Все, что происходит с человеком, очевидно, может расцениваться как обстоятельства жизни или как обстоятельства поиска жизни, наличие некоей правды и истины или поиска их. Все зависит от того, в чем смысл человеческого бытия, в чем состоит понятие правды и истины. Когда все главное и самое важное для человека в его мировоззрении состоит в этой земной действительности, когда все стремления и желания, задачи и планы связаны жестко с мнимыми благами временности, то тогда и правда принимает условные и весьма искаженные формы и становится личным мнением, наполненным заблуждениями и подменами.
Для чего существует человек на земле? В чем смысл сотворения человека Богом? В чем смысл жизни человека, сотворенного Богом?
Центральным вопросом всей жизни человека является смысл его существования. Каждый из нас рано или поздно задумывается над ним и решает его для себя по-своему. Какой ответ на него нам дает Православие?
Проблема смысла жизни - это проблема поиска идеала или истины, а практически - самой жизни, способности жить по-настоящему, не иллюзорно, не пре́лестно. «Здешнее - ничего не стоящий дым или прах для того, кто эту жизнь обменял на жизнь великую, жизнь земную на жизнь превыспренную, жизнь скоропреходящую на жизнь постоянную» (из поучений свт. Григория Богослова).
«
Аз есмь путь и Истина и Жизнь» (Ин. 14, 6).
В этих словах Господа Иисуса Христа заложена вся полнота осмысления того, что́ есть смысл человеческой жизни, что есть сама жизнь. В единении со Христом, в наследовании через это единение всего, что даровал нам Спаситель Своими Воплощением, Крестной смертью, Воскресением и Вознесением. В этих словах Евангелия показывается все, что необходимо знать человеку, желающему жить, а не заблуждаться на этот счет, жить истинной, настоящей, полноценной жизнью, для которой и создан был человек, в чем и заложено было Божественное Промышление сотворения человека. Все, что необходимо человеку для существования и в этой жизни, и в вечности в изобилии и полноте, явлены во Христе Иисусе, Господе нашем. Нет ничего такого, что не доставало бы человеку, обретшему Христа, нет ничего, о чем ему пришлось бы заботиться сверх этого.
«Православие видит смысл жизни в вечной жизни в Боге, именуемой иначе спасением. Это означает, во-первых, убеждение в том, что Бог есть, и что Он является не только источником бытия, но и самим бытием, в Котором лишь возможно благо бытия всего существующего, возможно полноценное постижение Истины и познание тварного мира в его существе. Во-вторых, это предполагает понимание, что настоящая (земная) жизнь является не самодовлеющей ценностью, но необходимым условием, преходящей формой бытия личности для достижения ею совершенной жизни в Боге. Существо христианской веры можно выразить двумя словами: "ХРИСТОС ВОСКРЕС!" - так как в них заключена вся бесконечная и одновременно вполне конкретная перспектива жизни. Её смысл - в уподоблении Христу и единении с Ним, иначе - обожении, тео-сисе. Что это значит? Если ответить кратко, это есть совершенство в кено-тической (греч. самоумаление, жертвенное смирение) любви, составляющей само существо Бога, ибо «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге и Бог в нем» (1 Ин. 4:16)», - пишет проф. А. И. Осипов.
«Бог сотворил человека по образу и подобию Своему. Под словом образ должно разуметь, что самое существо человека есть снимок (портрет) с Существа Божия; а подобием выражается сходство в самых оттенках образа или его качествах. Зло или недостаток не могли иметь никакого места в человеке: несмотря на свою ограниченность, он был совершен; несмотря на свою ограниченность, он имел полноту сходства с Богом. Полнота сходства необходима была для того, чтоб человек удовлетворял своему назначению — назначению быть храмом Всесовершенного Бога. Ум человека долженствовал быть Умом Божиим (1 Кор. 2, 16), слово его долженствовало быть Словом Божиим (1 Кор. 7, 12; 2 Кор. 13, 3), дух его должен быть соединен с Духом Божиим (1 Кор. 6, 17), его качества должны быть Богоподобными (Мф. 5, 48). Вселение Бога в человека есть вместе и теснейшее соединение Бога с человеком; человек-тварь соделывается причастником Божественного естества (2 Пет. 1,4)», - пишет свт. Игнатий Брянчанинов
Св. апостол Павел говорит: «
Бог, сотворивший мир и все что в нем от одной крови, произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и не далеко от каждого из нас» (Деян. 17, 24-27).
Свт. Иоанн Златоуст объясняет этот стих: «Это значит, что Бог не только дал нам для жизни дыхание и все, но что важнее всего, открыл путь к познанию Его, даровал то, что через это мы можем найти и достигнуть Его».
Назначение человека - есть познание Бога, соединение с Богом, служение Ему.
Смысл жизни, заложенный Творцом в отношении человека к себе - он заключается в том, чтобы через раскрытие сил и способностей, через деятельное устремление и приближение к своему первообразу достичь полной возможности теснейшего единения с Богом, причастия Божественного естества, а вместе с тем и возможности участия в Божественном блаженстве, т. е обо́жения, богоподобия.
Когда мы говорим о назначении человека по отношению к Богу, то имеем в виду прежде всего цель человеческой жизни, выражающуюся в познании Бога и соединении с Ним. А когда говорим о назначении человека по отношению к самому себе, то имеем в виду тот подвиг веры, к которому призван человек для того, чтобы этой цели достичь. В Евангелии сказано: «
Да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» ( Мф. 5, 16 ).
«Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48).
В других местах Священного Писания говорится о назначении человека по отношению к себе как о возрастании в любви, посредством которой человек соединяется с Богом и обретает вечное блаженство. «
Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4, 16), «
Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9).
Замысел Божий о мире подразумевает спасение не только человека, но и всего творения. Апостол Павел говорит, что в конце времен «
будет Бог все во всем» (1 Кор. 15, 8).
Священное Писание и святоотеческое Предание видят в человеке посредника, способного привести весь созданный Богом мир к осуществлению его конечной цели.
X. Яннара́с (греч. православ. богослов) отмечает, что «между тем, чем мир является актуально и тем, чем он призван быть, стоит человеческая свобода, которая только и может преодолеть разрыв между существованием мира и целью этого существования». О том, что образ бытия мира, его состояние зависит от духовно-нравственного состояния человека, нам говорит Священное Писание: «...
тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих... в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим. 8, 19—22).
Человек, по учению святых отцов, занимает такое место во Вселенной, что только через него весь вещественный мир способен воспринимать и усваивать Божественную благодать. У свт. Григория Нисского читаем: "Чтобы земное сопревознеслось с Божественным и единая некая благодать равночестно проходила по всей твари при растворении дольнего естества с естеством премирным». По словам прп. Максима Исповедника: «Человек призван воссоединить в себе любовью природу тварную с природой нетварной. Через себя человек соединяет всю совокупность тварного космоса, чувственного и сверхчувственного». В. Н. Лосский так говорит о замысле Божием о человеке в его отношении к тварному миру: «Не имея ничего вне себя, кроме одного Бога, человеку ничего не оставалось бы, как полностью себя отдать в порыве любви и вручить Ему всю Вселенную, соединенную в его человеческом существе, тогда Сам Бог со Своей стороны отдал бы Себя человеку, который по этому дару, т. е. по благодати, имел бы все то, что Бог имеет по природе, таким образом совершилось бы обо́жение человека и всего тварного мира».
«Земная жизнь каждого человека есть время, данное ему на покаяние. Все человечество на земле должно быть погружено в покаяние, в неутешное рыдание. Оно должно странствовать на ней, не прилепляясь сердцем ни к каким предметам, которыми обставлена эта гостиница, но непрестанно помышляя о горнем своем отечестве и всеусильно стремясь возвратиться в него. Труд и злострадание - непременные спутники покаяния и родители смирения, рождающего покаяние, должны господствовать на земле, по самому определению Божию. Все праведники Ветхозаветной Церкви, странствовавшие на земле, начиная от Адама, проводили земную жизнь сообразно назначению, данному ей Богом. Они жили на земле, как в стране изгнания, как в стране плача и покаяния, питаясь надеждою обетованного избавления, соглядая оком веры вечность. «
Проидоша, - говорит о них Апостол, -
в милотех, и в козиях кожах, лишени, скорбяще, озлоблени: ихже не бе достоин весь мiр, в пустынех скитающеся и в горах и в вертепах и в пропастех земных. И сии вси послушествовани бывше верою (Евр. 11, 37-39).
По вере умроша сии вси, не приемше обетований, но издалеча видевше я, и целовавше, и исповедавше, яко страннии и пришельцы суть на земли (Евр. 11, 13)», - пишет свт. Игнатий Брянчанинов.
«Мы должны жить на земле так, как колесо вертится - чуть только одной точкой касается земли, а остальными непременно стремится вверх» (из поучений преп. Амвросия Оптинского).
Приземленность человека, безмерная ориентация его на стяжание земных и временных благ через безконечное предание себя в руки греха, не только лишает человека смысла жизни и, как следствие, самой жизни, но и, разрушая человека, уничтожает его, лишает того образа и подобия, по которым совершалось творение человека. К счастью, по милосердию Божиему, эти образ и подобие никогда не истираются из человека абсолютно, а значит, пока еще живет человек на земле, пока еще бьется его сердце, есть возможность переосмыслить свое бытие, возвратиться на путь истинной жизни, изменить земное на небесное, тленное на незыблемое, временное на вечное.
Иерей Олег (Гадиров)
Настоятель храма Рождества Христова