Публикации » «Эллинское» безумие

«Эллинское» безумие

«Мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, а для эллинов безумие» (1 Кор. 1,23).

Взирая на окружающий мир и людей в нем, приходит мысль о том, что большинство из живущих сегодня на земле, независимо - православные ли это христиане или представители иных конфессий и мировоззрений,  в общности своей представляют тех самых «эллинов»,  для которых проповедь Христа и Евангелия Его – безумие. Цивилизация, ставшая орудием порабощения человечества, не просто впрыснула свою ядовитую инъекцию, а затопила этим ядом всех и вся, и те редкие кораблики, которые еще держатся на плаву, изрядно зачерпнули этой отравы и не смогли остаться неповрежденными. «Если виновник зла находит кого-нибудь, кто не отдает всю душу Богу и не полностью раскрывает ее для любви к Нему, он овладевает таким человеком, обольщая его лукавыми помыслами. То представляет он трудными заповеди Писания и тягостным служение братьям, то посредством самого служения... надмевает высокомерием и гордостью, как бы внушая искать славы у людей и требовать чести от братии и таким образом поступать и действовать подобно неверным» (свт. Григорий Нисский).

Бездушные путы индустрии порока и развлечений крепко связали волю человеческую, ослепили разум, умертвили душу. Неудержимое стремление к власти, наживе и греху постановило всю грязь безбожного жития на пьедестал «высших благ», заменив ими истинные понятия человечности, нравственности и духовности. «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» (Матф.6,19-20). Потому Евангельские заповеди так чужды миру и человеку мира, потому что являются антиподом миру и его пагубному устроению. Потому люди и не могут слышать Евангельские истины, они представляются им безумием, так как призывают отречься, отказаться, освободится от того, что дороже всего на этом свете и в жизни  - от собственного «я» и от служения ему.

«Известно, что плоть и кровь ужасается нищеты, бесчестия, поругания, поношения и прочих скорбей, которые случаются с христианами в этом мире. И оттого многие удаляются от истинного христианства. Такие, как видно, хотят и здесь с миром, и в будущем веке со Христом царствовать, чему быть невозможно, как они себе ни льстят. Нужно непременно отречься от плоти, то есть плотских похотей, если хотят быть Христовыми, и не бояться ненависти злого мира, который христиан, как не своих чад, ненавидит и гонит. Крест и различные скорби - это знамя христианское, под которым христиане за своего Царя, распятого на Кресте, воюют. Крест предлагается всем ученикам Христовым – христианам.

Нам нужно отречься и следовать за Христом: отречься от нашей воли и следовать воле Христовой; отречься злонравия нашего и следовать благонравию Христову; отречься от гордости, злобы, зависти, ненависти, нетерпения, сребролюбия, самолюбия, славолюбия и прочего злонравия ветхого Адама и следовать Христову смирению, кротости, любви, терпению, нищете и прочим божественным свойствам. Никто не может одновременно быть гордым и смиренным, злобным и кротким, склонным к ропоту и терпеливым, сребролюбцем и нестяжательным, завистливым и любящим, похотливым и целомудренным, скупым и щедрым. Ибо порок и противоположная ему добродетель в одном сердце поместиться не'могут, но одно другое изгоняет. Когда какой порок из сердца исходит, тогда входит противоположная ему добродетель; когда исходит гордость, приходит смирение; когда отступает злоба, в нас падением, и умерщвлять его отвержением поведения по своим разумениям, по своей воле...

Только те, которые свергли с себя узы мира и предали себя в истинное и исключительное служение Богу, могут открыть в себе плен свой... свою вечную смерть.

Для спасения души сделалось совершенной необходимостью погубление души; для спасения себя сделалось совершенной необходимостью отречение от себя, от своего падшего "я", не сознающегося в падении.

Облекаться в образ Небесного Человека, облекаться в Господа Иисуса Христа, всегда носить в теле мертвость Господа Иисуса Христа - значит не что иное, как постоянно умерщвлять в себе плотское состояние постоянным пребыванием в евангельских заповедях.

Грех, при посредстве которого совершилось наше падение, так объял все естество наше, что сделался для нас как бы природным; отречение от греха сделалось отречением от естества; отречение от естества есть отречение от себя.

Кто хочет быть истинным христианином, то есть уверовать во Христа, усвоить себе Христа и быть усвоенным Христом, тот должен отречься от себя.

Начало самоотвержения - в уме: покорившись Христу, он постепенно приведет к этой блаженной покорности и сердце, и тело.

По умерщвлении безумной, мечтательной, на самом деле несуществующей жизни может явиться истинная жизнь с преизобильным ощущением существования - жизнь в Боге.

Господь возводит нас к высшему преуспеянию по тесному пути самоотвержения и смирения...» - наставляет свт. Игнатий (Брянчанинов).

Как трудно сегодня найти людей, созвучных Евангельскому духу, тех, кому действительно, праведно необходимо это живительное слово, назидающее, отрезвляющее, поставляющее на путь истины. Для большинства живущих на земле и даже посещающих храмы Божии, Евангелие только лишь термин, значение которого многие не понимают. Когда задаешь вопрос: «А Вы Евангелие читаете?», люди отвечают: «Нет, но я читаю Библию». Это означает только то, что это чтение либо отсутствует вовсе, либо непостоянное и неосмысленное, не с целью жизни по Священному Писанию, заповедям Божиим и Его установлениям. Да, некоторые читают Евангелие, но, увы, этим только и довольствуются, ограничиваются, не спеша принять эту Книгу Жизни примером, образцом собственной жизни. Не признавая Евангелие тем мерилом, которым необходимо измерять себя и все что для тебя важно. А дело все в том, что натура человека настолько закостенела в ложном понимании смысла жизни и того, что является добром и благом, что Евангельские строки не пробиваются сквозь толщу заблуждений, вязнут в тине греха и впитываются в тот «песок морской», который заповедано святыми отцами видеть в себе как количество грехов, но это еще не то, что не начато, но пребывает в неведении о том, как начинать об этом размышлять.

«Саможаление, любовь к имению и стыд перед людьми - это главные цепи, которыми держится человек в жизни небогоугодной, на пути страстей и греха. Они - главные препятствия к обращению грешника, они же - главный предмет духовной брани в человеке кающемся и уже начавшем приносить плоды покаяния. Пока эти нити не отрезаны, христианская жизнь в нас ненадежна, полна преткновений и падений, если не всегда внешних, то внутренних. Вот и присмотрись всякий хорошенько к себе, и если есть в тебе что-нибудь из названного, позаботься освободиться от этого, иначе не надейся взойти к совершенству во Христе, хоть внешне будешь и очень исправен.

Одному из хотевших идти за Господом Он сказал: «Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову" (Мф. 8, 20); а другому, хотевшему прежде похоронить отца, сказал: оставь мертвого, его похоронят другие, а ты иди за Мной (Мф. 8, 21-22). Это значит, что тот, кто хочет идти за Господом, не должен ожидать от этого следования на земле никакого утешения, а одних лишений, нужд и скорбей, и что житейские заботы, даже самые законные, несовместимы с этим следованием. Надо отречься от всего решительно, чтобы уже ничто не привязывало к земле; затем обречь себя на всесторонние страдания, или крест; и, снарядившись таким образом, идти за Господом. Такова прямая воля Господня! Но кому дана эта заповедь - только апостолам или и всем христианам? Рассуди всякий сам. Отвергнуть себя и взять крест - всем ли сказано? Потом - возлюбить Господа больше отца и матери, братьев и сестер, жены и детей - всем ли сказано? Вывод ясен. Как же быть? Однажды и апостолы предлагали такой вопрос Господу, и Он ответил им: "Невозможное человекам возможно Богу" (Лк. 18, 27)», - говорит свт. Феофан Затворник.

Благая Весть не созвучна, не понятна, не современна сегодняшнему дню и все, что там предложено к рассмотрению, неприемлемо для человечества, преданного прямо противоположным ценностям. Учение о самопожертвовании и самоотречении для мира и человека, самолюбивых и гордых, почитающих богами самих себя, действительно, безумие.

Свт. Григорий Богослов пишет: «Самый первый светоносец, превознесшись высоко,- когда, отличенный преимущественной славой, возмечтал о царственной чести великого Бога,- погубил свою светозарность, с бесчестием ниспал сюда и, захотев быть богом, весь стал тьмою. Так он за превозношение низринут со своего небесного круга».

Противостоящий Богу злой дух царствует в мире зла и тьмы, является отцом лжи, греха и порока. «Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Иоанн.8:44). Так и человек, преданный служению греху, а через это - темной силе, не способен зреть и разуметь свет истины, пребывает низринутым в глубину заблуждений и, неспособный служить двум господам, возненавидел Истинного Бога как Того, Кто обличает всю тьму искажений греховного мира. «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне» (Матф.6:24).

Очевиден призыв Евангельский, взывающий душу человеческую воскреснуть из глубины смерти духовной, приобщиться вечной истине и совершенному добру и через это увидеть блистание Божественной славы и, сочетавшись с Ним, остаться в этом единении навечно. «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Иоанн.8,12).

«Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1Иоан.2,15-17).

Иерей Олег (Гадиров)
Настоятель храма Рождества Христова



 
РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ
РПЦ
Митрополия
Оптина
Закамье