Публикации » О послушании Богу

О послушании Богу

«Ты заповедовал повеления Твои хранить твердо» (Пс. 118, 4)

«Блаженное послушание назвали отцы исповедничеством, без которого никто из страстных не узрит Бога», - пишет прп. Иоанн Лествичник.

Человечество страдает от многих вещей, им созданных, но одно из главных - это непослушание. Еще первые люди, нарушив запрет Бога, то есть не исполнив послушания, отпали от Него. «Если бы люди сохранили достоинство и не исказили образа Божия преслушанием, то не были бы наказаны смертью», - говорит свт. Иоанн Златоуст. Гордость и самолюбие, которые в грехопадении укоренились в естестве человека,  сделали его смертным, ведь преслушание, избранное добровольно человеком, стало причиной его смертности, что было противно тому, что заложил в человека при сотворении Бог.

«Не позволяя вкушать с древа "познания добра и зла", Бог предупреждает Адама о наказании. И это наказание самое страшное, которое только могло постичь человека - лишение его жизни (Быт. 2, 16-17). Когда же Адам вступил на путь самоволия, то этим вверг в бездну нечестия и себя, и весь род человеческий - всех своих потомков - "целого Адама", - пишет Н. Е. Пестов.  Потому и возвращение к Богу, восстановление общения и единения с Ним, обретение жизни и безсмертия возможно через восстановление послушания. «Послушание Божиему повелению обыкновенно дарует жизнь, а непослушание – мертвенность и тление», - наставляет прп. Нил Синайский.

Послушание заповедано Богом, заповедано как способ, возможность оживотворить мертвенное естество человека жизнью преданности Творцу. «Мои законы исполняйте и Мои постановления соблюдайте, поступая по ним. Я Господь Бог ваш» (Лев.18,4). Следование за Богом, верность Его заповедям и установлениям облагораживает, оживляет, умиряет  человека. В послушании соблюдается не только вера в Бога, не только послушание, но в этом исповедуется доверие Богу и надежда на Его благой и спасительный Промысел. «Господу, Богу вашему, последуйте и Его бойтеся; заповеди Его соблюдите, и гласа Его послушайте, и Ему служите, и к Нему прилепляйтеся» (Втор.13,4).

Ведь любое требование, предложение или заповедь, данные человеку от Бога, имеют своей целью и смыслом только благо для человека во всех его истинных, небесных проявлениях. Потому, когда читаем в Писании, что Бог что-то требует от нас, мы должны понимать Что требует, звучит в контексте того,  что нам потребно для единения с Богом и спасения души. «Чего требует от тебя Господь Бог твой? Того только, чтобы ты боялся Господа, Бога твоего, ходил всеми путями Его и любил Его, и служил Господу, Богу твоему, от всего сердца твоего и от всей души твоей, чтобы соблюдал заповеди Господа и постановления Его, дабы тебе было хорошо» (Втор. 10, 12, 13).  То есть исполнение послушания, исполнение заповедей и благословений Божиих не Богу потребно, а человеку, чтобы не потерять добра и благости в жизни. «Слушайтесь гласа Моего и ходите по всякому пути, который Я заповедую вам, чтобы вам было хорошо» (Иер. 7, 23). Потому Спаситель  говорит, посылая учеников на проповедь спасения в заботе о роде человеческом: «Идите, научите все народы, уча их, соблюдать все, что Я повелел Вам» (Матф. 28, 20). Послушание заповедям Божиим – есть все, что необходимо для спасения: «Все в соблюдении заповедей Божиих» (1 Кор. 7, 19).

Но послушание и исполнение заповедей невозможно без веры. Вера - это та двигательная сила, которая рождает в душе человеческой искреннее желание верности Богу, которая и состоит в послушании и исполнении заповедей. Когда у человека появляется живая потребность, необходимость этой жизни в преданности Богу, через веру в сердце рождается праведный посыл к преодолению самости, как основной разрушающей силы и препятствующей общению с Богом, Его благодатью. «Без веры угодить Богу невозможно, ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть и ищущим Его воздает» (Евр. 13. 21) Праведная вера, труды, которые она призывает совершить человека, соединяет его с благодатью Божией, которой только и возможно праведное шествие по пути спасения: «Бог мира да усовершит вас во всяком добром деле к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа» (Евр. 13, 21).

Тем, кто избирает путь верности и послушания, Господь, соединяя Своей благодати, дарует новое устроение, очищеное Его благодатью, дарует послушникам новый дух, живой и деятельный, и новое сердце, чистое и праведное в вере: «дам сердце единое, и дух новый вложу в них, и возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотяное, чтобы они ходили по заповедям Моим и соблюдали уставы Мои» (Иезек.11.19,20). «Вот завет, который завещаю им, говорит Господь: вложу законы Мои в сердцах их, и в мыслях их напишу их» (Евр. 10,16).

Самым главным и абсолютным Образцом послушания и преданности воле Божией был, есть и будет для нас Господь наш, Иисус Христос. Принеся очистительную Жертву за род человеческий, Он исцелил его и от непослушания, в числе прочего, тем, что Сам является образчиком этой утерянной человечеством добродетели. «Как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие» (Римл. 5,19). То, что оставлено нам в Евангелии как пример истинного послушания, может и должно служить нам основанием  подражать Христу, стремясь, по Его примеру, быть преданными Богу в послушании. «Отче Мой! Если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ея, да будет воля Твоя» (Матф. 26,42).

«Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» (Иоанн. 4,34). «Не ищу воли Моей, но воли пославшего Мя Отца» (Иоанн. 5,30). «Я всегда делаю то, что Ему угодно» (Иоанн. 8,29). «Отче, Я совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить» (Иоанн. 17,41). «Господь, будучи образом Божиим, смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Филипп. 2,6,8). Очевидно, что все эти примеры послушания даны нам с вами, и Сам Господь не нуждался в подобном, но, очищая нас от самомнения, гордости и самоволия, избавляя нас от рабства непослушанию, являет нам знание и пример необходимости и спасительности жизни в согласии с волей Божией. Безусловно, что послушание Богу, Его заповедям может быть только добровольным, то есть свободным волеизъявлением человека, ознаменованным в некоей решимости и желании совершать жизнь добродетельную, согласную с Евангелием и его установлениями.  
    
По словам прп. Иоанна Лествичника: "Послушник, продающий себя в добровольное рабство, т.е. в послушание, взамен получает истинную свободу". Никто не может принудить человека совершить подобный выбор, в противном случае жизнь в послушании не будет иметь того блага, которое в ней могло содержаться. Как говорится: «Невольник - не богомольник», а потому послушание должно проистекать из правильного понимания его спасительного смысла, ведущего к безсмертию пребывания с Богом. «Соблюдай и исполняй законы и постановления от всего сердца твоего и от всей души твоей» (Втор.26,16). Притом исполнение послушания именно тогда будет полезным и полноценным, когда оно будет исполнено в точности, без умаления или прибавления чего-либо. «Не прибавляйте к тому, что Я заповедал вам, и не убавляйте от того» (Втор. 4,2). «Твердо храните заповеди Господа, Бога вашего, и уставы Его» (Втор. 6,17). «Я для того и писал, чтобы узнать на опыте, во всем ли вы послушны» (2 Кор. 2,9). Точное и неукоснительное соблюдение заповедей необходимо для правильного воспитания в себе послушания. Конечно, здесь не нужно никакого фарисейства, которое предусматривает безсердечное и корыстное исполнение Божиих установлений, а все это должно совершаться в доверии и любви к Богу, как любящих детей. «Как послушные дети не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем» (1 Петр. 1,14). «Чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией» (1 Петр. 4,2). И ожидание наград в послушании неуместно и противоестественно - истинный послушник исполняет волю Божию по благому убеждению необходимости этого, имея радость от самого процесса послушания Творцу. «Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17.10)

Все, что происходит в нашей жизни, происходит не просто так, все, происходящее в мире, происходит по промыслу Божию о спасении человека: «Не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» (Ефес. 5,17). Чтобы наша жизнь была по-настоящему жизнью, а не набором следствий наших безумия, греховности, неправоты и непослушания, необходимо обрести желание подчиниться всегда благой и человеколюбивой воли Бога. Невозможно жить с Богом,  любить Его, не исполняя Его волю, ведь истинная любовь имеет веру Богу безоговорочную и доверие неизменное. «Кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась…Это и есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его» (1 Иоан. 2,5; 5,3).  Потому Господь говорит нам в Евангелии: «Если любите меня, соблюдите заповеди Мои. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Иоанн. 14,15,21). «Кто любит Меня, тот  соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к Нему и обитель у него сотворим» (Иоанн. 14,23). В этих словах Евангелия видно, что  любовь к Богу, рождающая послушание, верность и преданность Ему – есть смысл жизни человека, желающего обрести Бога.

И самое главное, что именно послушание и исполнение заповедей может стать человеку помощью в наследовании спасительных даров Божиих. Не будет смысла ни в каких подвигах и молитвенных правилах, если их не предварит стремление, жажда, потребность исполнить  в жизни слово Господне. «Идущий путем послушания скоро и легко получает дар великой милости Божией: а своевольные и своедумные, как бы ни были они учены и остроумны, могут убивать себя суровыми подвигами, аскетическими и научно-богословскими, и, однако, лишь едва-едва будут питаться крохами, падающими от Престола Милосердия, и будут жить, воображая себя обладателями богатств, не будучи таковыми в действительности», - говорит прп. Силуан Афонский. «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!»,  войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Матф. 7,21).

По терминологии некоторых святых отцов, послушание есть то же самое, что и благочестие. Так, прп. Антоний Великий пишет: "Быть благочестивым есть ни что иное, как исполнять волю Божию, а это и значит знать Бога, т. е. когда старается кто быть независтливым, целомудренным, кротким, щедрым по силе, общительным, нелюбопретельным, и делать все, что угодно воле Божией, то он отворит волю Божию".

«Святые отцы говорят, что воля - это единственно, что действительно принадлежит нам, а все остальное - дары от Господа Бога. Поэтому отречение от своей воли ценнее многих других добрых дел. Самоволие, самочиние, самоуверенность - самые опасные пороки. Нет тогда у человека более злого врага, чем он сам себе. При самоволии человек не ищет воли Господней, всегда благой, посылающей наилучшее для человека. И как отвергающий наилучшее, он сам идет к худшему, сам портит, уродует свою жизнь, сам уходит с того спасительного пути, который может повести его к Богу. Истинный мудрец должен ненавидеть свою волю. Самый мудрый из мудрецов - Премудрый Соломон - писал: "Не полагайся на разум твой" (Притч. 3, 5)», - пишет Н.Е Пестов.

Возлюбим спасительное послушание, пойдем путем веры, верности и преданности Богу, дабы исполнить назначенное Творцом, не потерять жизни и смысла ее и наследовать принесенное нам  в дар Любовью Божией, Господом Иисусом Христом!

Иерей Олег( Гадиров)
Настоятель храма Рождества Христова






 
РПЦ
Митрополия
Оптина
Закамье