Публикации » Публикации за декабрь 2013 г. » Пять хлебов, или почему священство далеко от народа

Пять хлебов, или почему священство далеко от народа

Чудо насыщения народа пятью хлебами и двумя рыбами

Удивительна глава 6 Евангелия от Иоанна. Начинается она с того, что при озере Галилейском собралось много людей, они «видели чудеса, которые Он творил над больными» (Ин. 6: 2). Самыми первыми словами евангелист показывает, чтоискали эти люди в большинстве своем. Их не особо интересовало слово Жизни, что вещал Спаситель; они мало верили, что Иисус – Сын Божий. Но они шли.

Приближался вечер, люди были голодны, и Христос, сжалившись над ними, захотел их накормить. Чтобы узнать веру апостола Филиппа, Христос спрашивает у него: «Где нам взять столько хлебов, чтобы всех накормить?» Апостол Филипп, еще не имея совершенной веры, отвечал, что если купить и на двести монет хлеба, его не будет достаточно. Тогда более горячий в вере апостол Андрей Первозванный с надеждой ответил, что у одного мальчика есть пять хлебов и две рыбки. Тогда Спаситель рассаживает всех на траве и, помолившись, велит раздать эти хлебы и рыбы. Чудо совершилось – все ели и насытились. И наполнили остатками 12 коробов. И все люди сказали: «Это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир» (Ин. 6: 14). Не Сын Божий, как Он свидетельствовал о Себе, а «пророк»! Заметим это и пойдем дальше.

Потом Иисус, услышав, что хотят прийти и сделать его царем, удалился на гору один, а ученики отправились на судне на другую сторону озера. И почему Христос не захотел быть царем?..

Пройдя, как по суше, озеро, Христос сел в корабль к ученикам, и, как говорит Евангелие, «тотчас» лодка пристала к берегу. На другой день всё множество народа, не находя Иисуса, переправилось через озеро и пришло искать Его в Капернауме. И найдя Его, спрашивали: «Учитель, когда Ты сюда пришел?» (Ин. 6: 25). И Учитель отвечает: «Вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились».

Дальше диалог развивается несколько трагически. Христос Спаситель обращается к иудеям и указывает им главное дело спасения: «Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» (Ин. 6: 29). И нечестивые иудейские уста, множество раз уже хулившие Духа Святого, и сейчас сотворили то же: «Какое же Ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе? что Ты делаешь? Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть» (Ин. 6: 30–31). И не постыдились, окаянные, сказать такое после того, как вчера видели чудо, равновеликое тому чуду Моисееву, на которое сами указывали. Еще не прошел вкус чудесного хлеба на устах их, как они снова ищут знамения! Если бы Христос им показал сотни знамений в то время, и это бы не вразумило их.

«Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес. Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру. На это сказали Ему: Господи! подавай нам всегда такой хлеб. Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда. Но Я сказал вам, что вы и видели Меня, и не веруете» (Ин. 6: 32–36).

После этого евангелист со скорбью говорит: «Многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним. Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти? Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго» (Ин. 6: 66–69). На этом практически заканчивается глава.    
Вернемся в наши дни. Очень часто священство обвиняют в том, что оно оторвано от «основной массы» верующих. «Основная масса» – люди, мало ходящие в церковь, обращающиеся в храм только по случаю крещений, отпеваний, венчаний и пр., что в храме называют «требами». Также основная масса верующих приходит в церковь на Крещенское водоосвящение, на Пасху, Радоницу, Преображение (освящение яблок), Сретение (громничные свечи) и т.д. Основная масса приходит лукаво, не желая менять свою жизнь, а желая получить даром, без труда, благодать – дар Божий. Так же толпа насытилась хлебом близ озера Галилейского – не собираясь менять свою жизнь, а только потому, что «видели чудеса, которые Он творил над больными». Толпа насытилась чудесным хлебом – это уникальный случай в Евангелии, – не имея веры в Бога Иисуса Христа, а видя перед собой только «Иисуса-пророка»: «Но Я сказал вам, что вы и видели Меня, и не веруете». Всегда Спаситель перед чудом спрашивал, имеет ли человек веру в Него. Тут плодами веры немногих насытились многие. Но это не принесло им пользу духовную. Точно так же происходит во время перечисленных праздников (Пасха, Крещение и пр.) – плодами веры немногих насыщаются многие… точно так же без пользы для себя, потому что главное условие совершения чуда в личной жизни каждого человека – личная вера этого человека в Бога Иисуса Христа. Без этой веры крещенскую воду можно пить только для утоления жажды.

Поэтому Христос не стал земным царем. Конечно, удобно иметь царя, который помолится – и можно стать сытым и одетым. Не об этом ли мечтает каждый? Только не послужит это ни к чьей духовной пользе.

Почему же священство далеко от основной массы верующего народа? Потому что этой массе от священника ничего не нужно, кроме исполнения треб. К людям, постоянно ходящим в храм, священство близко, поэтому и люди эти постоянно обращаются за советом к батюшке. За советом, как поступить в той или другой ситуации, за советом, как изменить свою жизнь, чтобы исключить из нее действа диавольские и дать место действовать Христу. «Массе» советы не нужны, ибо они не собираются менять свою жизнь и избавляться от грехов и страстей. Они хотят только лукаво попользоваться даром Божиим за счет «немногих». И невдомек им, что дар-то Божий – лишь помощь, чтобы изменить свою жизнь.

Святитель Василий Великий говорит, что всякий приходящий в храм, допустим, крестить ребенка и не имеющий веры – не получает того, что хочет. Священник, говорит святой Василий, будет крестить ребенка, а Бог – нет. Это касается не только Крещения, а всех таинств Церкви: и венчания, и отпевания, и соборования, и исповеди и т.д. Без живой веры во Христа Бога церковь превращается в театр. Без живой веры во Христа вообще лучше жить в стороне от Церкви – не крестить детей, не венчаться, не отпевать, потому что такое таинство, которое преподается человеку, чуждому в сердце Бога, бывает только в суд и умножение греха. Ко греху неверия прибавляется грех кощунства, потому что только кощунники могут быть, к примеру, трижды-четырежды крестными родителями без веры. Ведь во время крещения крестный поднимает руки и клянется перед Богом, что отрекается от дел сатаны и обещает проводить жизнь по заповедям Христа. И после этого такой неверующий «крестный» идет и так же скандалит с женой, объедается, выпивает, изменяет, крадет и даже не пытается изменить хоть на йоту свою жизнь. Только кощунник может быть трижды крестным и не удосужиться хоть раз сходить на исповедь, да и вообще просто помолиться, воздохнуть перед Богом о своих грехах. И это касается не только крещения, а всей церковной жизни. 
Хлебы и рыбы. Мозаика в Табхе
    
6-я глава кончается так: после слов апостола Петра, что Христос – Сын Бога живого, Иисус отвечает: «Не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол. Это говорил Он об Иуде Симонове Искариоте, ибо сей хотел предать Его, будучи один из двенадцати» (Ин. 6: 70–71). Это слова, над которыми должен плакать каждый христианин, который ходит в храм каждое воскресенье и не относится к «массе». Верил ли Иуда в Иисуса – Бога? Да. По крайней мере, сначала. Ведь вместе с другими апостолами он совершал чудеса и именем Христовым исцелял и бесов изгонял, а без веры это невозможно. Но в какой-то момент он перестал бороться с сатаной за свое сердце, и диавол занял его. Иуда – предостережение всем нам. Как мы, ходящие регулярно в храм, ведем духовную жизнь? Исповедь наша – что вызывает в сердце? Если на исповеди сердце холодно – то значит пошел крен не в ту сторону. Пора встать «добре» и «со страхом». Пора остановиться от ежедневного бега – остановиться для усиленной молитвы и углубленного поста и вопить, чтобы Господь открыл нам наши грехи, умягчил наше злое сердце и растопил холод нечувствия Своею благодатью.

Как же узнать, Иуда я или нет? Для некоторых просто достаточно вспомнить, за какими советами последнее время вы обращались к священнику. Если вас интересует, как правильно похоронить, отметить 9-й и 40-й день, покрестить, освятить и т.д., и вы не помните, когда обращались к батюшке, чтобы он подсказал, как излечить тот или иной грех, как лучше молиться и поститься, как выбросить из своей жизни злобу, – вы идете не в ту сторону. Если вы годами не чувствуете в своей духовной жизни никаких изменений – вы близки к большому падению. Если вы исповедуетесь механически, без сочувствия сердца, исповедь для вас стала обыденностью и совесть фиксирует только грубые грехи, – значит, вы духовно деградируете.

Братья, не будем неразумны, как иудеи, ищущие знамения и попирающие его. Да даст нам Господь лишь одно знамение – знамение оставления наших грехов и исцеления души. Будем стараться вникать в себя не романтическими глазами, в которых все наши грехи вкладываются в три слова: «делом, словом, помышлением». Исповедь да будет для нас духовной хирургией, отсечением грехов и страстей, переменой ума и образа жизни. А для всего этого да подаст нам изобильно Господь любовь к Нему, чтобы плодом этой любви стала святая жизнь во Христе Иисусе – Господе нашем. Аминь.

Священник Сергий Бегиян
источник: Православие




 
РПЦ
Митрополия
Оптина
Закамье