Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие.
Евангелие от Иоанна, 6:55
Последние дни земной жизни Господа Иисуса Христа были наполнены особым смыслом и важнейшими в истории человечества событиями. В эти дни Господь неоднократно говорил Своим ученикам, что Ему вскоре надлежит покинуть их. Называя их ласково детьми, так, как прежде Он ещё не называл их, Христос призывал апостолов любить друг друга, как Он возлюбил их.
В знак Своей любви накануне крестных страданий Господь совершил великое Таинство. Оно должно было укрепить учеников в предстоящие им скорбные часы ожидания Воскресения Спасителя. Произошло это в Великий Четверг, в Сионской горнице в Иерусалиме.
Здесь, в окружении ближайших учеников, Господь совершил Тайную Вечерю — последнюю пасхальную трапезу Своего земного служения. На ней Он установил величайшее Таинство Нового Завета — Таинство Причащения, или Евхаристии, что переводится с греческого как благодарение.
Спаситель взял в Свои Пречистые руки хлеб и, благословив, преломил. Раздавая его ученикам, Христос сказал: "Приимите, ядите; сие есть Тело Мое". В этот момент по молитве Спасителя хлеб уже перестал быть просто хлебом. Он стал истинным Телом Христовым. Апостолы, услышав слова Христа, не смутились. Господь прежде уже говорил им о хлебе, сходящем с Небес. После чудесного насыщения народа пятью хлебами, Спаситель сказал ученикам: "Я есть хлеб жизни… Хлеб, который я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира". Теперь эти слова Спасителя сбылись.
По свидетельству евангелистов, хлебом святой Евхаристии стал хлеб квасной, по-гречески "артос", — в отличие от хлеба пресного, употреблявшегося евреями на Пасху. По мнению исследователей Священного Писания, этот хлеб по повелению Господа был специально приготовлен для установления Таинства Причащения. Квасной, приготовленный на дрожжах хлеб, был хлебом живым — в противоположность хлебу пресному, мёртвому. Квасной хлеб символизировал ту новую жизнь, которую принёс людям Христос, освободив их от вечной смерти и восстановив союз с Богом.
Причастив учеников Своего Пречистого Тела, Христос взял чашу с виноградным вином и, возблагодарив Отца Небесного за все Его милости к роду человеческому, подал чашу ученикам со словами: "пейте из неё все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов" (Мф. 26, 27-28). В Ветхом Завете в качестве жертвы умилостивления за грехи человеческие приносилась кровь овнов и тельцов. В Новом Завете Сын Божий, во имя спасения рода человеческого, принёс в жертву Самого Себя.
"Как Ветхий Завет, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — имел овнов и тельцов, так и Новый имеет Кровь Господню". Под видом хлеба и вина на Тайной Вечере Господь Иисус Христос преподал Своим возлюбленным ученикам То Самое Тело и Ту Самую Кровь, которые на другой день после этого Он предаст на страдания и смерть.
Совершив Таинство Святой Евхаристии и причастив апостолов, Господь заповедал совершать Таинство во все времена. Он сказал: "Сие творите в Моё воспоминание".
Отныне и до конца времён Таинство Причащения будет совершаться во всех христианских храмах. Хлеб и вино будут невидимо и чудесно прелагаться Духом Святым в истинные Тело и Кровь Спасителя — так, как это совершилось некогда в Сионской горнице в Иерусалиме.
Отныне для всех верующих во Христа Таинство Святой Евхаристии станет реальной и действительной встречей с Богом. Напутствуя апостолов в последние часы Своего пребывания с ними, Господь обещал послать им Утешителя, Духа Истины. На пятидесятый день после Воскресения Христова Святой Дух сойдёт на апостолов и пребудет с людьми во все времена.
Заканчивая Тайную Вечерю, Христос пожелал апостолам мира. Того внутреннего мира, который вносит духовную гармонию в жизнь каждого человека, ибо проистекает из всецелого упования на волю Божию.
Наступало время оставить Сионскую горницу. Впереди учеников ждала разлука со Христом, распятие и смерть Божественного Учителя.
Но уже близок был и тот светлый и радостный час, когда Ангелы на небесах воспоют славное Воскресение Господне и жёны мироносицы услышат благую весть о восстании из мёртвых Спасителя всего человечества…
И узрит всякая плоть спасение Божие.
Евангелие от Луки, 3:6