Публикации » publikasii_1502 » Как нам помогает Иисус Христос идти по пути в царствие Небесное

Как нам помогает Иисус Христос идти по пути в Царствие Небесное



  
    Дух Святый, яко Бог, третье Лице Святой Троицы, так же всемогущ, как Отец и Сын. Он животворит, одушевляет и дает силы тварям. Он дает животным жизнь, человекам ум, а христианам жизнь духовную, высшую: т.е. Дух Святый вразумляет человека и помогает ему идти в Царствие небесное. Дух Святый дается не по заслугам, но даром и по милосердию Божию посылается на спасение людей; и Дух Святый помогает так:

   1) Дух Святый, вселясь в человека, дает ему веру и свет. Без Него никто не может иметь истинной, живой веры. Без просвещения Духа Святаго и самый мудрец и ученый человек в делах Божиих и Его строительстве есть совершенный слепец, Напротив того, Дух Святый и самому неученому и простому человеку может открыть внутренно и прямо показать дела Божии и может дать ему восчувствовать сладость небесного Царствия. Человек, имеющий в себе Духа Святаго, чувствует в душе своей необыкновенный свет, дотоле ему совсем неизвестный.

   2) Дух Святый, вселясь в человека, производит в сердце его истинную любовь. Истинная любовь в сердце есть как бы жар чистый или теплота, согревающая его; она есть корень, производящий в нем все добрые дела. Для человека, одушевленного истинною любовию, нет ничего трудного, страшного и невозможного; для него никакие законы и заповеди не трудны, и все удобоисполнимы.

   Вера и любовь, даруемые человеку Духом Святым, суть такие величайшие и сильнейшие средства, что имеющий их может легко, удобно, с радостию и утешением идти по пути, которым прошел Иисус Христос.

   3) Сверх того, Дух Святый дает человеку силу противиться прелести мира, так что он хотя и пользуется земными благами, но пользуется как временный посетитель, не прилепляя к ним своего сердца. Но человек, не имеющий в себе Духа Святаго, при всей учености и благоразумии своем более или менее всегда раб и поклонник мира.

   4) Дух Святый дарует человеку премудрость. Это мы можем видеть особенно на святых Апостолах, которые до получения Духа Святаго были люди самые простые и неученые; но потом кто мог противиться их премудрости и силе слова их? Дух Святый дарует и премудрость в делах и поступках: так например, человек, имеющий в себе Духа Святаго, всегда найдет средства и время ко спасению своему и среди мирского шума и при всех занятиях своих, он умеет входить в самого себя. — тогда как обыкновенному человеку кажется это невозможным даже в самом храме Божием.

   5) Дух Святый дарует истинную радость и веселие и неколеблемый мир. Человек, неимеющий в себе Духа Святаго, никогда не может радоваться истинною радостию и веселиться чистым веселием, и не может иметь душевного, усладительного мира. Правда, он иногда радуется и веселится; но что это за радость? минутная и нечистая, а веселия его всегда пустые, бедные, после которых скука еще более одолевает его. И также правда, что таковый человек бывает иногда покоен; но этот покой не есть духовный мир, но сон или дремота души. И горе будет тому, кто нерадит и не хочет воспрянуть от такого сна!

   6) Дух Святый дает истинное смирение. Человек и самый разумный, если он не имеет в себе Духа Святаго, не может надлежащим образом знать самого себя; ибо, как сказано выше, он без помощи Божией не может видеть своего внутреннего состояния души. Если он делает добро другим и поступает честно, то он думает о себе, что он человек праведный и даже совершенный в сравнении с другими, и потому он думает, что он ни в чем уже не нуждается... Ах, как часто люди погибают от ложной уверенности в своей честности и правде, — т.е. от того погибают, что они, надеясь на свою праведность, совсем не думают о духе христианства и помощи Духа Святаго, тогда как им крайне необходима помощь Его! И так как Дух Святый дается только просящему и ищущему, а такие люди не только не просят и не ищут Его, но даже и не считают это нужным: то Он им не дается, — и следовательно они остаются в заблуждении и погибают. Но Дух Святый, вселившись в сердце человека, показывает ему всю внутреннюю его бедность и слабость, и растление души и сердца его, и удаление от Бога; и при всех его добродетелях и правде показывает ему грехи его, ленность и нерадение о спасении и благе людей, его своекорыстие в самых, по-видимому в бескорыстных его добродетелях, его грубое самолюбие — там, где он и не подозревал его. Кратко сказать, Дух Святый показывает все в настоящем виде. И тогда человек начинает смиряться истинным смирением, начинает терять надежду на собственные свои силы и добродетели, считает себя худшим из людей. А смиряясь пред Иисусом Христом, Который есть един Свят во славу Бога Отца, начинает истинно раскаиваться и с того времени решается не грешить более и жить осторожнее: нежели он в самом деле имеет какия-нибудь добродетели, то он видит ясно, что он сделал и делает их не иначе, как помощию Божию, и потому начинает надеяться на одного только Бога.

   7) Дух Святый научает истинной молитве. Никто, пока не получит Духа Святаго, не может молиться такою молитвою, которая истинно приятна Богу. Потому чтоежели кто, не имея в себе Духа Святаго начнет молиться, то душа его рассеивается в разные стороны, от одной вещи к другой, и он никак не может удержать свои мысли на одном; и при том, он не знает должным образом ни самого себя, ни своих нужд, ни того, как просить и чего просить от Бога, — да и не знает, кто такой Бог. Но человек, в котором обитает Дух Святый, и знает Бога, и видит, что Он есть Отец его, и знает как приступить к Нему, и как просить, и чего просить от Него. Мысли его в молитве стройны, чисты и устремлены к одному предмету — Богу; и молитвою своею он точно может сделать все, — даже переставить горы с места на место.

   Вот краткое сказание о том, что дарует Дух Святый тому, кто имеет Его в себе! И вы видите, что без помощи и содействия Духа Святаго невозможно не только войти в Царствие небесное, но даже сделать шагу на пути к нему. И потому необходимо надобно искать и просить Духа Святаго и иметь Его в себе подобно тому, как имели Его святые Апостолы.

Святитель Иннокентий, митрополит Московский


 
РПЦ
Митрополия
Оптина
Закамье