Слово — очень важный, по-своему уникальный инструмент. Настолько уникальный, что святые отцы нередко — по праву обладания им — именовали человека не как-то иначе, а «существом словесным». Несовершенный, безусловно, инструмент, поскольку есть вещи, переживания, истины, которых посредством слова вполне не выразишь, все равно недосказанность, неясность останется. В особенности это касается жизни духовной — неслучайно преподобный Исаак Сирин писал о том, что «словеса — орудия мира сего», в то время как «молчание — таинство будущего века».
И, тем не менее, дар слова крайне важен. И не только как возможность общения друг с другом, возможность передать опыт или рассказать о пережитом. В слова ведь облекаем мы и свою молитву, свое обращение к Богу. Есть, конечно, и молитва без слов, о которой, в частности, святитель Феофан Затворник пишет, но она без труда в молитве словесной, как правило, не рождается в нашем сердце. И вот причина, почему нужно быть со словом как можно осторожней — чтобы настройки этого инструмента не нарушились, не сбились. Когда говоришь много, не думая о том, точно ли все так, как ты говоришь, когда говоришь на ходу, скоро, не задумываясь, когда допускаешь лукавство и ложь, когда, наконец, говоря, не помышляешь о Боге, то меняется отношение к слову. Причем не у окружающих тебя только людей, а у тебя самого. И ты уже произносимое тобой не воспринимаешь всерьез, глубоко — не то, что как истину. Слова утрачивают свою значительность, весомость, так — скачут, как мячики для пинг-понга… И как же тогда молиться? Ведь ты и слова молитв, исходящие из твоих уст, точно так же всерьез, глубоко, как истину воспринять не можешь. Оттого и случается столь часто, что молишься и… сам себя не слышишь или — самому себе не веришь. И закончив свое правило, даже сказать подчас не сможешь — о чем Господа просил, зачем Его беспокоил. И сердцу не открывается глубина молитвенных воззваний, и сердце не отрывается для Бога… И виной тому — отношение к слову. Хотя, не к слову, конечно, только, но и к жизни всей.
Чтобы научиться правильно говорить, крайне важно научиться… молчать. В молчании накапливает человек ту внутреннюю энергию, которая наполняет затем слово, делает его сильным, полновесным. В молчании рождаются те мысли, которые, не будучи высказаны сразу, наскоро, обретают подлинную значимость и глубину. А лишнее отсеивается, потому что когда познает человек покой и пользу молчания, то уже не решается нарушать его просто так, ради каких-то пустяков. И сбывается известная пословица, утверждающая, что «слово — серебро, а молчание — золото». Впрочем, слово, из среды молчания изшедшее, тоже нередко бывает золотым.
Игумен Нектарий (Морозов)
12 октября 2012 года
источник: pravoslavie.ru