8 апреля (26 марта по ст. стилю), в отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, Церковь празднует собор Архангела Гавриила. Для нас это повод задуматься об ангельских силах и их значении в нашей жизни. Мы ведем беседу с кандидатом богословия, доцентом Сретенской духовной семинарии, доцентом СПбГУ диаконом Владимиром Василиком.
|
Белый ангел. Фреска монастыря в Милешево, Сербия. XIII в. Фрагмент |
— Дорогой отец Владимир, поздравляем вас с праздником архангела Гавриила. В этот день хотелось бы услышать ответы на некоторые вопросы, связанные с ангельским миром. Когда, по мнению Церкви, были сотворены ангелы Божии?
— Благодарю за поздравление и, в свою очередь, поздравляю читателей портала Православие.Ru с этим праздником. Большинство святых Отцов считали, что ангельские силы сотворены до создания вещественного мира. Эту мысль они выводили из слов «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт.1:1).
Блаженный Августин, в частности, считал, что под «небом» боговидец Моисей разумеет мир ангельский, а под «землей» — мир вещественный. Подобная точка зрения была естественной с точки зрения неоплатонической перспективы — представления о первичности идеального, невещественного и вторичности вещественного. Вот как святитель Григорий Богослов размышляет о Божественной благости, стремящейся к тому, «чтобы благо разливалось, шло далее и далее, чтобы число облагодетельствованных было как можно большее»: «Бог измышляет, во-первых, ангельские и небесные силы. И мысль стала делом, которое наполнено Словом и совершено Духом... Поскольку же первые твари были Ему благоугодны, то измышляет другой мир — вещественный и видимый...»[1].
Конечно, в такой перспективе существовала опасность представления о том, что ангельские силы едва ли не собезначальны Богу, но святые Отцы властно пресекали ее возможность. Святитель Амвросий Медиоланский пишет: «Ангелы, господства и власти, хотя и прияли некогда свое начало, однако же уже существовали, когда сотворен был сей мир»[2]. Святые отцы отрицали также какое-либо соучастие ангелов в творении. Именно поэтому некоторые из них допускали, что ангелы были сотворены в процессе создания мира. Такого мнения держался, в частности, блаженный Феодорит. Он считал, что ангелы сотворены одновременно с созданием вещественного мира, т. к., согласно его утверждению, они «ограничены местом», т. е. пространством. Последнее же возникло в то же время, что и вещественный мир. Однако блаженный Феодорит не настаивает на своем мнении. «Говорю же сие, — пишет он, — не утвердительно, ибо смелым признаю утверждать решительно, о чем не говорит в точных словах Божественное Писание»[3].
Весьма оригинальна точка зрения латинского богослова святителя Викторина Петавского. С одной стороны, он считает, что Бог «сотворил ангелов, как и человека, после завершения Своих дел, чтобы они не могли претендовать на то, что были Его помощниками в Его деяниях во время сотворения мира»
[4]. С другой, что они были сотворены прежде всех земных тварей, т. е., вероятно, на четвёртый день вместе со звёздами. Ангелы обладают первенством во времени их творения по отношению к человеку, поскольку духовное должно быть прежде земного, «a свет — раньше неба и земли»
[5]. И, тем не менее, не ангелам Бог покорил вселенную, а человеку. С другой стороны, не все ангелы, согласно святителю Викторину, были сотворены в четвертый день. Некоторые из них были созданы в первый день и соответствуют временным первопринципам мира: «Хранителями 24 часов являются ангелы, которые старше и прочих ангелов, и человеков», и подразумевается, что они созданы в первый день творения: «Как я уже упоминал, день содержит в себе число 12, разделен на две части: двенадцать часов дня и двенадцать часов ночи. Ибо в течении этих часов подсчитываются месяцы и годы, периоды и эпохи. Поэтому, без сомнения, установлено ради этого числа, а именно часов, двенадцать ангелов дня и двенадцать ангелов ночи. Это, действительно, двадцать четыре свидетеля дней и ночей, которые сидят перед престолом Бога с золотыми венцами на головах, которые в Апокалипсисе апостола и евангелиста Иоанна называются старцами, по той причине, что они непохожи (буквально “другие”) на ангелов и людей»
[6].
Несомненно лишь одно: весь ангельский мир сотворен Богом, потому что «Им создано всё, что на небесах и на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли,— все Им и для Него создано» (Кол.1:16). Упоминаемые здесь престолы, господства, начальства, власти являются ангельскими чинами и входят в состав небесной иерархии. Одноименный трактат, известный под именем Дионисия Ареопагита, говорит о том, что небесная иерархия состоит из девяти чинов — серафимов, херувимов, престолов, господств, сил, властей, начал, архангелов и ангелов. Высшие чины, по словам автора трактата, передают божественный свет низшим чинам, а те — людям. Иерархия создана для того, чтобы небесные силы заботились друг о друге и о людях. В завершение отметим, что весомым аргументом в пользу того, что ангелы сотворены до появления людей, является рассказ об искушении сатаной под видом змия первых людей.
— Тут как раз возникает вопрос: а кто такой сатана и откуда взялись бесы?
— Естественно, зло не имеет самостоятельного источника бытия. Собственно говоря, зла как самостоятельной сущности нет, а есть лишь искажение добра. Замечательно сказал один старец: «И бесы по существу своему не злы, а злы лишь в той мере, в какой они не суть». Соответственно, бесы это — «беглые» ангелы, точнее — ангелы-предатели, изменившие своему Творцу и Благодетелю Богу, своеобразные коллективные иуды.
«Коноводом» в их предательстве явился сатана. Слово «сатана» означает противник, супостат, противник на суде. Достаточно странными являются попытки некоторых ученых назвать его «противоречащим», так сказать, оппонентом Бога.
Кем был сатана до своего грехопадения? — Лучше всего об этом сказал святой пророк Иезекииль: «Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, все,, приготовлено было в день сотворения твоего. Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония» (Иез.28:13-15).
В чем же состояло беззаконие этого «помазанного херувима», который носил имя Люцифер (Светоносец), или Денница? — В зависти к Богу и властолюбии, желании поставить себя выше Его. Вот как об этом говорит святой пророк Исаия: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своём: “Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему”». (Ис.14:12-13). Сатана смог увлечь за собой треть ангелов Божиих, именно так толкуются слова Откровения о том, что Дракон своим хвостом смел с неба третью часть звезд. И в этот решающий момент против Люцифера выступил верный Архангел, который воскликнул: Кто как Бог (Кто подобен Богу)? Поэтому он и получил имя «Михаил» (по еврейски Ми ка Эль — кто как Бог?). Он смог повести за собой верных ангелов на духовную войну против сатаны и его споспешников. Об этой битве повествует Откровение: «И произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр.12:7-9). И об этом же говорит святой пророк Исаия: «Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней. Видящие тебя всматриваются в тебя, размышляют о тебе: “Тот ли это человек, который колебал землю, потрясал царства, вселенную сделал пустынею и разрушал города ее, пленников своих не отпускал домой”» (Ис.14:15-16).
— В связи с низвержением демонов встает вопрос, могут ли они покаяться.
— Не могут. И не с точки зрения Божественной благости, а с точки зрения собственной развращенности. По учению святых Отцов, демоны настолько закоренели во грехе, что назад им возврата нет. В связи с этим можно напомнить один случай, происшедший до революции. Одного священника вызвали отчитывать бесноватого, и ему удалось вызвать беса на прямой разговор. Злой дух с похвалой рассказывал о битве между сатаной и архангелом Михаилом: «Сам господин дрался». Священник ему заметил: «Что пользы? Вы связаны в аду и будете мучимы на Суде». Бес ответил: «Это еще нескоро будет». Священник ему посоветовал: «Ты обратись ко Господу, покайся». Бес ответил: «Он меня не примет». Священник стал его убеждать, что Бог может простить всех. В ответ бес гордо ответил: «Ни за что. Мы еще поборемся с Ним».
|
Исцеление Гадаринских бесноватых. XIV в. Фрагмент фрески |
Догматический ответ дает преподобный Иоанн Дамаскин в своем «Точном изложении Православной веры»: «Ангел неспособен к покаянию потому, что бестелесен. Человек же получил покаяние ради немощи тела»
[7].
— а можно ли молиться за бесов?
— Лучше всего об этом говорит преподобный Варсонофий Оптинский: «Исаак Сирин — единственный святой, который молился о бесах. Но как молится? Можно молиться, чтобы Господь уменьшил их муки, ослабил по неизреченной Своей милости. Затем, что можно святому великому, того нельзя нам. Все птицы высоко летают, но выше всех орел; подобно орлу святой Исаак парит между святыми. Нам же молиться за бесов опасно.
Знаю одну начальницу общины. Она молилась за бесов. Я предостерегал ее. Она не послушалась и продолжала. Вскоре бесы стали являться ей и благодарить за молитвы о них. Последствием всего этого было то, что она пала с одной сестрой своей общины однополым грехом, стали заниматься спиритизмом с этой же сестрой. Конечно, обе они ушли из общины. Смотрите, как же плохо она кончила».
Иными словами, нельзя поддаваться ложной жалости к бесам и молиться за них, не имя для этого духовных сил. Добавим, что и за людей не всех можно молиться. Можно привести пример из сравнительно недавнего прошлого. В 1920-х годах один монах Новоафонского монастыря вздумал было молиться за В.И. Ленина. Он едва остался в живых и в здравом уме: ночью к нему явился Ленин (или бес в его обличье) и стал душить, приговаривая: «Я просил тебя за меня молиться? Ты зачем мучаешь меня?»
— А есть ли у бесов, как считают многие, власть над миром?
— Нет у них никакой власти над миром. В заклинательных молитвах при Святом Крещении говорится дьяволу: «Убойся. Изыди и познай свою силу, ниже на свиниях власть имущую».
— А почему тогда дьявол именуется князем мира сего?
— А что такое «мир» в евангельском и святоотеческом понимании? Преподобный Исаак Сирин говорит: «Миром называю я страсти, рождающиеся от развлечения ума». Соответственно, дьявол есть князь над страстями. И над теми, кто рабствует этим страстям. Но опять-таки — лишь до поры до времени — сколько ему отпущено Господом для исправления и вразумления тех, кто еще способен исправиться и вразумиться. От противного.
— Вернемся к благим ангелам. Почему они не могут упасть?
Как учат святые Отцы, ангелы уже не могут упасть, потому что, в отличие от человека, они самоопределяются единожды и свой выбор сделали еще до появления человека. Неизменность их выбора засвидетельствована Священным Писанием, в котором нет ни одного примера того, чтобы ангелы изменили направление своей воли. Напротив, все Священное Писание говорит о неизменности их произволения. Например, в 102-м псалме: «Благословите Господа вси ангели Его, слуги Его, творящие волю Его услышати глас словес Его». Вот что говорит преподобный Иоанн Дамаскин: ангелы «неудобопреклонны ко злу, хотя и не непреклонны, но теперь даже и непреклонны, — не по природе, а по благодати и по привязанности к одному только благу»[8]. Иными словами, по благодати, данной им и по их привязанности к ней, Ангелы не могут пасть.
|
Отроки в пещи Вавилонской с ангелом. |
— Откуда берется ангел-хранитель?
— Естественно, он не рождается с нами. Искони ангелам вверено служение охранять человека и помогать в борьбе со злом. Классический пример: ангел — спутник Товии, о котором рассказано в книге Товита.
Ангелы могут охранять целые народы, о чем сказано в книге Второзакония: «Всевышний поставил пределы народов по числу ангелов Божииих» (Втор.32:8. Текст дается по Септуагинте и Славянской Библии). Как говорит преподобный Иоанн Дамаскин, они «оберегают области земли и управляют народами и странами, смотря по тому, как повелено им Творцом»[9]. «Сии умы, — пишет святитель Григорий Богослов, — прияли каждый одну какую-либо часть Вселенной или приставлены к одному чему-нибудь в мире, как ведомо сие было все Устроившему и Распределившему...»[10]. В Книге пророка Даниила такие ангелы названы «князьями» (т. е. правителями) иудейского, греческого и персидского царств (Дан.10:13-21). В Откровении Иоанна Богослова говорится об Ангелах семи Малоазийских Церквей. На основании этого некоторые отцы Церкви (святители Василий Великий, Григорий Богослов и др.) утверждали, что ангелов-хранителей имеет каждая христианская Церковь. «Вас печалит, — обращается святитель Василий к пресвитерам Никопольской Церкви, — что извергнуты вы из ограды стен; но вы водворитесь в крове Бога Небесного, и с вами ангел — блюститель Церкви»[11].
Фактом ветхозаветного и новозаветного откровения является то, что ангела-хранителя может иметь каждый человек, если его жизнь, как и жизнь ангелов, выражается в служении Богу и людям. Такой ангел, по свидетельству Псалмопевца, «ополчается вокруг боящихся Господа и избавляет их» (Пс.33:8) В новозаветные времена он, по свидетельству церковного Предания, даруется человеку во время его крещения и пребывает с ним на протяжении всей его жизни, если христианин стремится к богоуподоблению. Иисус Христос, призывая нас быть «как дети» (Мф.18:3), указывал, что благодаря чистоте и непорочности детей их ангелы пребывают с ними и «на небесах всегда видят лицо Отца Небесного» (Мф.18:10).
И естественно, что ангел-хранитель переходит от человека к человеку после окончания первым его жизненного пути.
В силу нашей тесной связи с ангелом-хранителем мы должны постоянно молиться ему и призывать его помощь и содействие на нашем жизненном пути. И да поможет нам Бог быть чутким к его тихому увещающему гласу, наставляющему нас ко спасению.