И сказал Иисус народу: освятитесь [к утру], ибо завтра сотворит Господь среди вас чудеса.
(Нав. 3, 5)
Так говорил некогда Иисус Навин всему народу еврейскому, приготовляя его к чудесному переходу через Иордан. Казалось, сам Иордан должен был служить в очищение, и, однако же, в него надлежало войти уже предочищенными. Наступило чудо, а где является перст Божий, там требуется чистота и святость.
Освятитесь [к утру], ибо завтра сотворит Господь среди вас чудеса (Нав. 3,5).
Нам, братья, не переходить заутра Иордана, но должно приступить к трапезе Господней - причаститься Тела и Крови Спасителя нашего. Что больше: воды Иордана или Кровь Сына Божия? - О, воистину, скажет каждый из вас, больше, стократ больше Иордана она. Итак, очиститесь, воззовем к вам и мы гласом Навина,
освятитесь [к утру], ибо завтра сотворит Господь среди вас чудеса (Нав. 3, 5), - сотворит то, перед чем малы все чудеса Синая и Сиона.
Очиститесь! Быть не может, чтобы самые внимательные к себе и своему спасению не нашли в себе чего-либо нечистого, коль скоро вникнут глубже в свое сердце и сообразят, к чему им завтра должно приступать и что принять. Если око Вседержителя в самих Ангелах, - как сказано в книге праведного Иова, - усматривает иногда нечто стропотное (см. Иов 4,18), то в нас ли не усмотришь? - Если апостолам надлежало приступить к Тайной вечери омовенными, то нам ли явиться к ней без духовного омовения? Мы все,
если говорим, что не имеем греха, - обма нываем самих себя, и истины нет в нас (1 Ин. 1, 8). Все грешники, все требуем очищения! - А что сказать о тех из нас, которые имели несчастие в прошедшее время вертоград души своей оставлять вовсе без надзора, жили вне себя и действовали по одному течению обстоятельств, по одному влечению чувств? - Такие, возвратясь теперь во внутреннюю храмину свою, может быть, найдут, что дом души их весь пуст и пал, приникнув в зеркало совести, увидят, может быть, что в них
от подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места (Ис. 1,6).
Таким ли, если только желают помилования, приступать к трапезе Господней без очищения? - Напротив, таких, судя по множеству язв душевных, надлежало бы заставить вовсе удержаться, до времени, от участия в трапезе Господней. Но долговременное удаление от сей целебоносной трапезы само может быть сопряжено с великою опасностью и потерей. Душа, намного удаляющаяся благодатного общения, легко может, как справедливо рассуждает святой Златоуст, быть звероуловлена от мысленного волка (см. 2-ю молитву ко Святому Причащению). Поэтому пусть все, которым разрешено приступать к трапезе, примут врачевство и вкусят духовного брашна для укрепления сил на духовный подвиг, только пусть очистятся посредством покаяния и исповеди.
На великое дело это должно быть употреблено не несколько часов, а вся остальная жизнь; но и за несколько часов, остающихся до утра, может быть сделано немало: может быть положено начало истинного покаяния, принято разрешение прошедших грехов и благословение на будущие добродетели. Если начало не заключает в себе всего продолжения и конца, то, с другой стороны, ни продолжение, ни конец не могут быть без начала. Надобно начать, чтоб потом продолжать и кончить. Итак, начни ныне то, что должно продолжать всю жизнь; начни то, чего до сих пор не было и без чего ты сам не был ни христианином, ни человеком, - начни свое спасение. Чем лучше окончить Святую Четыредесятницу, как не святою решимостью положить конец своим грехам? Чем лучше встретить светлый день Воскресения, как не восстанием из гроба страстей и пороков? Какой знак с твоей стороны приличнее этого знака для того завета с Господом, в который ты завтра вступить намерен? О, воистину это будет новый завет и для тебя, и для Него, - такой завет, которого Он ждет от тебя с самого явления твоего на свет.
Тяжело расстаться навсегда с пороком? - Но разве ты, возлюбленный, думаешь быть рабом его вечно? Надо же будет когда-либо бросить из рук эту змею, которая, увлекая тебя своими изгибами и пестротою, в то же время уязвляет тебя смертельно. Нельзя быть вечно грешником, не сделавшись диаволом. А захочешь ли ради греха быть диаволом? Грех доставлял тебе удовольствия? Но не он ли сто раз огорчал тебя? Долго ли цвели розы? А терны будут и теперь: будут здесь, а что будет там? Спеши же выйти из бездны, пока зовут тебя вон и простирают к тебе руку, пока не потеряна вовсе стезя, пока собственная тяжесть твоя не повлекла тебя на самое дно.
Если бы для спасения души потребовалось что-либо великое, ты должен, непременно должен, сделать все требуемое; ибо не ты ли сам бываешь готов на все для спасения тела? А что значит тело в сравнении с душою? - Тело, как бы ты ни берег его, через несколько лет покинет тебя, ляжет во гроб и сделается добычею тления, а душа всегда твоя, вечно с тобою. Об ней ли не попечься? Для нее ли не перенести чего-либо? И что перенести? Чего требуется от тебя? - Исповедания своих грехов, которые, впрочем, все уже известны Богу, всем Ангелам и, может быть, многим людям; ненависти к грехам, которые разлучали тебя с Богом, убивали душу твою и тело, вели тебя в ад и геенну, отвращения к ним на будущее время, того отвращения, которое само собою не может не быть в тебе, если только ты ощутишь сколько-нибудь ядотворность греховных наслаждений. Может ли быть требования менее, справедливее, необходимее? - Когда и этого не сделаешь и когда после этого погибнешь (а непременно погибнешь, если не сделаешь), тогда и тебе надобно будет сказать, что погибель твоя от тебя (см. Ос. 13, 9). Итак, братья, очиститесь, и снова скажу: "Очиститесь!" Если вы сделаете это, примиритесь с Богом, положите начало исправления и дадите твердый обет вести остальную жизнь в чистоте и святости, то заутра сотворит в вас Господь чудо. А если не очиститесь, если приступите к Чаше Завета необдуманно, без сокрушения, лицемерно, то враг спасения не замедлит сотворить над вами ужасное - приведет за собою к вам еще
семь других духов (Лк. 11, 26)! Аминь.
Святитель Иннокентий Херсонский