Праздники и жития » Двунадесятые непереходящие » Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Господь наш Иисус Христос принял Крещение в водах реки Иордан в 30-летнем возрасте. Пред тем, как Ему выйти на Свое служение спасению мира, Богом был послан великий пророк Иоанн Предтеча (т. е. предшественник), чтобы приготовить людей к принятию Господа. Св. Иоанн проповедовал при Иордане и крестил приходящих к нему крещением покаяния. Когда же Сам Господь пришел к нему, чтобы тоже креститься, Иоанн говорил Ему: "Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?" Но Христос настоял на этом – не потому, что Сам имел нужду в Крещении, но для того, чтобы "исполнить всякую правду" – т. е. исполнить закон, "водами погребсти человеческий грех", освятить водное естество и подать всем нам образ и пример Крещения. Крещение Господне именуется также Богоявлением, потому что при этом событии миру явлены были все три Лица Святой Троицы: Бог Сын крестился в Иордане, Бог Отец свидетельствовал о Нем голосом с Небес: "Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение" (Мк.1,11), и Бог Дух Святой сошел с небес на Христа в виде голубя.

По древней традиции в этот день на Руси после праздничной Литургии совершались крестные ходы на реки, водоемы и источники с совершением чина великого освящения воды.

В древней Церкви был обычай крестить оглашенных в навечерие Богоявления, так как Крещение и является духовным просвещением людей.

Начало праздника Богоявления восходит к апостольским временам. О нем упоминается в Апостольских постановлениях. От II века сохранилось свидетельство святителя Климента Александрийского о праздновании Крещения Господня и совершаемом пред этим праздником ночном бдении.

В III веке на праздник Богоявления известны беседы при Богослужении святого мученика Ипполита и святого Григория Чудотворца. В последующие столетия - с IV по IX век - все великие отцы Церкви - Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский, Иоанн Дамаскин проводили особые беседы о празднике Богоявления. Преподобные Иосиф Студит, Феофан и Византий написали много песнопений на этот праздник, которые поются и сейчас за Богослужением. Преподобный Иоанн Дамаскин говорил, что Господь крестился не потому, что Сам имел нужду в очищении, но чтобы, "водами погребсти человеческий грех", исполнить закон, открыть таинство Святой Троицы и, наконец, освятить "водное естество" и подать нам образ и пример Крещения.

Святая Церковь в празднике Крещения Господня утверждает нашу веру в высочайшую, непостижимую разумом тайну Трех Лиц Единого Бога и научает нас равночестно исповедовать и прославлять Святую Троицу Единосущную и Нераздельную; обличает и разрушает заблуждения древних лжеучителей, пытавшихся мыслью и словом человеческим объять Творца мира. Церковь показывает необходимость Крещения для верующих во Христа, внушает нам чувство глубокой благодарности к Просветителю и Очистителю нашего греховного естества. Она учит, что наше спасение и очищение от грехов возможно только силою благодати Святого Духа и потому необходимо достойно хранить эти благодатные дары святого Крещения для сохранения в чистоте той драгоценной одежды, о которой говорит нам праздник Крещения: "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся" (Гал. 3, 27).



Святитель Иоанн Златоустый

Беседа на день Крещения Христова

Скажем ныне нечто о настоящем празднике. Многие празднуют праздники и названия им знают, но повода, по которому они установлены, не знают. Так, о том, что настоящий праздник называется Богоявлением, все знают, а какое это - Богоявление, и одно ли оно или два, этого не знают. А это постыдно - каждый год праздновать праздник и не знать его повода...
читать далее >>>

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Поучение на Богоявление

Сей есть Сын Мой Возлюбленный, о Немже благоволих, Того послушайте (Мф.3.17;17.5)...
читать далее >>>

Всю нашу жизнь рядом с нами
великая святыня — святая вода
(по-гречески «агиасма» — «святыня»)

Освященная вода есть образ благодати Божией: она очищает верующих людей от духовных скверн, освящает и укрепляет их к подвигу спасения в Боге...
читать далее >>>

Диакон Павел Сержантов

Волитель милости

Среднестатистический человек во все времена встречает обличительные речи с чувством неприязни к обличителю. Сколько пророков были за обличения грехов биты, брошены в застенки и казнены! Зачем же Господь побуждает пророка идти к народу с суровыми обличениями? Чтобы помиловать народ...  >>>

Протодиакон Михаил Беликов о суевериях, связанных с Богоявленской водой

Купаться в проруби на Крещение - значит, требовать от Бога чуда

В любом церковном празднике необходимо различать его смысл и сложившиеся вокруг него традиции. В празднике Крещения Господня главное - это Богоявление, это Крещение Христа Иоанном Предтечей, гласа Бога Отца с небес "Сей есть Сын мой возлюбленный" и Духа Святого, сходящего на Христа ... читать далее>>>



Архив: Богослужения, проповеди и беседы
в храме Рождества Христова.


формат: видео
Беседа 16 января 2014 г.

- Встреча праздника Крещения Господня.
- В чем отличие Крещенской воды от Богоявленской?
- Сколько святой воды необходимо человеку?
- Освящена ли вода в кране в эти дни?
- Как и когда употреблять святую воду?
- Какая молитва читается перед принятием святой воды?
- Можно ли человеку иной конфессии употреблять святую воду?
- Святая вода для некрещеного младенца.
- Употребление святой воды больным.
- Ныряние в прорубь в этот Святой Праздник.


   формат: видео
  Беседа 16 января 2013 г.
1. Благодать. Милость Бога. Радость о Боге.
2. Промысел Бога о человеке. Поступки человека.
3. О празднике «БОГОЯВЛЕНИЕ»
4. Укрепление в вере.
5. Слово  напутственное в преддверии праздника Богоявления.

фото:   19 января 2014 г.
Богоявление. Крещение Господне. Великое освящение воды


Фотоотчет: 19 января 2013 г.
Богослужение в Храме Рождества Христова


Святое Богоявление.
Крещение Господа Бога
и Спаса нашего Иисуса Христа




 
Великий Пяток
РПЦ
Митрополия
Оптина
Закамье