Публикации » Необходимость принадлежать к Церкви для спасения

Необходимость принадлежать к Церкви для спасения

Священное Писание прямо говорит, что спасение возможно только во Христе: «Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян 4, 12). Без соединения со Христом невозможно принести никакой добрый плод. Поучение Спасителя о лозе и ветвях заканчивается словами: «Без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет...» (Ин 15, 5-6).  Однако эти высказывания, которые говорят о невозможности спасения без Христа, еще сами по себе не доказывают невозможность спасения вне Церкви.

Кого или что спасает Господь? Апостол Павел говорит: «Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» (Еф 5, 28). О необходимости находиться в единении с главой и быть членом церковного тела напоминают и другие слова апостола: «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом и не держась главы, от которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим» (Кол 2, 18-19). О необходимости пребывать в единении со Христом как с Главой Церкви говорят все экклезиологические образы Нового Завета: лоза и ветви, краеугольный камень и строящееся на нем здание, образы дома и семьи, пастыря и единого стада.
 
Из этих высказываний можно сделать вывод — Христос спасает не каждого отдельного человека, но Церковь как единое целое, как Свое тело. И каждый из нас спасается в той мере, в какой он принадлежит этому телу. Иными словами, спасение наше осуществляется не на основании заключения индивидуального «контракта» о спасении, но через вхождение в Вечный Завет между Богом и человеком, однажды установленный Иисусом Христом в собственной Его Крови.
 
Таким образом, спасение невозможно без участия в жизни Церкви, без участия в таинствах, прежде всего в таинстве Евхаристии: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин 6, 53-54). Относится это и к другим таинствам, например, к Крещению: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин 3, 5). Таинства, посредством которых мы соединяемся со Христом, естественно, возможны только в Церкви, которая сохраняет апостольское преемство. 
 

Говоря, что спасение невозможно вне Церкви, невозможно не задаться вопросом о судьбе людей, находящихся вне Церкви. Очевидно, что люди, находящиеся вне Церкви, не представляют собой единое целое, но являются некой недифференцированной массой, существуют различные категории таких людей, и говорить о судьбе принадлежащих к каждой из них нужно отдельно. 

Что касается вероотступников, а также тех, кто сознательно противится Богу и Истине, то они, согласно Священному Писанию, лишают себя надежды на спасение. О вероотступниках апостол Петр говорит, что они, «отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель» (2 Пет 2, 1). О тех, кто сознательно противится Богу, свидетельствует Сам Господь: «Всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф 12, 31-32). 

Что же касается прочих людей, тех, кто, не будучи богоборцами или вероотступниками, тем не менее не веровали во Христа или веровали неправо, то достоверно о их судьбе мы ничего не знаем. Церковь предает их милости Божией. 

Конечно, Бог промышляет о каждом человеке. И если для членов Церкви Христос есть Искупитель, то для внешних Он является Владыкой и Промыслителем. О том, что Господь промышляет обо всех людях, в том числе и о не принадлежащих Церкви, говорится в Священном Писании: Бог «есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных» (1 Тим 4, 10); Он «хочет, чтобы все спаслись и достигли познания истины» (1 Тим 2, 4). «Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему», - это слова апостола Петра (Деян 10, 34-35); Бог «воздаст каждому по делам его: скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина! Напротив, слава и честь, и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину! Ибо нет  лицеприятия у Бога» (Рим 2, 6, 9-11). 

В пользу того, что Господь может спасти тех, кто не принадлежит земной Церкви, свидетельствует, например, судьба ветхозаветных праведников, которые, не принадлежа к Церкви видимым образом во время земной жизни, тем не менее были спасены, и многие даже прославлены Церковью как святые. Можно сослаться на прецедент из жития великомученика Уара, который вымолил у Бога прощение грехов некрещенных родственников некоей Клеопатры; причем это не есть некий апокриф, а неотъемлемая часть Церковного Предания. Канон великомученику Уару представляет собой прошения, обращенные к нему, молиться о некрещенных и неправо веровавших усопших. Можно также вспомнить древние предания о том, как мученица Фекла своей молитвой исхитила из вечного огня Фалконилу, а святитель Григорий — императора Траяна. Святитель Марк Эфесский ссылался на эти факты как на вполне достоверные свидетельства. 

Говоря о людях, которые пребывают вне Церкви, необходимо отметить, что их положение по сравнению с людьми церковными является ущербным. Они лишены полноты богообщения, подлинной духовной жизни, для них закрыт путь святости. Для них невозможно усвоение плодов Искупления, и в этом смысле они остаются, по словам апостола, «чадами гнева Божия» (Еф 2, 3). О том, что подлинной духовной жизни у них быть не может, свидетельствует Иоанн Предтеча: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную; а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Ин 3, 36). Но поскольку Господь и для людей, находящихся вне Церкви, остается Промыслителем и Владыкой, то и для них в определенной степени возможно богообщение, возможно стремление к добру и правде, покаяние и даже достижение на этом пути определенных результатов. 

Если предположительно мы и говорим, что спасение возможно для тех, кто находится вне Церкви, то отсюда никак не следует, что спасение в принципе возможно без Церкви и помимо Христа, что существуют какие-то иные пути спасения. Мы не утверждаем, что те, кто во время своей земной жизни находились вне Церкви, не спасутся. Но, если даже они и спасутся, то, конечно, не благодаря, а вопреки своим заблуждениям; спасутся именно через Церковь, через Христа, даже если их встреча с Ним состоится уже за пределами их земной жизни. 

В целом эта проблема не имеет точного догматического решения; правильнее всего в этом вопросе придерживаться совета апостола Павла: «Внешних же судит Бог...» (1 Кор 5, 13). Лучше предоставить этих людей суду Божию и не заниматься вопросом о том, какова будет их загробная участь.

Иерей Олег Давыденков




 
РПЦ
Митрополия
Оптина
Закамье