толкования » Закон Божий » Суд над Иисусом Христом у первосвященников иудейских

Суд над Иисусом Христом у первосвященников иудейских

Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец, перед стригущим его безгласен.
Книга пророка Исаии, глава 53, стих 7

Господь Иисус Христос был взят под стражу в Гефсиманском саду. Воины, связав Спасителя, привели Его к дому первосвященников иудейских. Сначала Божественный Узник был приведён к престарелому первосвященнику Анне.



Анна стал расспрашивать Иисуса Христа о Его учении и учениках. Он пытался построить допрос так, чтобы на Иисуса пало подозрение как на главу какого-то тайного заговора, с неизвестным учением и целями.

Но Господь Своим ответом обличил его хитрость: “Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего” (Ин.18:20).

Что спрашиваешь Меня? спроси слышавших, что Я говорил им; вот, они знают, что Я говорил” (Ин.18:21).

Этими словами Христос напомнил неправедному судье о вопиющем нарушении им самим судебных законов. Иудейский закон требовал суда дневного, открытого и при свидетелях, а не ночного и тайного. Потому Господь предложил спросить свидетелей из тех, кто слышал Его проповедь.

Тогда один из слуг, желая угодить первосвященнику, “ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь Ты первосвященнику?” (Ин.18:22).

На этот дерзкий поступок Сын Божий ответил глубочайшим смирением. Он лишь произнёс: “Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьёшь Меня?”
После неудачи на первом допросе Анна отослал связанного Иисуса к первосвященнику Каиафе. В ту ночь у первосвященника собрались почти все члены синедриона — верховного иудейского суда. Они все ненавидели Спасителя и заранее сговорились осудить Его на смерть.

Для этого им нужно было найти в делах или словах Иисуса какую-либо вину, достойную смерти. Такой вины не нашлось: выступавшие свидетели только противоречили друг другу.
Тогда некоторые стали обвинять Христа, говоря: “мы слышали, как Он говорил: “Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный”. Но и такое свидетельство их не было достаточно” (Мк.14:57-59).

Члены синедриона стремились найти на Христа такое обвинение, которое можно было перетолковать как государственное преступление. Это открыло бы им возможность предать Иисуса на суд римлянам как опасного мятежника.
Во всё время этого беззаконного судилища Христос сохранял полное безмолвие. “Тогда первосвященник стал посреди и спросил Иисуса: “Что Ты ничего не отвечаешь? что они против Тебя. Но Он молчал и не отвечал ничего”. (Мк.14: 60,61).
Первосвященник опять спросил Его: “Ты ли Христос, Сын Благословенного?” И тут Христос, нарушив молчание, торжественно засвидетельствовал Своё Божественное достоинство. Он сказал: “Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных” (Мк.14: 61,62).

“Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: “Hа что ещё нам свидетелей? Вы слышали богохульство; как вам кажется?” (Мк. 14, 63-64).
Члены синедриона единодушно вынесли Иисусу желанный для них приговор: “Повинен смерти”.
Люди, державшие Иисуса, ругались над Ним и били Его; и, закрыв Его, ударяли Его по лицу и спрашивали Его: прореки, кто ударил Тебя? И много иных хулений произносили против Него” (Лк.22:63-65).
Рано утром состоялось новое заседание синедриона. Он было созвано лишь для соблюдения внешней формы законности, ибо смертный приговор мог быть вынесен только на другой день после начала суда.
Судьи утвердили приговор и решили предать Господа Иисуса Христа представителю римских властей — Понтийскому Пилату: для исполнения смертного приговора…


Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились.
Книга пророка Исаии, глава 53, стих 5
 
РПЦ
Митрополия
Оптина
Закамье