(Продолжительность 16:14)
Дорогие братья и сестры! Поздравляю вас с праздником Сретения Господня и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла оглашаю его обращение по случаю празднования Дня православной молодёжи.
Дорогие братья и сёстры!
Сердечно поздравляю вас с праздником Сретения Господня и отмечаемым ныне Всемирным днём православной молодёжи.
Обращая мысленный взор к событиям, послужившим причиной установления сего церковного торжества, мы вместе с праведным Симеоном радостно встречаем Спасителя, принесённого в Иерусалимский храм. Но событие это кроме своего исторического значения имеет еще и значение символическое: в свершившемся мы можем узреть таинственную встречу Творца со Своим творением, личную встречу человека с Богом.
Неслучайно именно к Сретению Господню приурочено празднование Всемирного дня православной молодёжи. Сердце молодого человека особенно открыто и чутко ко всему происходящему вокруг. B юности человек полон больших надежд и ожиданий. Он, как губка, впитывает новые впечатления и ищет своё место в мире. И мир открывает перед молодыми людьми немало перспектив личностного роста и возможностей для самореализации. Но он же зачастую предлагает им такие нормы поведения и такие ценности, которые не согласуются и даже прямо противоречат установленному Господом нравственному закону. И от того, как мы ответим на эти вызовы, как мы воспитаем своё сердце в юности: будет ли оно жестким как камень, злым, полным ненависти, надменным и конформистским или же останется верным правде, кротким, любящим, добрым и сострадательным, — во многом зависит наше счастье и способность встретить в своей жизни Бога.
Обращаясь к молодёжи, хотел бы сказать следующее: дорогие юные братья и сёстры, призываю вас твёрдо держаться заповеданных Творцом духовно-нравственных идеалов, храня в целомудрии и чистоте свой разум и чувства, подавая окружающим пример стойкости в вере, милосердия и отзывчивости.
Молитвенно желаю всем вам неуклонного возрастания в любви ко Господу и ближним, помощи Божией в добрых делах и начинаниях, созидательного труда на пользу Отечества и нашего народа.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
15 февраля 2013 года.
Дорогие братья и сестры!
Сегодняшний день, день празднования Сретения Господня, имеет для каждого из нас глубокий духовный смысл. Словом «встреча», которым переводится слово «сретение», неудобно перевести этот церковно-славянский термин. Потому что встреча всё-таки возможна между равными. Но когда человечество исходит встречать Спасителя, то удобнее и духовно правильнее назвать это событие «сретение».
Спустя 40 дней после Рождества Христова, соблюдая неукоснительно закон, Матерью Божией младенец Иисус приносится в Божий храм для того, чтобы по закону исполнить положенное и посвятить младенца Богу. Его встречают праведный Симеон и пророчица Анна. Эти два пожилых человека, которые прожили долгую жизнь полную испытаний, но остались преданными Богу и Церкви. Они служили храму Божиему всю свою сознательную жизнь и ожидали пришествия в мир обетованного Мессии.
Симеон прожил на земле необыкновенно долго, потому что более трёхсот лет длился его земной путь. И связан этот земной путь не с какой-то случайностью, а с прямым обетованием свыше о том, что ему, Симеону, придётся стать свидетелем того, что в мир пришёл Спаситель. Он в своё время в числе прочих семидесяти двух толковников переводил Священное Писание и в этот момент в книге пророка Исайи он увидел слова: «...се, Дева приимет во чреве и родит Сына...» Он подумал, что это некая опечатка или описка и решил записать не «дева», а «молодая женщина». Но Ангел Господень, явившись, запретил ему исправлять что-либо из Писания и упрекнул его в маловерии, и предрёк Симеону, что он лично будет свидетелем этой великой тайны воплощения Богочеловека. Вот он и ожидал, ежедневно, с той поры в молитвах, постах и трудах своих, будучи благочестивым и праведным, и, как сказано в Писании, «Дух Святый почивал на нём.»
И вот настал долгожданный день, когда пожилой человек встречается с молодым, с младенцем, встречается Ветхий Завет с Новым Заветом, встречается отжившее с началом новой жизни. Симеон, увидев Божью Матерь с младенцем на руках, Духом Святым прозрел, что это и есть долгожданный Мессия. Долгожданный для всего народа и для него, как человека, много лет ожидающего этой встречи. Он принял Богомладенца на руки спящим. Но как гласит Предание, в этот момент Спаситель открыл глаза, и необычайный свет поразил душу Симеона, теперь уже Богоприимца. Так его назвали потому, что он принял в свои объятия младенца Христа. Он всем своим естеством, всей своей душою, духом осознал, что это величайший Бог и величайший Человек. И он воскликнул в молитве своей:
«Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром;
яко видеста очи мои спасение Твое,
еже уготовал еси пред лицем всех людей,
свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля.»
Истинный Свет от истинного Света, истинный Бог от истинного Бога рожденный, несотворенный, единосущный Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
Святой праведный Захария, отец Иоанна Крестителя, провёл Матерь Божию в храм и поставил Её на место среди дев, а не там, где положено стоять рождающим женам. Многие, как гласит Предание, не поняли действия первосвященника и обратились к нему с вопросом, на что он, прозрев Духом Святым происходящее, сказал: «Се Дева и Приснодева Мария.»
Мы с вами являемся свидетелями невместимого для человеческого разума события, ряда событий, которые произошли на глазах у людей. И мы с вами можем только, благоговейно наблюдая за этим, стараться, насколько возможно нашему разуму человеческому, осознать величие этой Тайны, того сокровенного, но полного любви действа, которое Господь являет нам с вами.
Матерь Божия от Симеона услышала слова: «Се лежит нападение и восстание многим во Израиле.» Что же означало сие? Это означало, что многие примут Христа и последуют за Ним, даже те, кто не ждал и не слышал о Нём. Но многие, даже те, кто ждал и слышал о Мессии, не смогут принять Христа и падут в гордыне, маловерии и слепоте.
Ещё Симеон сказал Матери Божией о том, что оружие пройдёт Её душу. И мы с вами являемся свидетелями, что запечатлено на образе, где Матерь Божия изображается с семью кинжалами, которые проходят сквозь Её тело. Эта икона, по-другому она называется «Симеоново проречение», - «Умягчение злых сердец».
Нам с вами ещё один человек открывается в этом событии: некая пророчица Анна, которая упоминается единственно Евангелистом Лукою, и благодаря ему мы знаем об этом человеке. Эта женщина всю свою жизнь, всего лишь после семи лет замужества, овдовев, посвятила служению храму, служа постом и молитвой. И было ей к тому времени уже 84 года. И она была праведницей, и в народе её считали пророчицей, почитали как человека прозорливого.
И она, увидев Богомладенца Христа, поспешила возвестить всем в округе о том, что совершилось долгожданное. Совершилось то самое необходимое, то самое главное в жизни человеческого рода, что только могло произойти: пришёл в мир Спаситель, пришёл соединить Небо и землю, пришёл положить камень в основу Новой Церкви, Церкви Вселенской, соединяющей Церковь Небесную и Церковь земную. Пришёл Спаситель, Который своей любовью, принесённой в воплощении, закончит то, что не смог совершить человек, воссоединяя творение с Творцом.
Мы с вами видим в этом празднике глубокий духовный смысл: Бог везде! Но как часто мы долго ищем Его! Как редко нами получается возможность встретиться с Ним непосредственно и принять Его! Принять Его не просто в руки свои - принять в самое сердце, чтобы Он, Царь царей, стал бы и Царём нашего сердца и Господом нашей души.
Мы с вами подходим к чаше Господней и принимаем всего Спасителя в естество своё по милосердию Его. Принимаем Его уже распятого, уже измученного, уже убиенного за нас, но уже и воскресшего ради нас с вами.
Мы с вами тоже, как и Симеон Богоприимец, каждый в свой черёд - Богоприимцы, потому что приобщаемся Святых Тела и Крови Христа. И нет в жизни человеческой ничего более важного и более ценного, чем это!
Жизнь человека изобилует различными испытаниями, скорбями, переживаниями и перипетиями мира, но главный смысл жизни - это встреча с Самим Богом, встреча долгожданная, встреча выстраданная, встреча искренняя, встреча с любовью и радостью!
В этот счастливый момент каждый из нас понимает, что, приняв Спасителя, уже больше не о чем мечтать в этой жизни. Воссоединившись всепобеждающей и всеисцеляющей благодатью Бога, можно только воскликнуть: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко!» Более нечего нам уже хотеть! Более нечему нам радоваться как этому благодатному, радостному, счастливому моменту принятия Христа Господа!
В этот радостный праздничный день, в этот торжественный богослужебный день в Церкви Христовой, день, который стал одним из самых главных в череде праздников Господских в Церкви Православной, мы с вами, понимая важность происходящего события, помолясь Господу, пожелаем друг другу неразрывной связи с Господом нашим Иисусом Христом: неразрывной связи с Его любовью, милостью, заботой, неразрывной связи нашей души с Его спасительной благодатью.
И пусть все, кто сегодня присутствует за богослужением, все те, кто сегодня приобщился Святых Христовых Тайн и радости Божественной Литургии, будут подобны Симеону Богоприимцу в своём радостном и совершенном ликовании!
Дай вам Бог, братья и сестры, чтобы встреча ваша с Господом, состоявшаяся однажды в Таинстве Святого Крещения и продолжающаяся в Таинствах Церкви, в Таинстве Божественной Евхаристии - Причащении Святых Христовых Тайн, никогда более не совершилось расставания с Господом Иисусом Христом.
Пусть этот благодатный день станет в вашем сердце одним из памятных дней, чтобы вы каждый свой приход в храм Божий, каждое приобщение Святых Христовых Тайн вспоминали это событие и уподобляли себя всей полноте спасительного понимания и значения этого события.
В этот праздничный день я сердечно поздравляю вас всех, всех собравшихся во многом количестве в нашем храме, и радуюсь о Господе и о вас, разделивших эту великую благодать. Пусть милость Господня, Его любовь и правда неизменно и неотступно будут со всеми вами! Аминь!
Настоятель храма Рождества Христова иерей Олег (Гадиров)
15.02.2013г.