Проповеди » Слово на Пассию

23 марта 2014 г. Слово на Пассию

 

(Продолжительность 12:38)

 
Сегодня, братья и сестры, мы отслужили с вами третью по счету Пассию - службу Страстям Христовым. Мы сегодня снова стоим перед Крестом на Крестопоклонной неделе и на службе Страстям Христовым.

Что означает для нас с вами этот Крест? Что мы, христиане, видим в этом Древе, на котором распят Спаситель? Для кого-то - это просто символ. Для кого-то - это просто памятное историческое событие,  для кого-то - сомнительный факт. Для нас же - для тех, кто своей жизнью, для тех, кто своей кровью, для тех, кто своей душою предан Богу - это не просто событие. Это то, что сделало нас живыми, что дало нам возможность не умереть прежде смерти. Это то, что отверзло нам Небо и то, что позволило быть нам с Богом. Это орудие нашего спасения. Это наш Спаситель на Кресте пригвожден.

Для чего нужны эти моменты? Для чего христианам, которые сегодня далеки от понятия Христа и христианства, нужны вот эти памятные события? Наверное, для того, чтобы христиане, взирая на Крест Христов, наконец задумались о том – что же есть христианство? В чем же оно действительно состоит? В том ли только, чтобы приходить в церковь и жалобным голосом клянчить чего-то у Бога? В том ли только, чтобы быть попрошайкой? В том ли только, чтобы желать себе блага?

В чем же истинное благо христиан? Вот оно, пред нами – Крест Христов, и Царь Царей  распят на нем. Кто из нас сегодня каждый день помнит об этом? Кто пред своими очами неотступно имеет это Животворящее Древо Господне? А подобало бы иметь, чтобы никто и никогда не впадал в иллюзии и подмены о том, что якобы жизнь христианская – это набор определенных манипуляций и обстоятельств, что якобы жизнь христианская – это некая цепочка событий и некое последование определенных телодвижений. Жизнь христианская – это то, что позволяет нам уподобиться Христу. А разве в этом уподобление? Разве вот в этом Кресте Господнем есть хотя бы мгновение наслаждения земного? Вот нам и память, живущим.

В чем же истинное христианство? Истинное христианство в жертве – в  жертве ради других, не ради себя. Истинное христианство в любви, которая отверзает человеку не только физические, а главное - сердечные и духовные силы быть сильнее любого насилия вражия, быть способным не поддаваться злу и ни в чем ему не служить. Вот это Орудие - орудие жизни, которое стало таковым, благодаря смерти Великого Праведника - Господа нашего Иисуса Христа.

Мы взираем сегодня вновь на этот Крест. Взираем на него для того, чтобы не забывать об этой великой Любви, Которая была положена нас ради с вами;  Которая была рождена в жизнь человеческую;  Которая пребывала на этой земле, проповедовала благо, но не была принята.

Почему же мы являемся свидетелями непринятия этой Любви? В чем же сложность происходящего? Почему иудеи, которые ожидали Мессию, не признали Его вдруг? Почему они не увидели в чертах Господа Иисуса Того, Кого ждали много веков? А оказалось все просто – они ждали не того. Они ждали иного царя - царя, который их возвысит, возвеличит, даст им все царствие земное, даст им все блага земные и все земные права и возможности, поставит их над всеми людьми мира.

Но пришел Христос и, отверзая Свои святые, священные уста, произнес иное – невместимое для тех, кто жил земным и тленным. И Его слова святых Заповедей Блаженства как острый нож резанули по сердцам сластолюбивых и горделивых. А что-то изменилось с тех времен?

Да, сегодня много тех, кто называет себя христианами. Но разве эти люди, в большинстве своем прибегающие как бы к Богу, прибегают к Нему? Или они, ища себе земного блага, ища себе удобства и комфорта, забывая, каким путем подобает идти христианам, по–прежнему пытаются найти во Христе того, чего в Нем нет. Или они по-прежнему пытаются услышать в Евангелии того, что Господь не говорил? И закрывают уши свои, как те первые фарисеи, не желая слышать Истин Христовой Правды.

Сегодня много тех, кто думает, что имеют веру. Но в чем же она состоит? Взгляните на Крест Господень – и  вы поймете, в чем эта вера. Кто идет за Христом по Его стопам – тот не боится не только болезней и скорбей, тот не боится не только лишений или неких возникающих на земле проблем - тот не боится и самой смерти, потому что она не есть смерть - а есть рождение. Рождение в Вечность, туда, где царствует Тот, Кто дороже всех - должен быть дороже. И когда христиане прибегают ко Христу только лишь для того, чтобы чего-то у Него выпросить -  они как бы пользуются Его Жертвой; они как бы пытаются использовать то, что дано Богом для Вечности и применить это для временности.

Зачем мы сегодня стоим перед Крестом? Для чего в очередной раз звучат эти трепетные слова, поражающие сердце? Разве просто для красоты возглашаются Священные Слова Писания, повествующие о подробностях этого Распятия? Нет. Все это делается не для того, чтобы кому-то доставить усладу;  все это делается не для того, чтобы кого-то возвысить над кем-то - все это делается с одной лишь целью – чтобы мы не забывали, каков наш путь, чтобы мы не отвергались от Того, Кто нас ведет в Царствие Божие, чтобы мы не отвращались от Его проповеди, от Его жизни, от Его Креста, от Его праведной смерти - чтобы воскреснуть с Ним в Вечность.

Нам дается с вами шанс.   И Крестопоклонная неделя, и службы Страстей Христовых дают нам с вами возможность заучить, духовно запечатлеть на своем разуме и сердце, на всем своем естестве неотступно, памятуя душою о том, о чем подобает помнить каждому христианину.

Без греха, без вины Умерший молился о распинающих Его. Вот оно, истинное Добро - без «но» и без «если» - безусловное и абсолютное Благо, Которое с Древа сегодня, с Древа Животворящего Креста призывает всех опомниться, одуматься, встрепенуться, очнуться, в конце концов, от заблуждений и перестать быть мнимыми христианами, которые ищут сластей, которые боятся борьбы – борьбы с грехом;  которые жалеют и оправдывают себя – перестать быть такими и понять, что если кто-то действительно любит Христа, что если кто-то действительно называет себя христианином, то путь его за Христом на Голгофу – и никак иначе. И желать нужно не только Царствия Божия, а предлежащей пред ним смерти Христа ради – этой Голгофы каждый христианин должен хотеть больше всего на свете и больше всего опечалиться, если его жизнь не закончится ею.

Это странно слышать сегодняшним людям, увы. Но это слышать полезно. Каждый должен взгляд бросить на Крест Христов, посмотреть и внутрь себя и соизмерить, насколько же он сегодня готов пойти до конца  - пойти со Христом на Голгофу, чтобы, приняв уже достойное по делом нашим, как сказано разбойником, умершим вместе с Господом на кресте  - чтобы и нам сподобиться услышать эти Божественные уверительные, утешительные и спасительные глаголы: «Говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк.23,43). Аминь.

Настоятель храма Рождества Христова иерей Олег (Гадиров)



 
РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ
РПЦ
Митрополия
Оптина
Закамье