Публикации » публикации за июнь 2013 » Почитание святынь. Из наследия Оптинских старцев

Почитание святынь

Из наследия Оптинских старцев
 
Преподобные Оптинские старцы много писали и говорили о православных святынях, о почитании икон и мощей, о необходимости частого крестного знамения, о паломничестве по святым местам. Всё это нужно для духовного возрастания человека.
 
О кресте и крестном знамении
 
 
Преподобный Амвросий учил ограждать себя крестным знамением как можно чаще, не только в храме, но и дома, перед вкушением пищи и пития. Старец предупреждал о том, что не ограждаемые крестным знамением люди легко делаются «игралищем и посмешищем» врага нашего спасения:
«Ради светских приличий и мирских выгод стыдятся ограждать себя крестным знамением. И сперва поступают так в обществе и ради человекоугодия, а потом от обычая не полагают на себя крестного знамения и дома перед вкушением пищи и пития и в других случаях, чем сотворяют радость велию врагам душевным, для которых они, будучи не ограждены силою креста и молитвы, делаются игралищем и посмешищем».
 
Преподобный Амвросий учил не мудрствовать при ограждении себя крестным знамением, не говорить от себя, не употреблять никаких, пусть и благочестивых, выражений, а полагать крестное знамение с именем Святыя Троицы или с именем Единого от Троицы Господа нашего Иисуса Христа:
 
«Крестное знамение должно на себе полагать или с именем Святыя Троицы, произнося: “Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа”; или с именем Единаго от Троицы, нас ради вочеловечшагося и волею распеншагося, произнося: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго”».
 
Преподобный Варсонофий с болью вспоминал, как подвергались насмешкам в миру те, кто читал молитву и крестился перед вкушением пищи:
 
«Все садятся за стол, но если кто-либо из гостей перекрестится или прочтет молитву перед принятием пищи, Боже, каким насмешкам только не подвергнется он! Послужит он непременно темой для разговора и острот; если это человек умный, какой-нибудь профессор, которого нельзя заподозрить в невежестве и отсталости, то его назовут фарисеем и т.п.
 
А еще не так давно, когда мне было лет шесть, Христа не стыдились. В домах, и богатых тоже, садясь за большие столы, читали сначала молитву, крестились, а прошло 60 лет – и всё изменилось».
 
Старец предупреждал о том, как сильно нападает враг на желающих спасения, но молитва и крестное знамение разрушают все козни:
 
«Жизнь сложна; враг сильно нападает на тех, которые желают спастись, но таинства, молитва и крестное знамение разрушают все козни и делают “яко ничесоже”».
 
А вот один назидательный рассказ старца Варсонофия про святого Василия Блаженного:
 
«Многие не понимали поступков святого Василия Блаженного. Например, он целовал стены того дома, где люди проводили беспечную жизнь, пели веселые песни, веселились, смеялись, а стены того дома, в котором молились, он бил палкой. Что же это означало? Да вот что: из того дома, где жили беспечно, ангелы Божии удалялись, и святой Василий Блаженный их целовал, а к тому дому, где молились, приступали бесы, вот их-то и бил палкой и отгонял святой Василий Блаженный».
 
О почитании святых мощей

Преподобный Амвросий подробно разбирал вопрос о преданиях христианской Церкви почитать честные останки и мощи святых угодников Божиих:
 
«К таким неписанным преданиям христианской Церкви всегда принадлежал обычай почитать не только честные останки и мощи святых угодников Божиих, но и самые вещи, им принадлежавшие… Если христиане так почитали вещи, принадлежавшие святым угодникам Божиим, то понятно, по каким причинам они почитали телесные их останки, или мощи, и почему составился обычай (утвержденный Седьмым Вcеленским Собором и другими поместными) строить храмы не иначе, как над мощами святых мучеников, – так как в первые века христианство распространялось и утверждалось преимущественно чрез проповеди мучеников и их страдания».

Старец приводил в пример чудесную историю о мощах святителя Спиридона Тримифунтского, свидетелями которой были многие люди, в том числе и Николай Васильевич Гоголь:

«Николай Васильевич Гоголь, бывши в Оптиной пустыни, передавал издателю жития и писем затворника Задонского Георгия (отцу Порфирию Григорову), что он сам видел мощи святителя Спиридона и был свидетелем чуда от оных. При нем мощи обносились около города, как это ежегодно совершается 12 декабря с большим торжеством.

Все бывшие тут прикладывались к мощам, а один английский путешественник не хотел оказать им должного почтения, говоря, что спина угодника будто бы была прорезана и тело набальзамировано; потом, однако, решился подойти, и мощи сами обратились к нему спиною. Англичанин в ужасе пал на землю пред святыней. Этому были свидетелями многие зрители, в том числе и Гоголь, на которого сильно подействовал этот случай».

На вопрос о ношении на себе креста с мощами старец Амвросий отвечал следующее:

«Спрашиваете, можно ли вам носить на себе крест с мощами. Можно, только во время переезда на другое место, когда бывает это вам нужно. В другое же время иметь их в образной комнате. Сами сознаёте, что для этого требуется чистота жизни».

 
О почитании святых икон
 
Преподобный Варсонофий часто наставлял о почитании святых икон, скорбел, что иконы сохранились далеко не во всех домах:
«Ныне иконы сохранились далеко не у всех. Их встретишь в квартирах священников, купцов, и то – старого времени, у мелких торговцев, но в домах так называемых интеллигентных людей икон не держат. Про одного толстовца рассказывают, что в переднем углу его квартиры висел портрет Толстого с зажженною перед ним лампадою. Когда его спросили, зачем это он сделал, он ответил: “Я преклоняюсь перед разумом Толстого”. Вот Толстого не постыдился, а стыдится Христа. А что скажет на это Христос на Страшном суде Своем?»

Старец Варсонофий рассказывал историю обращения в Православие одного англичанина:

«Один англичанин, по имени Джеймс, написал свою исповедь, в которой рассказывает, как обратился ко Христу. Был он совершенно неверующим, не признавал ни Православия, ни англиканства, над всем кощунствовал. У Джеймса был товарищ православный, глубоко верующий. Однажды англичанин шел по улице и вдруг встретил экипаж своего друга. Этот последний велел остановить лошадей и довезти его. Они поехали. Но вот на пути часовня.

– Я зайду помолиться, – сказал Джеймсу товарищ.

– Зайди, а я тебя здесь подожду.

– Да, но только ждать тебе придется долго: пожалуй, с полчаса пройдет, так как сейчас там читают акафист Божией Матери.

– А мне можно зайти? – спросил Джеймс.

– Конечно, можно.

Они вошли в часовню. Джеймс устремил взор на икону Божией Матери и вдруг упал без чувств. Его отвезли домой, привели в чувство. Придя в себя, Джеймс сказал своему другу:

– Ах, если бы ты знал, что я видел! Когда я внимательно смотрел на икону, то вдруг Сама Матерь Божия, как живая, отделилась от образа, подошла ко мне и возложила на мою голову Свой омофор. Не могу передать тебе, какая неземная радость охватила мою душу. Сам не знаю, что тогда со мной сделалось, это всё равно как если бы слепому от рождения, ну хоть посредством операции, вернули зрение, и он не понял бы сразу, что такое свет. Отныне я православный христианин.

Милосердный Господь взирает на душу человека. Правда, Джеймс смеялся над всем, но, верно, в глубине души верил, и эта раздвоенность доставляла ему мучение. И вот Бог помиловал его, и Сама Матерь Божия взяла на Себя миссию привести его ко Христу».
 
О паломничестве
 
Старцы сурово выговаривали тем, кто имел возможность посетить святые места, но отговаривался мелочными и неуважительными обстоятельствами. Так, преподобный Антоний писал:

«Иных от любви Божией и от посещения святых мест ничто не останавливает: ни скорбь, ни болезнь, ни печаль, ни воздыхания; а вам, возлюбленным моим, мешают выполнить обещание свое суета сует и самые мелочные и неуважительные домашние обстоятельства; а наиболее сожалею о том, что вы в течение целого года не удосужились поклониться Божией Матери, в области Которой пребываете. А посему советую вам от души выполнить этот долг неотложно до наступающего поста, невзирая ни на холод, ни на какую непогоду, ни на какие домашние препятствия».

Преподобный Амвросий подчеркивал важность поездок на богомолье и предупреждал о том, что если мы не получаем душевную пользу от паломничества, то должны укорять самих себя:
 
«От поездки в Киев на богомолье вперед так скоро не отказывайся, если кто будет предлагать это. Лучше сперва подумать, потом уже говорить, особенно когда дело идет о поклонении святым мощам угодников Божиих. Если, бывая в этих местах, мы не получаем пользы душевной, то вина от нас, и потому должно укорять себя, а не винить место или что другое».
 
Однако бывает, что совершить паломническую поездку не получается по независящим от человека обстоятельствам. Таковых старцы утешали. Преподобный Макарий по поводу отсутствия возможности побывать в Оптиной Пустыни писал следующее:
 
«Я слышу о вашей скорби, что не имеете свободы побывать в нашей обители. Надобно это принимать с покорностью воле Божией, ибо ничего не бывает нам неприятного, кроме попущения Его, а вам это на искус в терпении и укреплении благого вашего намерения. Ежели точно оно истинно, то чем больше будет препятствий, тем больше и оное умножится».
 
О воскресных днях и дне ангела
 
Оптинские старцы часто напоминали о необходимости проводить день ангела и день рождения не в шумном и рассеянном праздновании, а в благоговении. Преподобный Антоний наставлял:
 
«День ангела вашего желаю радостным и благоговеющим сердцем встретить вам и препроводить, ибо продолжение жизни нашей есть продолжение милости Божией к человеку, а посему и дни рождения и тезоименитства должно провождать не столько в шумном и рассеянном праздновании, сколько в благоговении. У нас в монастырях так и поступают, то есть день ангела своего чтут заблаговременным приготовлением к приобщению Святых Таин».
 
Преподобный Варсонофий предостерегал от внимания вражеским внушениям и соблазнам не посещать храм каждое воскресенье:
 
«Святая Церковь, как мать, заботится о нашем спасении и дает нам к тому все средства, следовательно, как важно, как необходимо исполнять все церковные постановления! Враг сильно нападает на человека, желая отвлечь от исполнения заповедей. Церковь заповедует ходить в храм неопустительно каждый воскресный день и в праздник. Враг же соблазняет, внушая: “Зачем же ходить так часто?” Впрочем, он делает уступку, говоря: “Ну хоть в большой праздник пойти – это можно, а зачем же каждое воскресенье? Это совершенно лишнее!” И так во всём. Хорошо, если человек не слушает внушений вражеских».
 
Исполняйтесь Духом
 
Преподобный Никон призывал возгревать в своей душе духовную ревность:
 
«“Исполняйтесь Духом…” (Еф. 5: 18). Что это значит? Ведь мы сподобились получить Святого Духа при крещении. А многие ли помнят об этом? Мало получить, надо еще сохранить, усовершенствовать, умножить, а не зарывать. Для этого надо возгревать ревность. Как?

Читать святое Писание – ведь святые книги написаны Святым Духом, от них и веет Он. Никакое светское удовольствие не может дать того мира, той радости, которая дается Святым Духом. Песнопения. Псалмы.

1. Внимать себе.

2. Часто участвовать в святых таинствах, через них Святой Дух сообщается человеку.

3. Часто посещать святой храм: это место особенного присутствия Святого Духа.
 
4. Наконец, молитва: это великое дело для получения даров Святого Духа, особенно молитва “Царю Небесный”, ее с особым благоговением надо выслушивать не только во время молитвы в церкви, но и во время работы произносить ее, испрашивая помощи Святого Духа».
 
Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас, грешных!

Ольга Рожнёва
источник: Православие
 



 
РПЦ
Митрополия
Оптина
Закамье