Публикации » publikasii_1510 » О молитве Господней

О молитве Господней

Отче наш.
Когда произносишь эти слова, то знай, чувствуй и помни всегда, что Бог наш — наш Отец, все мы Его дети во Христе, а между собою братия и что все мы по-братски, любовно жить должны между собою.

Когда говоришь Господу, что Он на небесах, тогда должен ты вспомнить, что и наше житие будет на небесах, у Отца Небесного. В доме Отца Моего обителей много, — говорит Спаситель. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам [Ин. 14:2]. А потому ни к чему земному не прилепляйся, зная, что рано или поздно должен будешь навеки оставить его, что все земные стихии, как и стихии твоего тела, разорятся и уничтожатся.

Когда говоришь: да святится имя Твое, тогда ты должен иметь в душе сильное желание святить, прославлять имя Отца Небесного всеми своими мыслями, желаниями, словами и делами, — словом, стараться быть святым во всей жизни; по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках, говорит Апостол [1 Пет. 1:15]; когда говоришь: да приидет Царствие Твое, тогда ты должен всем сердцем желать истребить из своего сердца царствующий в тебе грех, или различные страсти, например маловерие и холодность к Богу и к Церкви, непослушание и упрямство, грубость, злость, дерзость, леность, рассеянность, чревоугодие, зависть, скупость, сребролюбие, блуд, воровство, ложь, божбу, обман и прочие, — и насадить в себе всякую добродетель: веру, кротость, смирение, послушание, простоту и доброту сердечную, любезность, усердие в труде, простоту в пище и одежде, щедрость, беспристрастие к благам земным и пр.

Когда говоришь: да будет воля Твоя, тогда должен ты всем сердцем желать отсечь свою греховную волю, свое самолюбие и исполнять во всем волю Божию, хотя бы она была и очень противна для нашей растленной греховной воли и для нашего самолюбивого, страстного сердца. Например, воля Божия хочет, чтоб мы повиновались начальству, родителям и наставникам, если воля их не противна закону Божию, чтоб мы любили врагов своих, — хотя противна нашему сердцу эта воля Божия, но непременно надо исполнять ее, даже неотложно любить врагов своих, обидчиков своих; если же будем мстительны, ненавистливы, то не сподобимся и Царствия Небесного, по слову Господа: если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное [Мф. 5:20]. Или: если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? [Мф. 5:46]. Равным образом, хотя воля начальства, родителей и наставников бывает противна для нашей греховной воли, но надо переломить ее и с охотою, безропотно, точно, скоро исполнять волю их, ибо повиновение им есть повиновение Богу.

Когда говоришь: хлеб наш насущный даждь нам днесь, тогда вспомни, что Отец Небесный есть Питатель (Кормилец) всякой твари, произрастающий для нас и для животных всякого рода пищу, все хлебные семена и плоды, дающий нам в пищу рыб, птиц и разных животных, и возлюби и возблагодари Его всем сердцем за неисчетные Его щедроты.

1) Для чего внушается просить только хлеба, а не другого чего? Для того, что хлеб нужнее всего, существеннее, питательнее всех других плодов для тела человеческого, почему он и называется насущным: можно питаться только хлебом с похлебкою и быть живым и в силах; еще для того, чтоб мы избегали лакомства, изнеживающего душу и тело и расслабляющего, и не были чревоугодниками и не сделали бы чрева своим идолом;

2) отчего внушается просить хлеба для всех, а не для себя одного? — Оттого, что все мы братья между собою и должны заботиться сколько о себе, столько же и о других.

Господь наш Иисус Христос этими словами научает нас заботиться друг о друге относительно житейских потребностей: например если у кого средств для насущного пропитания, вообще для жизни много, тот должен делиться с неимущими, и особенно тот должен подавать бедным: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же, — говорил Предтеча Христов Иоанн [Лк. 3:11]; равно без скупости угощать, чем Бог послал приходящих гостей, или странников, или родственников, или знакомых, надеясь на общего всех Отца, что Он воздаст за убытие;

3) для чего внушается просить днесь, на нынешний день? — Для того, чтобы не беспокоили себя мыслями: что будем есть и пить или чем одеваться завтра, в той уверенности, что Отец Небесный постоянно, ежедневно печется о нас, и не о нас только, а и о всякой твари: о животных, о птицах и рыбах, и насекомых и пресмыкающихся, чтоб мы только трудились над снисканием себе пропитания, и особенно чтоб прежде всего искали Царствия в нас Божия и правды его, и всё нужное для жизни приложится нам [Мф. 6:33], то есть надо стараться только любить Бога всем сердцем и ближнего, как себя самого, желая ему всего того, чего себе желаешь, — и нам всё пошлет Господь, что только необходимо для жизни.

Когда говоришь: и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим (то есть обидчикам нашим), то надо тебе,

во-первых, сознавать и чувствовать свои грехи и сердечно желать и просить себе прощения в них у Отца Небесного, а впредь иметь твердое намерение не согрешать теми же грехами или какими бы то ни было: вот, ты выздоровел; не греши больше [Ин. 5:14], — вот Я простил тебя, исцелил душу твою от грехов, иди с миром, впредь не греши;

во-вторых, не надо тебе помнить обид, которые сделали тебе ближние, то есть не быть злопамятным и прощать от сердце все оскорбления, намеренно или ненамеренно причиняемые другими, потому что все мы — люди слабые, грешные, и если мы будем прощать ближним согрешения их против нас, то простит их и нам Отец наш Небесный, а если не будем прощать, тогда, без всякого сомнения, не простит их и нам Отец наш Небесный, как объявил о том Господь наш Иисус Христос в Своем Евангелии;

когда говоришь: и не введи нас во искушение, то ты просишь Отца Небесного, чтоб Он удалил от тебя такие случаи, в которых может поколебаться твоя вера (твоя верность и преданность Господу Иисусу Христу), например, в Господа Иисуса Христа (особенно если ты нетверд в вере), например чтоб тебе в каком-либо случае не отречься от Него, как отрекся апостол Петр, чтоб не постыдиться исповедать Его имя, чтоб не постыдиться креста Его, Пречистой Матери Его или святых Его, — вообще, этими словами ты просишь Отца Небесного удалить от тебя, как от слабого человека, вражеские или плотские и мирские искушения, которых так много в окружающем нас мире;

когда говоришь: но избави нас от лукавого, то тебе надо желать, чтоб Господь избавил тебя от всех ([...]) козней диавола, которые он всюду ставит нам, усиливаясь в нас погасить веру в Бога, всякую надежду на Него и любовь к Нему, нашему Создателю, Отцу и Промыслителю, и привязать нас только к земному и тленному.

Яко твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь. Эти слова составляют заключение молитвы Господней, они имеют такую связь с молитвою (смысл всей молитвы):

Отче Небесный! Просим мы у Тебя, как чада Твои во Христе, святости, которую утратили в раю прародители наши; просим, чтоб Ты царствовал в нас Духом Своим Святым, как некогда царствовал в Адаме первозданном до падения его; просим, чтоб Ты научил и укрепил нас творить волю Твою, а нашу волю отбросить; чтоб Ты подавал нам всё необходимое для временной жизни; чтоб прощал всегда наши грехи и не попускал впадать в новые грехи и совершенно избавил бы нас от искусителя, — исполни же нашу молитву, потому что — Твое Царство, а не царство врага диавола; мы в Твоем Царстве живем, и Твои мы все рабы, а не диавола, врага Твоего, и до конца жизни хотим Тебе служить; Твоя сила, Ты — всемогущий, укрепи же нас против врагов наших сильных — бесов воздушных и против всяких грехов; Твоя и слава вовеки, ибо Ты — Бог славы, всё создавший ради славы Своей; Ты мог ничего не создать и был бы всеблажен, и однако же для нашего счастия и блаженства всё создал и всем управляешь. Направь же и нашу жизнь во славу Твою и в посрамление бесплотных врагов Твоих и наших. Аминь, то есть искренно желаем всего того, о чем просим Тебя в молитве. Да будет всё, о чем мы просим.

Молитву Господню читай всегда неспешно, спокойно, с размышлением, полагая на сердце каждое слово и давая должный вес каждому слову. Это великая молитва. Она заключает в себе прошения о всех наших благах, необходимых для нас. Она истинно вместилище и источник всех благ. О, если б дети (да и все христиане) научились всегда говорить ее от всей души, какие они были бы благословенные Самим Господом дети!

Святой праведный Иоанн Кронштадский




 


 
РПЦ
Митрополия
Оптина
Закамье