«Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7:1, Лк. 6:37).
«Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф. 7:5, Лк. 6:41). Бревно больший порок, а сучок малый здесь означает.
«Кто из вас без греха, первый брось на нее камень», — говорит Христос к книжникам и фарисеям, приведшим жену, взятую в прелюбодеянии (Ин. 8:7).
«Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон» (Иак. 4:11).
«Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?» (Иак. 4:12).
«Неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же» (Рим. 2:1).
«Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его» (Рим. 14:4).
«А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов» (Рим. 14:10).
«Не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения» (1 Кор. 4:5).
Причины, по которым нельзя осуждать ближнего.
Первая. Потому что осуждающие ближнего восхищают сан Христа, Который один Законоположник и Судия, — что тяжко и страшно.
Вторая. Ближний наш есть раб Божий, а не наш, «пред своим Господом падает» (Рим. 14:4), и потому Божия раба судить также тяжко.
Третья. Судится Божий раб пред Богом, вездесущим и все назирающим. Несносно господину, когда при нем мы его раба судим и браним; тем более Богу досадно, когда Его раба пред Ним судим, сами будучи злыми.
Четвертая. Кто ближнего судит, себя осуждает, ибо, осуждая, сам то же творит.
Пятая. Часто бывает, что многие пред людьми являются грешниками, а внутри они праведники. Также и наоборот, многие являются праведными, а внутри — грешники и потому лицемеры, а по Писанию, нечист пред Богом называющий неправедного праведным, и праведного неправедным (см. Ис. 5:20).
Шестая. Часто худой слух ложно проносится от злобных или завистливых и ненавистников, и так осуждаемый часто напрасно терпит.
Седьмая. Кто судит, сам будет судим, — по слову Христову (Мф. 7:1).
Восьмая. Заповедь Христова: «Не судите», — разоряется.
Девятая. Ближнему великая обида от этого, не меньше, чем если бы кем жезлом ударяем был, и даже более, ибо рана на теле скорее заживет, чем язва на душе. Как тело ранится жезлом или иным орудием, так душа уязвляется поносным словом. От этого уязвления последует печаль, а от печали смерть.
Десятая. Чем честнее и значительнее лицо поносимое, тем большая бывает язва, а клеветнику больший грех.
Одиннадцатая. Когда начальника осуждают и злословят, тогда уменьшается к нему почтение от подчиненных, а от этого последует презрение, от презрения непослушание, от непослушания же всякий разлад и замешательство в обществе.
Двенадцатая. Часто бывает, что хотя кто и подлинно согрешил, но уже покаялся, а кающемуся Бог прощает, и потому весьма грешно нам осуждать того, кого Бог прощает, и разрешает, и оправдывает. Внимайте этому, злоречивые, и исправляйте свои пороки, за которые наказаны будете; а чужих пороков не касайтесь, до которых вам нет никакой нужды.
Пособие к избежанию осуждения
Первое. Каждому себя знать, и не чужие, а свои пороки рассматривать и исправлять.
Второе. Злобу, зависть, ненависть отбросить.
Третье. Брату падшему или падающему в духе любви соболезновать и от его падения самому осторожнее себя вести.
Четвертое. Молиться милосердому Богу, чтобы падшего восставил и заблудшего обратил, а тебе в те же пороки впасть не попустил.
Пятое. Помнить то, что за осуждение ближнего сам судим будешь, по слову Христову (Мф. 7:1).
Шестое. Избегать непотребных разговоров, в которых только люди пересуживаются, и то того, то другого слава терзается.
Седьмое. Удаляться от тех, которые злую привычку имеют других осуждать.
Восьмое. Имеющим эту злую привычку нужно молиться Господу: «положи Господи хранение устом моим» (Пс. 140:3), — и помнить вышесказанные причины.
Святитель Тихон Задонский ("Плоть и дух")