Публикации » Радость наша

Радость наша

Особое время переживаем мы сейчас, – мы, за короткое время привыкшие или приученные к ругани, ниспровержению, охаиванию, недоверию и неверию. В тот момент, когда всех пугают хозяйственной разрухой, распадом государства, грядущими катастрофами, концом света и прочими несчастьями, происходят удивительные вещи. Наша поруганная и оскверненная земля медленно, пядь за пядью, вновь начинает освящаться. Раздается по городам и весям запрещавшийся в течение полувека колокольный звон, выходят за церковную ограду крестные ходы, совершаются водосвятные молебны на источниках и реках, возвращаются из «небытия» чудотворные иконы и мощи святых, даже в Московском Кремле – бывшем сердце России и Православия, а ныне твердыне властей предержащих – достаточно регулярно совершаются богослужения.

Так оно и должно быть: земля должна быть возвращена людям, люди – земле, страна – своим гражданам. Но как тело, из которого изошла душа, мертво, так и народ, оставивший Церковь, еще не возродился.

Начавшийся 2008 год освящен 175-летием преставления преподобного Серафима Саровского.

Этот великий подвижник, ученик и собеседник Пресвятой Богородицы, провел всю свою жизнь в самом центре России. Родившись в Курске в 1754 году и в юном возрасте получив в Киево-Печерской лавре благословение на иноческие подвиги, он ушел в Саровский монастырь тогдашней Тамбовской епархии и 55 лет подвизался в обители и ее окрестностях, молясь за всю землю Русскую.

Почитаемый и обругиваемый как при жизни, так и после смерти, наступившей во время глубокой молитвы в 1833 году, он был канонизирован через 70 лет авторитетом страстотерпца императора Николая II. Записанный таким образом в «царские святые», этот народный подвижник, чьи иконы открыто стояли почти в каждом православном храме, до 1980-х годов возбранялся к упоминанию даже в церковной прессе.

В 1927 году мощи его были похищены гэпэушниками и увезены в неизвестном направлении. Так через столетие после блаженной кончины преподобный, как и при жизни, претерпевал от соотечественников оскорбления, презрение и нападения.

11 января 1991 года святые мощи батюшки Серафима, случайно обнаруженные в запасниках бывшего петербургского Казанского собора, святотатственно превращенного в Музей религии и атеизма, были возвращены Русской Православной Церкви. 7 февраля они были перевезены в Москву, и в течение полугода вся православная Русь стекалась к ним в патриарший Богоявленский собор со своими радостями и печалями. И никто не уходил неутешенным. И снова, как и в начале XX века, от святых мощей стал исходить прикровенный поток чудотворной помощи и исцелений. С 23 по 30 июля мощи торжественно через Ногинск, Орехово-Зуево, Владимир, Нижний Новгород и Арзамас были доставлены в Дивеево и к 1 августа – дню прославления преподобного – с честью положены в Троицком соборе возрожденной Дивеевской обители, где им и надлежало покоиться, как и предрекал некогда сам преподобный Серафим Саровский.

Что значит для нашего озлобленного и разуверившегося современника тихий и светлый старец, обращавшийся к своим собеседникам не иначе как «радость моя» или «Ваше боголюбие»?

В наш век – век отчаяния и самоубийств, когда человек не знает, ради чего и во имя чего он живет, так дороги слова преподобного Серафима о цели нашей жизни. Его рецепт предельно прост: «Стяжи дух мирен – и тысячи вокруг тебя спасутся». И всей своей жизнью он доказал это, доказал, что цель земного пути человека – в стяжании Духа Святого. Для тех, кто не молится, – это пустые слова, абстракция. Только «чистые сердцем», сказано в Евангелии, «Бога узрят» (Мф. 5: 8).

Как же нам, грешным, добиться того, чтобы встреча с Господом все-таки состоялась? И тут на помощь нам приходят святые, из сонма которых смиренно взирает на нас преподобный Серафим Саровский. Он не перестает духовно окормлять нашу страну. Он идет навстречу даже тем, кто и не ищет помощи, кто и знать его не желает. Он помогает, исцеляет, утешает, любит…

Тридцать лет отшельничества. Три года столпничества. Подвиг безмолвия. Затворничество. Старчество. И он преодолел все эти ступени человеческого совершенствования, «облекаясь во Христа», уподобляясь Ему и являя нам высокие образцы целомудрия, бдения, поста, непрестанной молитвы, кротости, смирения, послушания, совершенного незлобия. Это пример, может быть, единственный в мире христианской святости. В преподобном Серафиме, как в фокусе, собрались все подвиги, прославившие множество русских и не только русских подвижников. Для тысяч своих современников и для сотен тысяч их потомков он стал духовным отцом и руководителем. Он свел воедино все пути, которыми душа поднимается к Богу. В нем явственно воплотилась характерная идея русской духовности: преображение всякой твари, всего сотворенного силою добровольной жертвы любви и сострадания. Преподобный Серафим, в XIX веке знавший о переживаемых нами ныне временах больше, нежели знаем мы сами, являл и являет живой образ будущего восстановления всего сотворенного. Он жил и почил, преисполненный «пасхального духа». Он шел путем Христа и задолго до всеобщего воскресения из мертвых преисполнился пасхальной радости.

Путь Христов – это смертная тоска в Гефсимании, принятие надругательств на суде, Голгофа и кажущаяся оставленность Богом. На этом пути оказались и Россия, и Русская Православная Церковь. И верное направление на этом пути указывает нам преподобный Серафим Саровский.

Желаете, чтобы воссияла Пасха? Дерзайте! Преображайте мировое бытие через упразднение всякой ненависти, разделения, отвергнитесь «ветхого» – грешного – человека, утверждайте в себе совершенную любовь к Богу, ко всем существам, получившим жизнь от Него.

Серафим в переводе с древнееврейского означает «пламенный». Что же могло быть пламенного в тишайшем, согбенном и смиренном старце? – Вера!

А если кто-либо захочет получить доказательство или опровержение всего сказанного, пусть сам призовет на помощь преподобного, пусть сам приедет в Дивеево, пусть сам приложится к святым мощам угодника Божия.

Александр Парменов
источник: Православие



 
РПЦ
Митрополия
Оптина
Закамье