«Да будет слово ваше да, да; и нет, нет…» (Мф.5:37). Что за добродетель, одна – в двух диаметрально противоположных по смыслу словах? Только в том она, чтобы не раздваивалось сердце наше, чтобы не было в нем лукавства? Чтобы, «да» говоря, «да» и думали? И чтобы, «нет» отвечая, «нет» помышляли? Или же есть еще какой-то смысл в этом евангельском речении? Есть, кажется, потому как всякая заповедь Господня «широка зело» (Пс.118:96), и много в ней смыслов и глубин обретается сердцем, ищущим воли Божией.
Часто ли случается нам эти слова произносить? Часто… А умеем ли мы на самом деле говорить – «да» и «нет»? Понимая, отдавая себе до конца отчет в том, что значат они, направляя при этом рождающее их сердце не по собственной его воле, а по той самой воле Божией?
Если спрашивают нас люди лишь о каких-либо фактах – нашей жизни или окружающей действительности, то по совести христианской остается лишь сказать правду: подтвердить их мнение или опровергнуть, даже если нам это почему-то и бывает не с руки. И нелегко это всего чаще. Это – о лукавстве и нелукавстве.
Но можно коснуться и другого – не фактов, а готовности нашей. Готовности откликнуться на обращенную к нам просьбу, высказанное (а порой и невысказанное) пожелание или повеление даже. Или – неготовности.
Кому незнакомо: ты усталый, замученный, хлопот, забот не счесть, проблемы – одна на другой сидит и ею погоняет… Думаешь: хоть бы помог кто! А вместо этого спрашивает тебя друг, товарищ по работе, начальник, прохожий на улице: «А ты бы не мог?.. А вы бы не могли?..». И ты еще не знаешь даже, о чем речь, но ответ готов: «Нет! Оставьте меня все в покое, нет у меня ни сил, ни возможности…». Иногда он тут же попадает на язык и с языка срывается – словами резкими и обидными, или просто – отрывистыми, холодными, недружелюбными. Иногда успеешь его удержать, но взгляд еще красноречивей выдаст все, что сказать хотелось.
А попросить-то тебя хотели о чем-то столь простом, что ты и сделал бы, не заметив. Ни труда, ни времени не потратил бы, и радость бы на сердце от дела доброго осталась. И у просителя – тем паче радость. А так – и у тебя, и у него тяжесть на душе, осадок неприятный, противный. Было тебе нехорошо до того, а после – просто плохо стало.
Или – того хуже: попросить тебя человек собирался о чем-то таком, в чем просто нельзя отказать, как бы ты ни устал, как бы ни спешил. Не скажу – о помощи умирающему, – это редко, это больше к нашему брату священнику относится. Нет, например, о деньгах взаймы, потому что семье есть нечего, или о совете в таком деле, в котором ты специалист, а спрашивающий профан, а дело-то важное. Или всего-навсего о том, чтобы ты выслушал брата своего, потому что беда с ним случилась, а поделиться не с кем. Мало ли о чем еще… О чем-то таком, в чем тебе самому больно было бы и горько отказ услышать.
Поэтому надо обучать свое сердце не торопиться отвечать «нет», быть всегда расположенным сказать «да», просто – быть расположенным, открытым, а не закрытым для того, кто в него постучится.
Но и «нет» тоже надо научиться говорить – тогда, когда это необходимо. Это не так просто, как кажется, ничуть не проще, чем «да». А подчас и трудней.
Редко ли бывает, что мы оказываемся в ситуации, когда совесть требует сказать «нет»? Привлекают нас к какому-то делу, а мы понимаем, что есть в нем что-то недоброе, неправильное… Говорят плохо о ком-то, кого мы знаем и с кем дружны, и нас спрашивают: «Ну ведь так же?..». Да, в конце концов, курицу жареную в постный день предлагают: «Будешь?..». Знаем, какой ответ надо дать, но… Но так не хочется обидеть кого-то – важного или просто знакомого, так не хочется конфликта, дискомфорта душевного, что проще, кажется, не возражать. Однако так бывает – раз не откажешься от чего-то недолжного, другой, третий, а потом еще трудней будет отказаться, и так легко стать рабом собственного человекоугодия и уже не быть и не называться даже рабом Божиим. О таком рабстве, о такой порочной зависимости от человеческих мнений и отношений говорит Господь: «Друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете» (Ин.5:44). Хотя какая уж тут слава!
А порой может идти речь не о чем-то плохом или тревожащем совесть, а просто о том, что на самом деле не по силам. Не потому, что жалеем себя, не потому, что малодушны, не потому, что ленивы. Реально не по силам: нет умения или нет физических возможностей, или здоровья. И боязно отказать, страшно обидеть, и соглашаешься. А потом… Потом либо слом, срыв наступает, когда ничего больше делать не можешь и ропот на все и на всех поднимается. Или с треском проваливаешь то, за что по мягкодушию своему взялся. Или в небрежении остаются другие дела, за которые некому, кроме тебя отвечать, а возможно, что и люди, тебе близкие и дорогие…
…Как разобраться, когда говорить «да» и когда «нет»? Пожалуй, не так это все же и сложно, если думать при этом не о том, чего хотят от нас люди и чего хотим мы, а о том, чего хочет Господь.
Игумен Нектарий (Морозов)