Святой Церковью читается Послание к Римлянам. Глава 1, ст. 1–7, 13–17

Рим.1:1. Павел,
 
   Ни Моисей, ни после него многие, даже евангелисты, не выставляли имен своих перед писаниями своими, а апостол Павел ставит имя свое перед каждым посланием своим: это потому, что те писали для живших вместе с ними, а он посылал писания издали и по обычаю исполнял правило отличительного свойства посланий. Только в Послании к Евреям он не делает этого; ибо они ненавидели его: посему, чтобы, услышав тотчас имя его, не перестали слушать его, утаивает имя свое в начале. А для чего он из Савла переименован Павлом? Для того, чтобы ему и в этом не быть меньше верховного из апостолов, названного Кифой, что значит камень (Петр) (Ин.1:42), или сыновей Зеведея, нареченных Воанергес, то есть сыновьями грома (Мк.3:17).
 
 раб
 
   Рабство имеет многие виды. Есть рабство по сотворению, о котором говорится: (Пс.118:91). Есть также рабство чрез веру, о котором сказано: «стали послушны тому образу учения, которому предали себя» (Рим.6:17). Наконец, есть рабство по образу жизни: в этом отношении назван рабом Божиим Моисей (Иис.Нав.1:2). Павел — «раб» во всех этих видах.
 
 Иисуса Христа
 
   Предлагает имена Господни от воплощения, восходя снизу вверх: ибо имена «Иисус» и «Христос», то есть Помазанный, суть имена после воплощения. Помазан же отнюдь не елеем, но Духом Святым, который, конечно, бесценнее елея. А что помазание бывает и без елея, послушай: «не прикасайтесь к помазанным Моим» (Пс.104:15), каковое изречение надобно относить к бывшим до закона, когда не было даже имени помазания посредством елея.
 
 призванный
 
   Слово это означает смиренномудрие; ибо им показывает Апостол, что он не сам искал и нашел, но был призван.
 
 Апостол,
 
   Это слово употребил Апостол в отличие от прочих званных. Ибо все верные призваны; но они призваны для того только, чтобы уверовать, а мне, говорит, вручено еще апостольство, которое вверено было и Христу, когда Он посылался Отцом.
 
 избран в благовестие Божие,
 
   То есть выбран к служению благовестия. Иначе: «избран» вместо «предопределен» к этому, как и к Иеремии говорит Бог: «прежде, нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя» (Иер.1:5). И сам Павел говорит в одном месте: «когда благоволил Бог, избравший меня от утробы матери моей» (Гал.1:15). Далее, не напрасно говорит он: «призванный и избран в благовестие». Так как слово у него было к тщеславным, то и внушает, что он достоин веры, как посланный свыше. Самое же благовестие называет так не по совершившимся только, но и по будущим благам, а именем благовестия тотчас утешает слушателя, ибо благовестие содержит не печальное что-нибудь, каковы предречения пророков, но сокровища несчетных благ. А благовестие это есть благовестие Бога, то есть Отца, и потому, что даровано Им, и потому, что делает Его известным, ибо хотя Он известен был и в Ветхом Завете, однако одним иудеям, но и им неизвестен Он был как Отец, впоследствии же, чрез благовестие. Он вместе с Сыном открылся всей вселенной.
 
Рим.1:2. которое Бог прежде обещал через пророков Своих,
 
   Так как проповедь ту поносили, как нововведение, то показывает, что она древнее язычества и прежде описана была у пророков; даже слово «благовестие» находится у Давида, который говорит: «Господь даст слово: провозвестниц великое множество» (Пс.67:12), и у Исаии: «как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир» (Ис.52:7).
 
 в святых писаниях,
 
   Пророки не только говорили, но и писали и изображали действиями, например: Авраам посредством Исаака, Моисей посредством змия, воздеяния рук и заклания агнца. Ибо когда Бог имел уготовить нечто великое, то предвозвещает о том задолго прежде. Посему, когда говорит Он, что многие пророки желали видеть, что вы видите, и не видели (Мф.13:17); то выражает сим, что они не видели самой плоти Его, а потому не видели и знамений, совершающихся перед их глазами.
 
Рим.1:3. о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти.
 
   Здесь явно показывает два рождения; ибо чрез слова «о Сыне Своем», то есть Божием, указывает на рождение горнее, а чрез выражение «от семени Давидова» — на рождение дольнее. Присовокуплением же: «по плоти» показал, что и рождение по Духу принадлежит Ему. Посему благовестие есть не о простом человеке, ибо оно — о Сыне Божием, и не о простом Боге, ибо оно — о Рожденном от семени Давидова по плоти, так что Один и Тот же есть то и другое, то есть и Сын Божий и Сын Давида. Посему да устыдится наконец Несторий. Упоминает же и Апостол о рождении Его по плоти, как и три евангелиста, чтобы от него возвести слушателей к высшему рождению. Так и сам Господь сначала виден был человеком, а потом признан Богом.
 
Рим.1:4. и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем.
 
   Выше сказал: «о Сыне Своем», а теперь доказывает, как Он познан Сыном Божиим, и говорит, что Он наречен, то есть показан, утвержден, признан; ибо наречение есть самое признание, приговор и решение. Ибо все признали и решили, что Он — Сын Божий. Как так? «В силе», то есть чрез силу знамений, которые Он творил. Притом «по духу святыни», чрез который освятил верующих; ибо даровать это свойственно Богу. Также «через воскресение из мертвых», ибо Он первый, и притом Он один. Сам воскресил Себя. Итак, Он узнан и открылся Сыном Божиим чрез воскресение; ибо и это великое дело, как и Сам Он говорит: «когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я» (Ин.8:28).
 
Рим.1:5. через Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере.
 
   Заметь признательность. Ничего, говорит, нет нашего, но все получено нами чрез Сына. Я получил апостольство и благодать чрез Духа. «Он», — говорит Господь, — «наставит вас» (Ин.16:13). И Дух говорит: «отделите Мне Савла и Варнаву» (Деян.13:2), и: «дается Духом слово мудрости» (1Кор.12:8). Что это значит? То, что принадлежащее Духу принадлежит Сыну и наоборот. Благодать, говорит, и апостольство «получили», то есть не по заслугам своим стали мы апостолами, но от благодати свыше. Но и убеждение есть дело благодати; ибо делом апостолов было ходить и проповедовать, а убеждать слушающих всецело принадлежит Богу. «Покорять вере». Мы посланы, говорит, не для словопрения и не для исследования или доказательства, но «покорять вере», чтобы поучаемые слушали, веруя без всякого противоречия.
 
 все народы.
 
   Благодать получили «покорять вере все народы» мы, — не я один, но и прочие апостолы: ибо Павел не обошел всех народов; разве скажет кто-нибудь, что если не при жизни, то по смерти он ходит ко всем народам через послание. А веровали бы, слыша об имени Христа, а не о сущности Его; ибо чудеса творило имя Христово, и оно само требует веры, потому что и его нельзя постигнуть разумом. Смотри, каков дар благовествования: оно сообщено не одному народу, как Ветхий Завет, но всем народам.
 
Рим.1:6. между которыми находитесь и вы, призванные Иисусом Христом.
 
   Здесь сокрушает высокомерие римлян. Вы не больше получили, чем прочие народы, над которыми вы почитаете себя владыками; почему, как проповедуем прочим народам, так и вам: не тщеславьтесь же. Иначе: и вы призваны, благодатью предупреждены, а не сами пришли.
 
Рим.1:7. всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым.
 
   Не просто: «всем находящимся в Риме», но: «возлюбленным Божиим». Откуда же видно, что они возлюбленные? Из освящения; а святыми называет всех верующих. Прибавил же: «призванным», укореняя в памяти римлян благодеяние Божие и показывая, что хотя бы между ними находились и консулы и префекты, но Бог всех призвал тем же самым призванием, каким и простолюдинов, одинаково возлюбив и освятив вас. Итак, поскольку вы одинаково и возлюблены, и призваны, и освящены, то не превозноситесь над незнатными.
 
 благодать вам и мир.
 
   И Господь заповедал апостолам, чтобы, когда входят в домы, это слово произносили первое. Брань, прекращенная Христом, которую породил для нас грех против Бога, была нелегкая, а мир тот приобретен не нашими трудами, но благодатью Божиею: итак, первее благодать, потом мир. Апостол молит о непрерывном и ненарушимом пребывании обоих этих благ, дабы опять, если впадем в грех, не возгорелась новая брань.
 
 От Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
 
   О, как всесильна благодать, происшедшая от любви Божией! Враги и бесславные, мы стали иметь Отцом Самого Бога. Итак, от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа да будут у вас непоколебимыми благодать и мир. Они даровали их, могут и сохранить их.


 
Рим.1:13. Не хочу, братия, оставить вас в неведении, что я многократно намеревался прийти к вам (но встречал препятствия даже доныне).
 
   Выше сказал, что молился, чтобы прийти к ним, а некоторые, вероятно, думали: если ты молишься и желаешь подать утешение и получить оное, то что препятствует тебе прийти? Поэтому присовокупил: «встречал препятствия» от Бога. Обрати внимание, что апостол не любопытствует, почему он встречал препятствия, но повинуется повелениям Владыки, научая и нас не любопытствовать о делах Божиих. Итак, он доказывает, что не пришел к ним не по нерадению или презрению. Я, говорит, так сильно люблю вас, что хотя встречал препятствия, однако никак не оставил своего намерения, напротив постоянно домогался прийти к вам, потому что весьма люблю вас.
 
 чтобы иметь некий плод и у вас, как и у прочих народов.
 
   Так как Рим был славный город, в который стеклись все как в город, богатый диковинами, и великолепный; то, дабы не подумал кто, что Павел весьма желал видеть римлян по этой же причине, говорит: я для того весьма желал прийти, чтобы иметь «некий плод». Вместе с этим уничтожает и другое подозрение, ибо иной мог бы сказать: ты потому встречал препятствия, что хотел прийти вопреки воле Божией. Не сказал: наставить в вере, научить, но выражается скромно: «чтобы иметь некий плод», как и выше: «преподать вам некое дарование». В то же время ограничивает и их, говоря: «как и у прочих народов». Не подумайте, говорит, что вы лучше прочих народов, потому что владычествуете: все вы стоите в одном строе.
 
Рим.1:14. Я должен и Еллинам и варварам, мудрецам и невеждам.
 
Рим.1:15. Итак, что до меня, я готов благовествовать и вам, находящимся в Риме.
 
   И это есть дело скромности. Я, говорит, не милость какую оказываю, но исполняю повеление Владыки, и вы должны благодарить Бога, ибо Он благодетельствует, а я «должен». То же самое сказал и коринфянам: «горе мне, если не благовествую» (1Кор.9:16). Поэтому я готов и вам проповедовать, хотя бы перед глазами были опасности. Такова была ревность его о Христе!
 
Рим.1:16. Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему.
 
   Римляне слишком привержены были к мирской славе, а Павел должен был проповедовать Иисуса, претерпевшего всякое бесславие, и римлянам естественно можно было стыдиться, что таков Спаситель. Поэтому говорит: «не стыжусь», научая между прочим и их не стыдиться, потому что и он не только не стыдился Распятого, но и хвалился и величался Им. Кроме того, поскольку они надмевались мудростью, то я, говорит, иду проповедовать крест, и не стыжусь того; ибо он «есть сила Божия ко спасению». Есть сила Божия и в наказание; так Бог доказал силу Свою египтянам, наказав их. Есть также сила в погибель, как сказано: «бойтесь Того, Кто может... погубить в геенне» (Мф.10:28). Итак, что я, Павел, проповедую, то содержит не наказание, не погибель, но спасение. Кому? «Всякому верующему». Ибо благовестие служит во спасение не просто всем, но приемлющим оное.
 
 во-первых, Иудею, потом и Еллину.
 
   Здесь слово «во-первых» означает первенство в порядке, а не преимущество в благодати; ибо иудея не должно предпочитать потому, будто он больше получает оправдания: он только удостоился получить оное прежде; почему словом «во-первых» выражается только первенство в порядке речи.
 
Рим.1:17. В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет.
 
   Сказав, что благовестие есть «во спасение», объясняет, как оно есть «во спасение». Нас, говорит, спасает правда Божия, а не наша. Ибо какую можем иметь правду мы, проклятые в делах и растленные? Но Бог оправдал нас, не от дел, но от веры, которая должна возрастать в большую и большую веру, ибо недостаточно того, чтобы сначала уверовать, но мы должны восходить от первоначальной веры в веру совершеннейшую, то есть в состояние непоколебимое, и твердое, как и апостолы сказали Господу: «умножь в нас веру» (Лк.17:5). А сказанное, то есть что мы оправданы правдой Божией, подтверждает словами из пророчества Аввакума: «праведный же», — говорит, — «верою жив будет». Так как дарованное нам Богом превосходит все мысли человеческие, то по справедливости нужна для нас вера: ибо если бы мы начали выведывать дела Божии, то потеряли бы все.

Блаженный Феофилакт Болгарский
 
Толкование на Послание к Римлянам святого апостола Павла
 
Источник: azbyka.ru
 


 

 


РПЦ

Митрополия

Оптина

Закамье