AgionOros.ru продолжает публиковать отрывки из «Книги об исповеди» преподобного Никодима Святогорца, которая будет издана в 2013 году Издательским Домом «Святая Гора». «Книга об исповеди» содержит советы духовникам и мирянам и является одним из наиболее полных практических руководств по Таинству Покаяния. Это произведение Никодима Святогорца издано во многих странах, но на русский язык переведено впервые.
О том, как подобает исповедоваться грешнику
|
Преподобный Никодим Святогорец |
После же того, как ты подумаешь таким образом о свои грехах, друг мой грешник[1], и приготовишься с таким сокрушением и терзанием, пойди к опытному духовнику, о котором мы сказали[2], и если его дом находится далеко, не поленись, как не ленишься ходить к находящемуся далеко опытному врачу ради своей телесной болезни, но скажи и ты, как оный блудный сын: «
Восстав, иду ко отцу моему»[3].
Придя же к нему, когда он скажет тебе, чтобы ты исповедал грехи твои пред Владыкой Христом, преклонив колени пред священной Его иконой, скажи: «Отче, согреших на небо и пред Тобою и... несмь достоин нарещися сын Твой[4], но вот сегодня через сего духовного моего отца исповемся Тебе в правости сердца»[5].
И так начинаешь исповедоваться[6].
О том, что есть исповедь
Но прежде, чем начать, знай, что исповедь есть добровольное устное открытие лукавых дел, и слов, и помыслов, умилённое, самообвинительное, правдивое, без стыда, решительное, законному духовнику.
О том, что исповедь должна быть добровольною
Итак, и тебе, брат, 1) подобает исповедовать собственными устами все лукавые дела свои, все лукавые слова свои и все лукавые помыслы твои не из-за какого-либо принуждения и насилия, но добровольно и самостоятельно говоря с Давидом: «
И волею моею исповемся Ему», – и не ждать, чтобы тебя спрашивал духовник, но ты первый исповедай их[7]. И не уподобляйся этим царю Навуходоносору, который не пересказывал магам виденный им сон, чтобы маги после этого объяснили его значение, но ждал, чтобы они рассказали ему и сон, и его истолкование: «
Точию сон и сказание его возвестите мне»[8],
– но ты первый расскажи свой сон, то есть своих грехи, и тогда пусть духовник их выслушает и исправит.
О том, что исповедь должна быть умилённой
2) Тебе подобает исповедоваться с умилением, со многим смирением и с сокрушенным сердцем, как исповедовала блудница свои грехи, как хананеянка и как мытарь молились, для того чтобы Бог принял твою исповедь и дал тебе оставление грехов твоих, потому что «
Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит»[9]. Умиление же это и смирение ты должен показывать даже когда духовник тебя будет обличать за какой-то твой грех, сохраняя молчание и не раздражаясь, а также не прерывая его слов, но принимая обличение с радостью, как если бы тебя обличал Сам Бог. И что я говорю, чтобы ты принимал его с радостью? Если можно, ты должен, как осуждённый, склониться к земле и орошать ноги его своими слезами, как тебе советует святой Иоанн Лествичник: «Будь нравом и помыслом, как осуждённый, при своей исповеди, поникнув к земле и, если возможно, и ноги врача, как Христа, орошая слезами»[10].
О том, что исповедь должна быть самообвинительной
3) Тебе подобает не обвинять одного и другого, когда исповедаешься, оправдываясь, что они были причиной того, что ты согрешил, как Адам перекладывал вину на Еву, а Ева на змея, нет; но ты должен обвинять лишь самого себя и своё злое произволение. «Если хочешь обвинить, – говорит тебе божественный Златоуст в беседе 51-й на Матфея, – обвини себя», – и Приточник: «Праведный себе самаго оглагольник»[11], – себя самого, говорит он, а не других, чтобы, стремясь уменьшить с помощью исповеди свои грехи, ты не увеличил их, добавляя к ним осуждение. А что тебе следует говорить духовнику, тебе советует Иоанн Лествичник: «Скажи, и не устыдись: “Моя язва, отче, моя рана, по собственной моей лености, а не от чего-то другого происшедшая; никто в ней не виноват, ни человек, ни дух, ни тело, ни что-то другое, но моё нерадение”»[12].
О том, что исповедь должна быть правдивой
Тебе подобает исповедоваться истинностью и прямотой сердца твоего, открывая все свои грехи, таким образом, как ты их сотворил, вместе со всеми обстоятельствами: места, времени, лица, причины, числа и способа, не прибавляя и не отнимая, не называя половину своих грехов одному духовнику и половину другому, как делают некоторые лукавые люди, не говоря о них каким-то искусными, с помощью которых ты одновременно и скрываешь, и открываешь свой грех с целью уменьшить стыд, но исповедоваться просто и прямо, с сердцем нелживым и истинным, потому что, если ты будешь исповедоваться лживо и лишь внешне, знай, что не только твоя исповедь будет ненавистной Богу, всегда любящему истину: «
Се бо истину возлюбил еси»[13], но ещё и грехи, исповеданные тобою, вскоре вновь вырастут в тебе, как вырастают белые волосы у стариков, которые их не вырывают, но только для вида сбривают, и этим ты будешь делать подобное тому, о чем говорит Давид: «
Яко бритву изощрену сотворил еси лесть»[14].
О том, что исповедоваться следует без стыда
5) Тебе подобает исповедоваться без стыда, потому что стыд, которому ты подвергаешься, когда исповедаешься, ходатайствует тебе славу и благодать перед Богом, согласно Сираху: «
Есть... стыд, наводяй грех, и есть стыд слава и благодать»[15]. Этот стыд помогает тебе освободиться от будущего стыда в страшный день Суда, согласно Лествичнику: «Ибо невозможно без стыда от стыда избавиться»[16],– и согласно богослову Григорию: «Не пренебрегай исповедовать свой грех, чтобы тамошнего стыда избежать здешним, поскольку и это – часть тамошнего мучения и ты покажешь, что поистине возненавидел грех, обличив его и предав позору, как достойный поношения»[17].
Чего ты стыдишься, грешник? Когда ты совершал грех, не стыдился, а сейчас, стремясь от него освободиться, стыдишься? О безумный! И ты не знаешь, что этот стыд от диавола, который, когда ты совершаешь грех, возбуждает в тебе бесстрашие и дерзость, а когда ты исповедаешь его, возбуждает в тебе страх и стыд? Так свидетельствует Златоуст: «Есть две вещи: грех и покаяние; во грехе – стыд, осмеяние, в покаянии – похвала, дерзновение, но порядок извращает сатана и даёт повинующимся ему в грехе дерзновение, а в покаянии стыд; ты же не повинуйся ему»[18].
Поэтому мы читаем в Патерике, что один добродетельный отец видел явно диавола, часто ходившего в исповедальни духовников, чтобы возбуждать стыд в исповедующихся там грешниках. Бог не дал тебе духовником какого-нибудь ангела или архангела, чтобы ты стыдился, но человека, подобострастного тебе, чтобы ты не стыдился, так зачем же тебе стыдиться? Если, предположим, ты узнал от других или сам подозреваешь, что твой духовник открывает другим грехи, пусть это, брат мой, не удерживает тебя от исповеди, потому что это – прелесть диавола, с помощью которой он пытается погубить твою душу; и если он их откроет (что ему очень трудно, если не сказать, невозможно сделать), он должен будет дать ответ Богу за это зло, совершаемое им, ты же, исповедавшись, будешь совершенно неповинен и получишь прощение своих грехов. В этом удостоверяет тебя святой Мелетий Исповедник:
Если кто-то исповедь расскажет и осудит
То такой ответит пред Богом на Суде
Исповедавшийся же всегда невинным будет
И грехов своих избавленным уже[19].
Кающиеся в древние времена стояли у дверей церковных и исповедовали свои грехи перед всем множеством людей, входивших в церковь, как говорит Созомен: «Сначала священникам было угодно, чтобы грехи исповедовали, как в театре, при свидетельстве множества церковного»[20], и 56 и 75-е правила великого Василия говорят то же самое.
Праведный Иов не стыдился исповедоваться перед множеством людей, как сам это возвещает: «Не посрамихся бо народнаго множества, еже не исповедати пред ними»[21], и тебе, брат мой, будучи грешным и исповедаясь перед одним только человеком, зачем бояться?[22].
Преподобный Никодим Святогорец
Источник: Святая Гора
1 Если ты знаешь грамоту, брат, отмечай свои грехи и на бумаге, чтобы их не забыть. Тебе следует знать также и то, что, если ты не проведёшь подобающее испытание своих грехов перед исповедью, то те грехи, которые ты забудешь и не исповедаешь, не прощаются, потому что эта забывчивость была вольной по твоей вине, поскольку ты мог их вспомнить, произведя испытание, и этого не сделал. Если, однако, ты проведёшь подобающее испытание и случайно забудешь какой-то свой грех, по забывчивости, свойственной человеку, то такой грех, как говорят некоторые, прощается вместе с другими, которые ты исповедал, потому что эта забывчивость не вольная, но невольная. Если же после исповеди ты его вспомнишь, нужно снова сходить к духовнику и его исповедать.
2 См. http://www.agionoros.ru/docs/421.html
3 Лк.15:18.
4 Лк.15:18
5 Пс.118:7.
6 Я сказал, что ты должен своими собственными устами назвать свои грехи, потому что, если ты запишешь их, чтобы не забыть, однако, ты обязан сам прочитать их своему духовнику, поэтому те, которые записывают свои грехи и, отдав записку духовнику, уходят, поступают плохо и неправильно и исповедь их является несовершённой, и пусть они впредь оставят эту нелепость и сами читают рукописание своих грехов.
7 Поэтому и божественный Златоуст, толкуя слова «глаголи ты прежде беззакония твоя», говорит: «Не ожидай обличающего, не надейся на обвинителя, но сам, предварив, похить первое слово».
8 Дан.2:6.
9 Пс.50:19.
10 Слово 4-е.
11 Притч.18:17.
12 Слово 4-е.
13 Пс.50:8.
14 Пс.51:4.
15 Сир.4:25.
16 Слово 4-е.
17 Слово на Крещение.
18 Слово о покаянии.
19 Ступень 171-я.
20 Кн. VII, гл. 16.
21 Иов.31:34.
22 Знай же, брат, что и сегодня разрешается исповедовать свои грехи публично, если человек усердствует в покаянии, и тот, кто это сделает, быстрее получит от Бога человеколюбие и прощение ради большего стыда и срама, которые испытывает во время такой публичной исповеди. Ибо кроме Иова, о котором мы упомянули выше, и древнего обычая, который имела в отношении этого Христова Церковь, мы находим в истории также повествование о том, что и царь Роман, поступил таким образом, ибо покаявшись в преступлении клятв, данных им своему зятю Константину Багрянородному, и в других грехах, отправил послов и собрал триста монахов из Рима и Иерусалима и во время Божественной литургии, в тот момент, когда священник возгласил: «Со страхом Божиим и верою...», – этот добрый Роман стал посреди церкви и, пренебрегши стыдом, исповедал открыто свои грехи и просил прощения; затем записав ещё свои грехи на бумаге, он послал их не пришедшим монахам, в первую очередь на гору Олимп, прося их, чтобы они сотворили молитву к Богу об их оставлении. Но послушайте о том, какие человеколюбие и милость явил ему Бог. Некий добродетельный монах на Олимпе, именуемый Дормокаитом, просил о нём Бога. И вот свыше приходит Божественный голос, говорящий ему: «Победило человеколюбие Божие». Открыв же хартию, этот монах – о чудо! – нашёл его грехи стёртыми и изглаженными.
Нечто подобное рассказывает и Иоанн Лествичник в своём Слове о послушании, говоря, что в один общежительный монастырь однажды пришёл некий человек, разбойник, и убийца, и колдун, и развратник, желая стать монахом. Настоятель же монастыря повелел ему исповедовать открыто перед всеми свои грехи, и тот с радостью согласился сделать это, если он захочет, и при всём городе Александрии. И вот в воскресный день, во время литургии, по окончании Евангелия, оный разбойник входит в церковь, как осуждённый, влачимый несколькими братиями, биемый, со связанными сзади руками, одетый в рубище, с головой, посыпанной пеплом. И как только он приблизился к двери церковной, игумен воскликнул: «Остановись! Остановись, ибо ты не достоин войти внутрь». Тот же, думая, что услышал гром, а не голос человека, тут же падает ниц на землю со страхом и трепетом и слезами орошает пол. Затем он повелевает ему исповедовать все свои грехи по отдельности. Разбойник же начал их исповедовать по порядку. Но посмотрите и на то, какова милость Божия. Ибо в то время, когда тот исповедовал свои грехи, один из находившихся там братий видел некоего страшного мужа, держащего в руках исписанную хартию и трость. И лишь только разбойник исповедовал один из своих грехов, оный страшный вычеркивал его тростью, и справедливо, поскольку сказал Бог чрез пророка Давида:
«Рех: исповем на мя беззаконие мое Господеви, и Ты оставил еси нечестие сердца моего». И сразу после исповеди оный настоятель постриг разбойника в монахи и причислил его к прочим братиям. Поэтому будем подражать им и мы, а также многим другим, подобным им, и не будем стыдиться, когда исповедуемся, чтобы и мы быстрее обрели Божию милость.