себе, он учится жить так, чтобы этот его враг не был сильнее его, главнее его, чтобы враг не мог подловить и подставить подножку, локализовать его на время, заключить в темницу. Внутри у человека огромное количество дверей, которые он еще не открыл. Когда человек не хочет сам себя обличать, он думает: «Нет этого подвала, не существует». А опускаться туда вниз и открывать эти двери, откуда на тебя накидываются вот эти жестокие, желающие разорвать тебя субстанции, никто не хочет, потому что это опасно.

Но в конечном итоге, надо признаться себе самому, кто ты есть на самом деле. Потому что когда человек понимает, в какой он беде, и в каком повреждении находится, у него гораздо проще происходит согласие с Промыслом Божиим. Человек себя знает и легче находит ответ на происходящее. А до того момента, пока человек себя не знает, он будет роптать, он будет мучиться, скорбеть, изводить себя на нет: «Господи, за что мне это?».

А когда человек себя познал, хотя бы отчасти, он не удивляется, а понимает: «Вот это мне для того, чтобы исцелить вот это, а вот это – потому что Господь хочет меня освободить от этого…». Человек смиряется внутри себя, зная, кто он есть на самом деле, и находит мир с Богом, потому что не отталкивает Его Промысла, не отказывается от Его участия. И понимая, куда это участие направлено, с какой целью – а цель у Бога спасать – человек это приемлет:  не отторгает, не отказывается и поэтому не расстается с Богом.

– Батюшка, насколько это важно – познавать себя?

– Желание быть с Богом заставляет человека познавать себя. Если человек себя не познает, то познать Бога не удастся. Без самопознания начать познавать Бога, понимать Его Промысел Благой о нашем спасении будет невозможно. Тогда человек будет в вечном конфликте с Ним, и соединиться с Ним не сможет. Поэтому желание обретать единство с Богом мотивирует человека на самопознание без «но», без «если», без саможаления и самооправдания.

Любая реакция на жизненную ситуацию, любое обстоятельство, любое событие, любой человек – это всегда инструмент одновременно и Промысла Божиего о нашем спасении, и происка сатанинского о нашей погибели. И мы каждый раз при попадании в какую-то ситуацию, при осознании какого-то события, при общении с каким-либо человеком, находимся пред выбором: «Что избрать в конкретный момент?». Но если человек не видит себя и исцеляющий Промысл Божий не понимает, тогда принять Бога он не может и попадается на происки дьявола, который действует на нас через этих людей, ситуации, обстоятельства. Тогда человек отпадает от Бога, потому что добровольно принимает те происки, которые дьявол предлагает ему.

– Враг рода человеческого знает наши слабости?

Конечно. Он действует на нас таким образом, чтобы однозначно получить победу. И если человек свои слабости не изучает, он не может предусмотреть, куда дьявол ударит. А когда человек знает свои слабости – его не проведешь. 

– Кто такие миссионеры?

– Первый Миссионер у нас Сам Господь, Он есть Мессия. Господь показал нам способ проповедания. Он проповедовал Истину, Он ее озвучивал, расставил все приоритеты. Настоящий миссионер – это не тот, кто много знает из Священного Писания. Настоящий миссионер тот, кто горит духом Евангельской жизни, кто огнем благодатным зажжен. И как свечу зажигают одну от другой, так и миссионер может затепливать души.

Чтобы сберечь этот огонь, чтобы потоки слез, горя его не залили, нужны те, кто этот огонь сбережет. Проблема в том, что существует миссионерский отдел, а миссии как таковой – нет. Потому что невозможно назначить кого-то миссионером. Миссионер – тот, кто идет по стопам за Христом, кто за Мессией сам идет и зовет к этому пути.

– Может ли быть миссионер и духовник в одном лице?

Миссионерская деятельность предполагает объективность, всеобъемлющность. А духовная жизнь – вещь субъективная, внутренне строится у человека. Поэтому нужны не только миссионеры, но и духовники. Миссионер и духовник в одном лице бывает очень редко. Это наша современность диктует нам условия, в которых миссионер должен быть и катехизатором, и социальным деятелем, и духовником одновременно.

– Почему сейчас такие большие проблемы с миссионерством?

Все началось гораздо раньше – с иудейской революции, со времен Христа, когда те, кто Его распяли, навсегда остались противниками Его. Многие люди после Его Воскресения обратились к Нему, но большое количество людей остались своей злобе верны. И эти люди в своей злобе поэтапно продолжают разрушать русский народ.

Первый этап – это революция 1905 года, когда обезглавили Российское государство, государственность разрушили. В 1917 году грянуло. Сегодня как раз день памяти Исповедников и Новомучеников Российских, которые были уничтожены. Весь цвет церковный, все духовные лидеры, все праведники, все те, которые могли быть примером в духовной жизни, были целенаправленно истреблены. Даже не только те, кто был в сане, а те, кто потенциально мог быть таковым – даже те из мирян, кто был правильным и твердым в вере, были уничтожены, чтобы они не могли стать тем семенем, из которого может что-то прорасти.

Второй этап – это сталинские репрессии, когда уничтожили весь цвет интеллигенции. Они могли восстановить Истину, потому что интеллигенты – ищущие души, они не могут жить на земле и не искать Истины.

Третий этап – период Великой Отечественной войны, когда уничтожили всех крепких и мужественных мужчин. 

<<< 1 2 3 4 >>>
 



 
РПЦ
Митрополия
Оптина
Закамье