Бога имей пред очами во всяком деле, какое бы ты ни делал (прп. авва Исаия, 85, 314).
***
И язык, и ум непрестанно упражняй в Божиих словесах! А Бог, в награду за труды, дает или видеть сколько-нибудь сокровенный в них смысл, или, что еще лучше, приходить в сокрушение при чтении великих заповедей чистого Бога, или, в-третьих, таковыми занятиями отводит Он мысль твою от земного (свт. Григорий Богослов, 16, 48).
***
Ум, не рассеивающийся по внешним предметам и не расплывающийся через чувства по миру, собирается в себя самого, а чрез себя восходит к мысли о Боге и, блистая этою красотою, забывает даже самую природу и не увлекается ни заботою о пище, ни попечением об одежде, но, свободный от земных забот, все свое старание обращает на приобретение вечных благ... (свт. Иоанн Златоуст, 53, 969).
***
Многое из того, что мы думаем о Боге, не можем выразить словом, и многое, что выражаем словом, не можем представить умом... (свт. Иоанн Златоуст, 56, 17).
***
...Блажен, у кого помышление всегда о Боге, кто удер жался от всего мирского и с Ним одним пребывал в беседе ведения своего (прп. Исаак Сирин, 59, 165).
***
Осиявший ум свой Божественными разумениями, слово приучивший Божественными песньми непрестанно чтить Творца и чувство освятивший непорочными на все взираниями — сей к естественному добру бытия по образу приложил и благобытие по подобию произвольным благонастроением.
Хранит душу свою неоскверненною тот, кто ум свой понуждает помышлять о Едином Боге и Его совершенствах, слово поставляет правым истолкователем и изъяснителем сих совершенств, а чувство научил благочестиво взирать на видимый мир и на все, что в нем, и душе возвещать о величии сокрытого в том разума (прп. Максим Исповедник, 87, 230).
***
Стремись к стяжанию чистой молитвы, соединенной с чувством покаяния и плача, с воспоминанием о смерти, о суде Божием... такая молитва, соединенная с такими воспоминаниями, есть непогрешительное, превосходное, душеполезнейшее богомыслие (свт. Игнатий Брянчанинов, 43, 119).
***
Богомыслие есть в мысли держание какой-либо истины: воплощения, крестной смерти, воскресения, вездесущия и проч. без всякого направления мысли (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 77, 114).
***
Первый способ обучения души частому обращению к Богу есть богомыслие, или благоговейное размышление о божественных свойствах и действиях, — размышление о благости Божией, правосудии, премудрости, всемогуществе, вездесущии, всеведении, — о творении и промышлении, об устроении спасения в Господе Иисусе Христе, — о благодати и Слове Божием, о Святых Таинствах, о Царстве Небесном. О каком из этих предметов ни стань размышлять, размышление это непременно исполнит душу благоговейным чувством к Богу: оно прямо устремляет к Богу все существо человека, и потому есть самое прямое средство к тому, чтобы приучить душу возноситься к Богу (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 78, 36).
***
Для того чтобы ум держался в богомыслии — соберите несколько кратких молитвенных воззваний и твердите их с пониманием и чувством (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 80, 91).
***
Если б кто спросил: как всегда быть с Господом, можно смело отвечать: имей чувство к Господу — и будешь с Господом... А как чувство иметь? Думается, одно воспоминание о Господе уже приводит в движение чувство к Нему. Если к сему приложить помышление о том, что Он есть и что сделал и делает для нас, то не знаю, чье сердце останется не тронутым. Потому очень праведно святые отцы почитают богомыслие или созерцание свойств и действий Господа ключом молитвы... и молитвы непрестанной. Потому что от сего чувство к Богу оживает... и с Господом соединяет (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 179).
***
Богомыслие — есть углубленное размышление о Домостроительстве спасения, или вообще, или о каком-либо одном предмете, входящем в состав его. Как проснетесь — тотчас обозрите все — от сотворения до второго пришествия, суда и решения участи всех. — Это скоро... И держите молитву, пока уберетесь. — Потом берите один предмет и углубитесь в него, пока он обымет сердце... И в сем объятии творите потом молитву... И так весь день... перемешивайте богомыслие с молитвою... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 209).