Публикации » publikasii_1511 » Житие святителя Иоанна Милостивого

Житие святителя Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского


Иоанн ро­дил­ся на ост­ро­ве Ки­п­ре и был сы­ном кня­зя Епи­фа­ния. С юно­сти он был вос­пи­тан в бла­го­че­стии и стра­хе Бо­жи­ем, ко­то­рый был для него на­ча­лом пре­муд­ро­сти.


При­шед­ши в воз­раст, он по во­ле ро­ди­те­лей сво­их всту­пил в су­пру­же­ство и имел де­тей. Но вско­ре Иоанн ли­шил­ся де­тей, а по­том и же­ны, ибо так бла­го­из­во­лил Бог, дабы Иоанн осво­бо­див­шись от слу­же­ния пло­ти, пре­дал­ся жиз­ни ду­хов­ной.

Осво­бо­див­шись от уз брач­ной жиз­ни, он воз­бла­го­да­рил Бо­га и с се­го вре­ме­ни уже без вся­ких пре­пят­ствий усерд­но стал слу­жить Гос­по­ду, упраж­ня­ясь в частой мо­лит­ве и во всех бо­го­угод­ных де­лах. Осо­бен­но же он был ми­ло­серд и ми­ло­стив ко всем, тер­пя­щим бед­ствия от ни­ще­ты.

Его ду­хов­ные по­дви­ги стя­жа­ли ему из­вест­ность, и, ко­гда ов­до­ве­ла пат­ри­ар­шая ка­фед­ра в Алек­сан­дрии, им­пе­ра­тор Ирак­лий и все ду­хо­вен­ство упро­си­ли свя­то­го Иоан­на за­нять пат­ри­ар­ший пре­стол. Свя­ти­тель до­стой­но нес ар­хи­пас­тыр­ское слу­же­ние, за­бо­тясь о нрав­ствен­ном и дог­ма­ти­че­ском вос­пи­та­нии па­со­мых. Во вре­мя сво­е­го пат­ри­ар­ше­ства он об­ли­чил и из­гнал из Алек­сан­дрии ересь мо­но­фе­ли­та-ан­тио­хий­ца Фул­ло­на.

Ис­ко­ре­нив сие ере­ти­че­ское уче­ние, свя­той Иоанн все­це­ло по­свя­тил се­бя рев­ност­но­му ис­пол­не­нию за­по­ве­дей Бо­жи­их и де­лам бла­го­тво­ре­ния. Ни один нуж­да­ю­щий­ся не ухо­дил от него опе­ча­лен­ным и с пу­сты­ми ру­ка­ми; всем про­ся­щим Иоанн раз­да­вал ми­ло­сты­ню, всех уте­шал в скор­бях, не сло­вом толь­ко, но и де­лом; он на­сы­щал ал­чу­щих, оде­вал на­гих, вы­ку­пал плен­ни­ков и имел по­пе­че­ние о стран­ни­ках и боль­ных. Щед­рость его бы­ла по­доб­на ре­ке, непре­стан­но и изобиль­но те­ку­щей и на­па­я­ю­щей всех жаж­ду­щих.

В на­ча­ле сво­е­го пас­тыр­ства Иоанн при­звал цер­ков­ных эко­но­мов и дал им та­кое по­ру­че­ние:

– Обой­ди­те весь го­род и пе­ре­пи­ши­те всех гос­под мо­их.

Эко­но­мы спро­си­ли его:

– Кто же это твои гос­по­да?

Пат­ри­арх от­ве­тил:

– Это те, ко­то­рых вы на­зы­ва­е­те ни­щи­ми и убо­ги­ми; они мои гос­по­да, ибо они во­ис­ти­ну мо­гут спо­соб­ство­вать мне в до­сти­же­нии спа­се­ния и вве­сти ме­ня в веч­ные оби­те­ли.

Эко­но­мы по­шли и пе­ре­пи­са­ли всех убо­гих, най­ден­ных на ули­цах, в боль­ни­цах и на гно­и­щах. Всех их бы­ло най­де­но семь ты­сяч пять­сот че­ло­век, и всем им свя­той Иоанн по­ве­лел вы­да­вать все нуж­ное для еже­днев­но­го про­пи­та­ния.

В то вре­мя пер­сы сде­ла­ли на­па­де­ние на Си­рию и Па­ле­сти­ну, со­жгли свя­той го­род Иеру­са­лим, взя­ли Чест­ное Дре­во Свя­то­го Кре­ста и от­ве­ли в плен мно­го хри­сти­ан. Бла­жен­ный Иоанн от­пра­вил ко­раб­ли с зо­ло­том и пше­ни­цею для вы­ку­па плен­ни­ков и для ока­за­ния по­мо­щи на­хо­дя­щим­ся в бе­дах; та­ким об­ра­зом по сво­е­му ми­ло­сер­дию он мно­гих вы­вел из за­клю­че­ния и из­ба­вил от бед­ствий пле­на.

А так как не вся­кий мог невоз­бран­но при­хо­дить к нему, ибо слу­ги его не о каж­дом при­хо­дя­щем со­об­ща­ли пат­ри­ар­ху, то вслед­ствие се­го он вы­брал два дня в неде­лю: сре­ду и пя­ток, и в эти дни си­дел с неко­то­ры­ми бла­го­че­сти­вы­ми людь­ми при цер­ков­ных две­рях, при­ни­мая вся­ко­го же­ла­ю­ще­го, вы­слу­ши­вая его прось­бы, об­суж­дая слу­чав­ши­е­ся рас­при, за­щи­щая оби­жа­е­мых и во­дво­ряя меж­ду ве­ру­ю­щи­ми мир. При этом свя­той пат­ри­арх го­во­рил окру­жав­шим его:

– Ес­ли для ме­ня ни­ко­гда не воз­бра­нен вход ко Гос­по­ду Бо­гу мо­е­му, и в мо­лит­ве я бе­се­дую с Ним и про­шу у Него, че­го хо­чу, то по­че­му же мне не доз­во­лить мо­е­му ближ­не­му невоз­бран­но­го до­сту­па ко мне, дабы он со­об­щил мне о сво­ей оби­де и нуж­де и про­сил у ме­ня, че­го хо­чет? Долж­но бо­ять­ся Ска­зав­ше­го: «Ка­кою ме­рою ме­ри­те, та­кою и вам бу­дут ме­рить» (Мф.7:2).

Ино­гда слу­ча­лось, что к бла­жен­но­му Иоан­ну ни­кто не при­хо­дил с прось­бою в то вре­мя, ко­гда он си­дел при цер­ков­ных две­рях, ожи­дая же­ла­ю­щих при­бег­нуть к нему; то­гда он вста­вал огор­чен­ным и со сле­за­ми воз­вра­щал­ся до­мой. При этом неко­то­рые спра­ши­ва­ли его ино­гда:

– От­че­го ты скор­бишь и се­ту­ешь?

Свя­той от­ве­чал им:

– Ныне сми­рен­ный Иоанн ни­че­го не на­шел и ни­че­го не при­нес Бо­гу за гре­хи свои.

Друг его, бла­жен­ный Со­фро­ний, уте­шая его, го­во­рил ему:

– Те­бе по­ис­ти­не сле­ду­ет ве­се­лить­ся ныне, от­че, так как сло­вес­ные ов­цы твои жи­вут мир­но, без рас­при и спо­ров, как Ан­ге­лы Бо­жии.


Од­на­жды цер­ков­ные эко­но­мы со­об­щи­ли свя­то­му Иоан­ну, что в тол­пе убо­гих сто­ят хо­ро­шо оде­тые де­ви­цы, ис­пра­ши­ва­ю­щие ми­ло­сты­ню, и при этом спро­си­ли его – нуж­но ли тем де­ви­цам, как и про­чим ни­щим, по­да­вать ми­ло­сты­ню? Пат­ри­арх от­ве­тил:

– Ес­ли вы дей­стви­тель­но ра­бы Хри­сто­вы и вер­ные слу­ги сми­рен­но­го Иоан­на, то по­да­вай­те так, как Хри­стос по­ве­лел, не взи­рая на ли­ца, не рас­спра­ши­вая о жиз­ни тех, ко­то­рым вы да­е­те. Знай­те, что мы не свое от­да­ем, но Хри­сто­во; итак бу­дем да­вать, как по­ве­лел Он. Ес­ли же вы ду­ма­е­те, что цер­ков­но­го име­ния не хва­тит для столь ве­ли­кой ми­ло­сты­ни, то я не же­лаю быть участ­ни­ком ва­ше­го ма­ло­ве­рия. Я ве­рую Бо­гу, что ес­ли бы со всей все­лен­ной со­шлись в Алек­сан­дрию убо­гие, же­лая по­лу­чить от нас ми­ло­сты­ню, то и то­гда не оску­де­ет на­ше цер­ков­ное иму­ще­ство.


И для то­го, чтобы они не бы­ли ма­ло­вер­ны, свя­ти­тель рас­ска­зал сле­ду­ю­щее:

– Ко­гда на шест­на­дца­том го­ду мо­ей жиз­ни я на­хо­дил­ся еще на ост­ро­ве Ки­п­ре, то од­на­жды но­чью я уви­дал во вре­мя сна весь­ма пре­крас­ную де­ви­цу; она бы­ла бле­стя­ще оде­та и име­ла на го­ло­ве мас­лич­ный ве­нок. Став близ мо­ей по­сте­ли, де­ви­ца кос­ну­лась ме­ня и раз­бу­ди­ла. Проснув­шись, я уви­дал, что она сто­ит пре­до мною уже не во сне, но на­яву, и спро­сил ее:

– Кто ты та­кая и как ты осме­ли­лась вой­ти ко мне?

Она же, смот­ря на ме­ня свет­лым взо­ром и улы­ба­ясь крот­ки­ми уста­ми, ска­за­ла:

– Я – стар­шая дочь Ве­ли­ко­го Ца­ря и пер­вая сре­ди до­че­рей Его.

Услы­хав сие, я по­кло­нил­ся ей. Она же про­дол­жа­ла:

– Ес­ли ты сде­ла­ешь ме­ня сво­ею по­дру­гою, то я ис­хо­да­тай­ствую те­бе от Ца­ря ве­ли­кую бла­го­дать и при­ве­ду те­бя пред Ли­цо Его, ибо ни­кто не име­ет у Него та­кой си­лы и дерз­но­ве­ния, как я. Я низ­ве­ла Его с неба на зем­лю и по­бу­ди­ла об­лечь­ся в плоть че­ло­ве­че­скую для спа­се­ния лю­дей.

Ска­зав сие, она ста­ла неви­ди­ма. Удив­ля­ясь се­му пре­чуд­но­му ви­де­нию, я ска­зал се­бе:

– По­ис­ти­не в об­ра­зе де­ви­цы яви­лось ко мне Ми­ло­сер­дие. Об этом сви­де­тель­ству­ет мас­лич­ный ве­нок на ее го­ло­ве, ко­то­рый яв­ля­ет­ся зна­ме­ни­ем ми­ло­сер­дия; то же по­ка­зы­ва­ют и сло­ва, про­из­не­сен­ные тою де­ви­цею: я, ска­за­ла она, низ­ве­ла с неба на зем­лю Бо­га, и Он во­пло­тил­ся. Со­зда­тель, ви­дя че­ло­ве­ка по­ги­ба­ю­щим, по­же­лал из­ба­вить его от по­ги­бе­ли, ни­чем дру­гим не по­буж­да­е­мый, как толь­ко ми­ло­сер­ди­ем, ибо вос­хо­тел по­ми­ло­вать Свое со­зда­ние. По­се­му, кто же­ла­ет об­ре­сти ми­лость у Бо­га, тот дол­жен иметь ми­ло­сер­дие к ближ­ним и по­да­вать ми­ло­сты­ню.

Один ку­пец, по­те­ряв всё свое бо­гат­ство в мо­ре, при­шед­ши в край­нюю ни­ще­ту, про­сил свя­то­го по­мочь ему. Свя­тый дал ему пять литр зо­ло­та. По­лу­чив зо­ло­то, ку­пец на­ку­пил на него мно­же­ство то­ва­ров и, сев на ко­рабль, от­пра­вил­ся по мо­рю в дру­гие го­ро­да. Но, по­тер­пев ко­раб­ле­кру­ше­ние, он сно­ва по­те­рял всё и толь­ко сам еле жи­вым спас­ся от по­топ­ле­ния. То­гда он сно­ва при­шел к свя­то­му Иоан­ну, и рас­ска­зал ему о слу­чив­шем­ся. Иоанн за­ме­тил ему:

– Ты имел еще иное зо­ло­то, со­бран­ное неправ­дою, и его ты сме­шал с цер­ков­ным зо­ло­том, дан­ным те­бе мною. Вот по­че­му по­гиб­ло и то, и дру­гое.

Ска­зав это, он дал ему еще зо­ло­та, вдвое бо­лее преж­не­го, око­ло де­ся­ти литр. Но и в тре­тий раз куп­ца по­стиг­ло то­же зло­клю­че­ние. Весь то­вар его по­гиб в мо­ре, и он уже не осме­ли­вал­ся по­ка­зать­ся на ли­цо пат­ри­ар­ху, но ры­дал, си­дя в сво­ем до­ме, по­сы­пав пеп­лом свою го­ло­ву и на­ме­ре­ва­ясь ли­шить се­бя жиз­ни. Узнав о сем, свя­той при­звал куп­ца и ска­зал ему:

– За­чем ты при­хо­дишь в от­ча­я­ние от пе­ча­ли? Упо­вай на Бо­га, и Он не оста­вить те­бя! Но я ду­маю, что это несча­стие слу­чи­лось с то­бою от то­го, что ты вла­дел непра­виль­но при­об­ре­тен­ным ко­раб­лем.

Ска­зав это, Иоанн при­ка­зал дать куп­цу цер­ков­ный ко­рабль, на­пол­нен­ный пше­ни­цею, и за­тем от­пу­стил его. По­лу­чив дан­ный ему ко­рабль с пше­ни­цею, ку­пец по­плыл по мо­рю. И вот вне­зап­но под­нял­ся силь­ный ве­тер и по­нес ко­рабль в неиз­вест­ную стра­ну. Ку­пец, узрев в ви­де­нии сво­е­го бла­го­де­те­ля, свя­то­го Иоан­на Ми­ло­сти­во­го, пат­ри­ар­ха Алек­сан­дрий­ско­го, сто­яв­ше­го на кор­ме и управ­ляв­ше­го ко­раб­лем, оста­вал­ся в на­деж­де, что по мо­лит­вам свя­то­го пла­ва­ние при­дет к доб­ро­му кон­цу.

Чрез два­дцать дней и столь­ко же но­чей они при­ста­ли к бе­ре­гу Бри­та­нии. В сей стране был то­гда силь­ный го­лод. На­род, узнав, что к го­ро­ду их по­плыл ко­рабль с пше­ни­цею, весь­ма об­ра­до­вал­ся и стал по­спеш­но рас­ку­пать пше­ни­цу. И так ку­пец сей при­быль­но про­дал там пше­ни­цу, по­лу­чив за од­ну по­ло­ви­ну про­дан­но­го – зо­ло­том, а за дру­гую оло­вом. На воз­врат­ном пу­ти он при­был в Де­ка­поль. Же­лая здесь про­дать оло­во, он уви­дел, что оно пре­вра­ти­лось всё в зо­ло­то. Обо­га­тив­шись та­ким об­ра­зом, ку­пец с ра­до­стью воз­вра­тил­ся в Алек­сан­дрию и рас­ска­зал всем о сем уди­ви­тель­ном чу­де, ко­то­рое про­изо­шло по мо­лит­ве и ми­ло­сты­ни свя­то­го Иоан­на.


Свя­той Иоанн Ми­ло­сти­вый был из­ве­стен сво­им крот­ким от­но­ше­ни­ем к лю­дям. Од­на­жды свя­ти­тель вы­нуж­ден был за ка­кую-то про­вин­ность от­лу­чить от Церк­ви од­но­го кли­ри­ка. Про­ви­нив­ший­ся озло­бил­ся на пат­ри­ар­ха. Свя­ти­тель хо­тел при­звать его для бе­се­ды и за­был об этом. Во вре­мя со­вер­ше­ния Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии свя­той вспом­нил сло­ва Еван­ге­лия: ко­гда при­но­сишь свой дар на ал­тарь и вспом­нишь, что брат твой име­ет что-ли­бо про­тив те­бя, – оставь дар свой и преж­де по­ми­рись с бра­том тво­им (Мф.5:23-24). Свя­ти­тель вы­шел из ал­та­ря, при­звал к се­бе про­ви­нив­ше­го­ся кли­ри­ка и, пав пе­ред ним на ко­ле­ни, все­на­род­но про­сил про­ще­ния. По­тря­сен­ный кли­рик рас­ка­ял­ся в со­де­ян­ном и впо­след­ствии стал бла­го­че­сти­вым свя­щен­ни­ком.


Не ме­нее по­ра­зи­те­лен дру­гой при­мер кро­то­сти, об­на­ру­жен­ной свя­тым Иоан­ном. Один со­дер­жа­тель го­сти­ни­цы в Алек­сан­дрии обес­че­стил ру­га­тель­ны­ми и уко­ри­тель­ны­ми сло­ва­ми пле­мян­ни­ка бла­жен­но­го, по име­ни Ге­ор­гия. При­дя к сво­е­му дя­де, Ге­ор­гий горь­ко жа­ло­вал­ся на обес­че­стив­ше­го его че­ло­ве­ка.

Ви­дя сво­е­го пле­мян­ни­ка весь­ма сму­щен­ным и же­лая успо­ко­ить его, Иоанн ска­зал:

– Он, ху­до­род­ный, осме­лил­ся обес­че­стить мо­е­го пле­мян­ни­ка! Сви­де­тель­ству­юсь Бо­гом, что ото­мщу се­му оскор­би­те­лю и по­ступ­лю с ним так, что от то­го при­дет в изум­ле­ние вся Алек­сан­дрия!

Немно­го успо­ко­ив­шись от сих слов пат­ри­ар­ха, Ге­ор­гий пе­ре­стал ры­дать. То­гда крот­кий и сми­рен­ный серд­цем Иоанн стал го­во­рить ему:

– Воз­люб­лен­ный сын! Ес­ли ты хо­чешь быть мо­им род­ствен­ни­ком, то будь го­тов пре­тер­пе­вать не толь­ко оскорб­ле­ния, но подъ­ять и ра­ны, и для Бо­га всё про­щать ближ­не­му. Же­ла­ешь ли ты быть бла­го­род­ным? – То­гда ищи бла­го­род­ства не по кро­ви, но от доб­ро­де­те­ли. Ис­тин­ное бла­го­род­ство укра­ша­ет­ся не столь­ко сла­вою пред­ков, сколь­ко доб­ры­ми де­ла­ми и бо­го­угод­ною жиз­нью!

И дей­стви­тель­но, Иоанн, со­глас­но сво­е­му обе­ща­нию, по­сту­пил с оскор­би­те­лем так, что уди­ви­лась вся Алек­сан­дрия: вме­сто на­ка­за­ния и ме­сти он ока­зал ему бла­го­де­я­ние.

Та­ким об­ра­зом, уми­ро­тво­рив сво­е­го пле­мян­ни­ка, свя­той по­звал над­смотр­щи­ка над го­сти­ни­ца­ми и при­ка­зал ему, чтобы он с то­го че­ло­ве­ка, ко­то­рый обес­че­стил Ге­ор­гия, не брал цер­ков­ной по­да­ти, ко­то­рую тот дол­жен быль да­вать еже­год­но, но предо­ста­вил ему жить сво­бод­но.

Иоанн по­да­вал ни­щим боль­шую ми­ло­сты­ню и осо­бен­но по­мо­гал тер­пя­щим ка­кую-ли­бо оби­ду. Од­на­жды, ко­гда он шел в цер­ковь свя­тых му­че­ни­ков Ки­ра и Иоан­на, к нему по­до­шла бед­ная вдо­ва и, рас­ска­зав о ве­ли­кой оби­де, при­чи­нен­ной ей зя­тем, про­си­ла за­щи­ты у свя­то­го пат­ри­ар­ха. Со­про­вож­дав­шие Иоан­на ска­за­ли ему:

– Вла­ды­ка, вы­слу­шай прось­бу сей вдо­ви­цы уже то­гда, ко­гда воз­вра­тишь­ся до­мой!

Свя­тый от­ве­чал:

– Как же ныне Бог услы­шит мою мо­лит­ву, ес­ли я не вы­слу­шаю ее немед­ля?

И он не тро­нул­ся с ме­ста, по­ка не вы­слу­шал вдо­ви­цу и не за­щи­тил ее от оби­ды.

Свя­тый Иоанн весь­ма ча­сто на­ве­щал боль­ных, ко­то­рым сам при­слу­жи­вал и на­пут­ство­вал уми­ра­ю­щих, сво­и­ми мо­лит­ва­ми, по­мо­гая им при их кон­чине. Кро­ме се­го, он ча­сто со­вер­шал Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию за умер­ших и го­во­рил, что со­вер­ша­е­мая за умер­ших Бо­же­ствен­ная ли­тур­гия при­но­сит ве­ли­кую поль­зу усоп­шим. В под­твер­жде­ние се­го свя­ти­тель ука­зы­вал на со­бы­тие, слу­чив­ше­е­ся немно­го ра­нее се­го вре­ме­ни на ост­ро­ве Ки­п­ре.

– Один плен­ник из Ки­п­ра, – го­во­рил он, – на­хо­дил­ся в Пер­сии в тяж­ком за­клю­че­нии. Ро­ди­те­лям его, жив­шим на Ки­п­ре, бы­ло со­об­ще­но, буд­то он уже умер, так что они опла­ки­ва­ли его, как умер­ше­го. Три­жды в год они ста­ли справ­лять па­мять о нем, де­лая при­но­ше­ния в цер­ковь за его ду­шу, для со­вер­ше­ния Бо­же­ствен­ной служ­бы. По про­ше­ствии че­ты­рех лет сын их убе­жал из пле­на и воз­вра­тил­ся до­мой. Ро­ди­те­ли, уви­дав его, уди­ви­лись, по­ду­мав, что он вос­крес из мерт­вых. Воз­ра­до­вав­шись его осво­бож­де­нию, они рас­ска­за­ли ему, что три ра­за в год со­вер­ша­ли о нем по­ми­но­ве­ние. Сын спро­сил, в ка­кие дни они со­вер­ша­ли по­ми­но­ве­ние. Они от­ве­ча­ли, что – в день Бо­го­яв­ле­ния, Пас­хи и Пя­ти­де­сят­ни­цы. Он же, услы­хав сие, при­пом­нил и ска­зал:

– В те дни при­хо­дил ко мне в тем­ни­цу со све­тиль­ни­ком некий ве­ли­че­ствен­ный муж, око­вы нис­па­да­ли с мо­их ног, и я был сво­бо­ден. В осталь­ные же дни я, как уз­ник, сно­ва пре­бы­вал в око­вах.


Свя­той Иоанн, стро­гий ас­кет и мо­лит­вен­ник, все­гда имел в ду­ше па­мять смерт­ную. Он за­ка­зал для се­бя гроб, но не ве­лел ма­сте­рам до­де­лы­вать его до кон­ца, ука­зав каж­дый празд­нич­ный день при­хо­дить к нему и спра­ши­вать, не по­ра ли за­вер­шить ра­бо­ту.

Неза­дол­го до кон­чи­ны свя­той Иоанн вы­нуж­ден был по бо­лез­ни оста­вить свою ка­фед­ру и уда­лить­ся на о. Кипр. Во вре­мя пу­ти на ко­раб­ле боль­но­му свя­ти­те­лю бы­ло зна­ме­ние: в сон­ном ви­де­нии ему явил­ся све­то­зар­ный муж и ска­зал: «Царь ца­рей зо­вет те­бя к Се­бе». Это ви­де­ние пред­воз­ве­сти­ло ско­рую кон­чи­ну пат­ри­ар­ха. При­быв на Кипр, в род­ной го­род Ама­фунт, свя­ти­тель с ми­ром ото­шел ко Гос­по­ду (616–620).

Уми­рая, свя­той Иоанн го­во­рил:

– Бла­го­да­рю Те­бя, Гос­по­ди Бо­же мой, что Ты спо­до­бил ме­ня при­не­сти Те­бе Твое и что из благ ми­ра се­го ни­че­го для ме­ня не оста­лось, кро­ме лишь тре­тьей ча­сти среб­ре­ни­ка; но и от­но­си­тель­но сей ча­сти я за­ве­ще­ваю, чтобы она бы­ла от­да­на ни­щим. Ко­гда я был на­зна­чен Алек­сан­дрий­ским пат­ри­ар­хом, я на­шел в мо­ей епар­хии око­ло вось­ми ты­сяч литр зо­ло­та; от при­но­ше­ний же бо­го­люб­цев я со­брал бо­лее де­ся­ти ты­сяч литр, ко­то­рые все от­дал я Хри­сту. Ему же пре­даю ныне и ду­шу мою.

Бла­жен­ный был по­гре­бен в сво­ем род­ном го­ро­де Ама­фун­те, в церк­ви св. Ти­хо­на чу­до­твор­ца, вме­сте с дву­мя по­чи­ва­ю­щи­ми там епи­ско­па­ми. При этом про­изо­шло сле­ду­ю­щее со­бы­тие. Ко­гда хо­те­ли с ни­ми по­ло­жить свя­то­го Иоан­на, то те те­ла, раз­дви­нув­шись, как жи­вые, от­де­ли­лись друг от дру­га и в сре­дине меж­ду со­бою да­ли ме­сто Иоан­но­ву те­лу. Это чу­до все при­сут­ство­вав­шие ви­де­ли во­очию и, по­ра­жен­ные с изум­ле­ни­ем про­слав­ля­ли Бо­га.
 

Источник http://azbyka.ru/










 

 

 
РПЦ
Митрополия
Оптина
Закамье