В воскресной школе, действующей при храме Рождества Христова уже более 9 лет, еженедельно проводятся беседы с настоятелем храма иереем Олегом (Гадировым). На занятиях каждый может задать интересующие его вопросы, касающиеся тонкостей христианской жизни.
Предлагаем фрагмент одной из таких бесед, которая была посвящена вопросам смысла жизни, спасения, того, как научиться доверять Богу и того делания, которое напрямую зависит от каждого из нас …
– Отец Олег, каков основной смысл нашей земной жизни, к чему мы призваны Богом?
– Наша основная задача – своей внутренней жизнью, во внутреннем мире своем создать правильную систему ценностей, в которой Господь Иисус Христос и Пресвятая Троица должны иметь очень четкий и однозначный смысл – смысл самой жизни. Стремление к Богу, стремление к жизни с Ним Вечной – это нормальное стремление человеческой души, которая есть субстанция вечная, и которой, по ее вечному устроению, полагается быть с Тем, Кто ее сотворил, потому что она была сотворена для того, чтобы обрести Бога, в конечном итоге, и соединиться с Ним навечно. Посему, такая душа, которая успевает в процессе земной жизни принести покаяние и хотя бы малую часть плодов этого покаяния – для такой души есть надежда, которой все мы живем и движемся. У нас нет точного знания или точного упования, что мы сто процентов будем спасены, и мы понимаем, что мы этого недостойны. Мы понимаем, что спасение – это процесс, который возможен только лишь Богу, но не человеку. Что бы человек на земле ни сделал, как бы он праведно ни пожил, какие бы труды ни приложил – все это не может быть самодостаточным для того, чтобы душа заслужила спасение.
– В чем состоит спасение души в христианском понимании?
– Спасение состоит для нас в праведной жизни, в праведном делании, в стремлении к Истине – в этом неудержимом порыве быть со Христом, а уже Господь Cам решает, дала ли душа Богу право приблизить к Cебе. Если бы мы чаще об этом задумывались, то, вероятно, наша жизнь была бы несколько иной – она бы имела несколько иные смыслы и была нагружена другими переживаниями, стремлениями, желаниями, главное – деланием другим. Оттого, что мы часто не помним о том, что нам предстоит встреча с вечностью, и какова она будет – зависит напрямую от наших усилий здесь, на земле, сейчас. Оттого мы так расслаблены в своей жизни и так бездарно, а часто и бездумно, предаемся разным нашим грехам, страстям, похотям, которые над нами действуют.
Недостаточно просто сказать: «Я хочу быть с Богом, я хочу спастись». Казалось бы, человек исповедует свое желание, но исповедание совершается только тогда, когда человек не только говорит, но и делает. Исповедуется вера не только словом, но и делом, поэтому и святые нам говорят о том, что вера не доказу́ется, а показу́ется». Человек не только должен говорить о вере, но и жизнью своей проходить то, о чем он говорит. В противном случае это будет пустословие, о котором Господь в Евангелии говорит: «Что вы зовете Меня: Господи, Господи! и не делаете того, что Я говорю?» (Лк 6:46), «Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Матф. 7:21).
Поэтому очень важно, чтобы сочеталось не только исповедание веры на словах, знание о вере, подробности праведных вещей, а именно исполнение и укоренение в сердце, в повседневной жизни каждого человека: в общении с близкими, на работе, где бы то ни было, в любой момент нашей жизни, чтобы это было реальное действие – это самое главное.
А у нас получается так, что мы в пустыне нашли оазис, источник, видим – вода живая течет, свежая, спасительная для нас, а мы стоим на берегу и рассуждаем: «Какой замечательный родник! Если из него пить, то никогда не умрешь, и в жизни больше не будешь жаждать никогда». А сами умираем от жажды, рассуждая об этом источнике. Мы вместо того, чтобы пить эту воду, укреплять себя в жизни, начинаем рассказывать самим себе и окружающим о том, какая это замечательная вещь. Христос в мире для нас с вами – это тот самый Чудесный Оазис, Чудесный Источник Живой Воды, текущей в вечность (Ин.4,14), о котором Он на источнике Иаковлеве самарянке и рассказывал.
Мы как раз те самые самаряне, которые имеют возможность напиться этой Живой Воды таким образом, чтобы укрепить свое естество и, освященные этой святой водой Божественного Слова, святой водой Божественного Учения укрепленные, омытые этой Священной Водой, уже представлять собой иного человека и других звать к этому источнику, и находить их в пустыне жизни, и подводить их к этому источнику, и научать их правильно напоять свою душу этой водой, омываться этой водой правильно научать. Но для того, чтобы это сделать для других, надо хотя бы это сделать для себя, а мы продолжаем чахнуть, сохнуть и пропадать, но, к сожалению, неактивно исполняем то, о чем говорит нам Господь.