Многие этого не знают. Многие об этом спрашивают. Это нужно знать, но если не знаешь, любого уместно об этом спросить. Вопрос между тем прост и абсолютно ясно определён в Церкви Христовой на протяжении всей её двухтысячелетней истории. Любая молитва, как самая краткая, так и самая пространная, должна содержать три вещи: благодарение, прошение, славословие.
БЛАГОДАРЕНИЕ
…Нужно всегда быть благодарным Господу, ибо всякому человеку в любую минуту его жизни есть за что благодарить Бога. И пусть никто не говорит: «Постигла меня беда, разве и за это я должна благодарить Бога?!» Да-да, должна благодарить и за это точно так же, как если получаешь от Бога то, что называешь богатством, счастьем, прибылью, успехом.
Дорогой читатель, ты можешь углубиться в Священное Писание и прочитать там чудесную повесть о многострадальном Иове, которая написана для того, чтобы быть вечным утешением всем страждущим. Из этой книги ты научишься, что надо быть благодарным Богу всегда: и когда Он жалует, и когда забирает, ибо увидишь: даже когда Господь забирает, Он забирает не со зла, не для того, чтобы напакостить человеку, но чтобы помочь человеку через страдания окрепнуть духом и возвыситься душой до небес.
Если и дальше станешь читать Священное Писание, достигнешь того совершенства, что всякое своё страдание сумеешь объяснить. А как только ты его объяснишь, страдание потеряет своё отравленное жало, которым оно жалит тебя, покуда ты его считаешь случайным и бессмысленным.
Когда садовник заботливо окапывает деревья в саду, часто поливает их, порой даже заливает и гноит, он желает своим саженцам добра. Но когда он их подрезает или обламывает и белит – разве в этом случае он меньше желает им добра?
ПРОШЕНИЕ
…Что нужно просить у Бога? В первую очередь нужно просить то, что является самым лучшим, самым великим и вечным. А это и будут те духовные богатства, что называются одним именем – Царство Божие. Когда мы просим Бога в первую очередь об этом, Он дарует вместе с этим богатством и всё остальное, что нам требуется на этом свете. Конечно, не возбраняется просить Бога и об остальном, что нам нужно, но об этом следует просить только наряду с главным.
Сам Господь учит нас молиться и о хлебе насущном: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь» (Мф. 6, 11). Но эта молитва в «Отче наш» стоит не на первом месте, но только после молитвы о святом имени Божием, о пришествии Царствия Небесного и о владычестве воли Божией так же и на земле, как и на Небе.
Итак, сначала духовные блага и только потом материальные. Все материальные блага – прах земной, и Господь их легко творит и легко даёт. Даёт их по милости Своей даже тем, кто об этом не просит. Даёт их и животным, и людям. Однако духовные блага Он никогда не даёт без воли человеческой, без искания. Самые драгоценные богатства, то есть богатства духовные, такие как радость, мир душевный, доброту, милосердие, терпение, веру, надежду, любовь, мудрость и другие, Господь Бог может дать так же легко, как даёт материальные блага, но даёт их лишь тем, кто возлюбит эти духовные сокровища и будет о них просить Бога.
СЛАВОСЛОВИЕ
Любые добродетели, которые люди на земле воспевают, лишь слабая тень неисчерпаемых и непреходящих добродетелей, которые в Боге и от Бога.
Ангелы сознательно славословят Его на небесах день и ночь, воспевая: «Свят, свят, свят Господь Саваоф; исполнь небо и земля славы Твоея!» Вся сотворённая природа бессознательно прославляет Бога, исполняя Его Закон.
И человеку нет причин отставать от этого хора славословия. Так пусть человек восславит Господа от всей души, пусть славит Его всегда и везде, но особенно тогда, когда возносит молитву свою к Нему. Церковные молитвы всегда завершаются славословием, как, например:
«…яко Твоя держава, и Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь!», или «…яко свят еси Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно…», или «…яко Благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь!»
Таким образом, любая молитва – как пространная, так и кратчайшая – начинается с благодарения Богу, продолжается прошением у Бога помощи или дара и завершается прославлением Бога. Короче говоря, сначала благодарение, затем прошение и в конце славословие./.../
И в каждом случае человек должен приступать к молитве со страхом Божиим, трепетным почитанием и непоколебимой верой, что он находится в присутствии живого Бога, и с упованием на милосердие Божие, которое всегда идёт навстречу молитвам истинных, праведных богомольцев.
Святитель Николай Сербский