"
Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим" (Мф. 22, 37)
И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.
Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.
Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. (Лк. 26, 31-36)
Любовь - это то, чего все хотят по отношению к себе, то, что не могут дать никому, потому что не имеют ее, но главное, Бог – есть Любовь, и об этом мало кто знает, а из знающих мало кто понимает, как же это на самом деле.
В современном мире этим, по истине, Божественным словом - любовь, называют все что угодно - от мелочных привязанностей до страстей и смертных грехов. Это неслучайно - лукаво интерпретируя великое понятие, темные силы поставили основной своей задачей изъять от человеческого рода правую, спасительную веру путем отрешения всех от главного ее составляющего - от Божественной Любви. В Евангелии Господь говорит: «
Заповедь новую даю вам, да любите друг друга... По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 34-35)
Вот что об этом говорит апостол Павел в 13 главе Первого Послания к Коринфянам:
«
1. Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий.
2. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,- то я ничто.
3. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.
4. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,
5. Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла.
6. Не радуется неправде, а сорадуется истине;
7. Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
8. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.
9. Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; 10когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.
11. Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое.
12. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда позна'ю, подобно как я познан.
13. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше»
Сегодня мы, к сожалению, плохо понимаем, что же такое настоящая любовь. Принимаем под ее видом различные подделки и суррогаты. И часто становимся от этого несчастными и поврежденными до конца жизни.
В Евангелии сказано: "Бог есть Любовь". Но в жизни люди не хотят принимать Бога, как любовь, а хотят свою «ЛЮБОВЬ» к чему бы то ни было принимать как Бога и, соответственно, поклоняться и служить не Творцу, а своему чувству.
Часто бывает так - человек думает, что он любит Бога или другого человека, но на самом деле он не понимает, что это вовсе не к Богу или человеку любовь, а к своей необходимости, зависимости, к тому ощущению или состоянию, которое появляется во время общения с Богом или человеком. Проще говоря, любит не Бога, не человека, а свою «любовь» к нему, что является всего лишь одной из форм проявления самолюбия. От этого возникает желание непременного, частого, постоянного общения и даже владения этим человеком и чувство особого положения по отношению к Богу. Неправильно любящий пытается поработить объект своей «любви», сделать его обязанным за то, что его «любят».
Но это никак не связано с настоящей любовью, а связано лишь с желанием использовать Бога или человека, вновь и вновь получая от него вожделенные внутренние состояния и внешние воздаяния. Эти чувства - обыкновенная зависимость, сродни алкоголизму или наркомании. Зависимый от такой формы псевдо - любви, никогда не сможет заботится о другом человеке правильно. Его забота и переживания будут нести в себе последствия повреждения этой зависимостью.
То есть все заботы и опасения за неправильно любимого будут основаны не на сострадании и самопожертвовании, а на страхе лишения тех состояний, которые приносит общение с этим человеком или с Богом, если оно по каким-либо причинам прекратится. Иначе говоря, страх потерять «любимого» исходит от боязни потерять то, что он может дать во всех аспектах человеческого общения, от неготовности потерять удовольствия и наслаждения от общения с этим человеком или Богом, но при отсутствии готовности отдать всего себя ради счастья любимого или угождения Богу.
Любовью к своей любви самолюбивый человек фактом наличия этого чувства присваивает себе совершенно необоснованное право пользоваться другими, но ничего не давать им, при этом прелестно убеждая себя в том, что делает все необходимое и более того. А если вдруг объект псевдо – любви не отзывается ожидаемым образом или не приносит предполагаемых результатов, наступает чувство глубокой несправедливости и ропота: «Как же, почему это происходит, ведь я же его(ее) люблю?» И, наоборот, если интерес угасает и находится новый объект псевдо – любви, с легкостью происходит разрыв, как только притупляются ощущения потребности.
Поэтому же человек не может принимать как равного того, кто так же неравнодушен к объекту его «любви», даже в отношениях с Богом и духовником, так как в этом видится посягательство на собственность. И, как правило, в этих случаях рождаются дополнительные последствия, такие, как ревность и соперничество, в которых зависимый стремиться доказать самому себе и всем окружающим, что именно он является тем, кто более всех умеет «любить» данный объект. Именно он больше всего достоин быть с ним. При этом не возникает ни малейших переживаний на предмет удобства и пользы от общения самого объекта «любви». Самолюбивый делает стремление к получению желаемого оправданным любыми средствами. Для человека становится неважным - счастлив ли тот, с которым счастлив он.
Человек не желает служить Богу или ближнему, но требует, чтобы и Бог, и окружающие служили ему. Эти формы заблуждений с характерными особенностями широко распространены так же во взаимоотношениях с духовными лицами, со святынями и святыми местами.
|
святые Петр и Февронья |
Естественно, что ни о какой жертвенности и самоотречении в подобном состоянии речи идти не может. А ведь именно эти христианские добродетели лежат в основе праведной, спасительной любви к Богу и ближнему. Именно такую любовь явил нам Спаситель, Господь Иисус Христос и заповедал: «…
любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Ин.13.34)
Понятно, что настоящая, христианская любовь не связана в мотивах ни с какой корыстью или исканием выгод и удобств. Праведная любовь и к Богу, и ближнему не может быть за что-то, а существует потому, что не может не быть. Как человек нуждается в воздухе не потому, что он ему нравится или приносит удовольствия, а потому, что без него человек умирает, так же и праведно любящий человек не может не любить потому, что жизнь без любви равнозначна умиранию.
В современном мире в высшей степени развитое самолюбие гипертрофирует в человеке понимание чувства любви и рождает ряд заблуждений, которые приводят к стопроцентному потребительскому отношению к Богу и ко всему окружающему. Что само по себе не имеет ничего общего с Православным учением о спасении. Без праведной, жертвенной, христианской любви из жизни человека постепенно исчезают все добродетели, так как не имеют под собою основы, фундамента, а как следствие, исчезает и вера, и верность.
Потому Господь и сказал: «
Придя, найду ли веру на земле?» (Лк.18:8)
Иерей Олег (Гадиров)