– Каким образом бороться с этим внутренним празднословием?
 
Надо устроить свою жизнь таким образом, чтобы она была построена по правилу и по послушанию, и тогда постепенно ваш разум придет в покой, в равновесие и состояние доверия Богу. Поскольку нет этого доверия, и человек акцентирует внимание на своих чувствах и мыслях, поэтому нет и покоя в голове.

У человека нет абсолютного упования на Бога, поэтому он занимается всякой ерундой, обдумыванием и не дает себе покоя, он все это усугубляет просмотром телевизора, использованием интернета, чтением светской периодики, сплетнями, которые естественным образом разлагают некрепкое и без того наше христианское начало. А правила систематизируют, воспитывают, делают нас более ответственными, как если бы мы жили в монастыре и у нас бы было молитвенное правило и послушание. По этому же образу можно жить и в миру. Это правило вырабатывается либо лично, либо с помощью тех, кому вы доверяете. Оно помогает человеку свою жизнь заполнить заботами о других делах праведных, и так получается, что некогда думать не только о мелочах и пустяках, даже о себе некогда думать, и тогда человек освобождается от этого шума в голове.

– Почему в процессе послушания невольно возникает ропот?
 
– Бес может все что угодно сказать: он заставит тебя думать его мозгами, потому что своих у тебя нет, он заставит тебя смотреть своими глазами, потому что ты ничего не видишь, ты слеп духовно или глух духовно; и он убедит тебя, что надо видеть именно так, и ты поверишь, что ты думаешь сам. Так почему послушание помогает? – Потому что оно полезно. Сомневается только гордец, который уважает свое мнение. Что есть совлечение самости? – Отстранение своей злой воли от участия в управлении твоей душой.
 
– Как научиться доверять Богу?
 
Через укрепление в вере. А вера укрепляется делами, деланием, малым подвигом, преодолением, трудами во славу Божию. Проблема в том, что у нас нет ответственности, мы пользуемся Богом тогда, когда нам это удобно, когда нам выгодно, но не готовы сделать в жизни нечто – усилия какие-то над собой для того, чтобы изменить свою жизнь не потому, что Богу от этого какая-то выгода.

Чем слаще человек живет, тем меньше он способен к трудам духовным. Поэтому аскетика и есть основа христианского делания. Надо утончать свою натуру, свою душу утончать, чтобы ничто не мешало ей воспарить к Богу. Для того, чтобы восхотеть воспарить к Богу, нужно очень серьезно понимать, Кто для нас Бог, и почему Он есть Жизнь. Царствие Божие – оно внутри нас, мы счастливы, если правильно устроены. До тех пор, пока мы неправильно устроены, мы несчастливы, недовольны, ропотны и т.д. Но мы же не хотим получить Царствие Божие внутри, мы хотим получить то, что нам дано в жизни Богом, и даже не сказать спасибо. Мы все время не дотягиваем до благодарности. Можно доверять Богу, но начать Его благодарить не получается. Мы останавливаемся все на уровне наемников – большинство из нас. Тот, кто даже пытается идти вперед, останавливается на уровне наемников и начинает обижаться.
 
– К кому лучше пойти на Исповедь? Имеет ли значение, какому священнику ты исповедуешься?
 
Пойти на исповедь к тому, к кому лежит душа, к кому сердце подсказывает пойти с первого раза, а потом постепенно Господь все управит, потому что у каждого свой путь. Благодать, действующая в Таинстве Исповеди, действует незримо и непостижимо человеческому разуму; поэтому священник, будучи проводником благодати, может благодатью Божией подать тому человеку, который пришел на исповедь, то, что Бог возжелал подать. Свт. Иоанн Златоуст говорит: «Священник только уста отверзает, а говорит Господь».

Вы получите от священника только то, что вам полезно для спасения, даже если это будет звучать не так, как вы это предполагали. Но люди не готовы к этому, потому что люди не ищут пользу от Бога, люди от Бога ищут наслаждений, удовольствий, помощи, покровительства и прочее. Когда человек ищет не Бога, ему и священник не поможет. К святому старцу попадете, но если вы ищете не Бога, ничего не будет.

<<< 1 2 3 4 5 >>>



 
РПЦ
Митрополия
Оптина
Закамье