Проповеди » prop_2013 » Проповедь в день Обрезания Господня

14 января 2013 г. Проповедь в день Обрезания Господня





(Продолжительность 15:56)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры, поздравляю вас с праздником Обрезания Господня, с днём памяти святителя Василия Великого архиепископа Кесарии Капподакийской. 

Этот день напоминает нам о том событии, которое произошло вскоре по Рождестве Христовом. И по тогда существующим Иудейским законам каждый младенец мужского рода должен был пройти через обряд, который подтверждал его причастность к царскому роду наследия Моисеева. Тогда по Ветхозаветным законам это неукоснительно соблюдалось над каждым мальчиком родившимся, через восемь дней от рождения.

Это прообраз того, что сегодня в Новом Завете принесено нам Господом как Святое Крещение. Но тогда в Завете Ветхом всё это было ещё не в полноте и не совершенно; и потому вот это испытание, которое нужно было пройти каждому младенцу, приходилось проходить неукоснительно, потому что это было общепринятым законом.

И Господь показывает нам во смирении Своём, по Рождестве Своём, что Закон, который дан был для исполнения неукоснителен для всех. И Он, соблюдая этот Закон, принимает положенное, чтобы никто и никогда не мог упрекнуть Его в том, что Его человечество несовершенно. Он научает нас в своём смирении не превозноситься над Законом Божиим, а неукоснительно и старательно его исполнять. 

Он показывает нам, что такое «величина послушания»: послушание, которое, по словам святых отцов, превыше постов и молитв, - послушание Богу, послушание Его благой воле. 

Потом, спустя много лет, Господь даровал нам Священное Евангелие, в котором изложена вся жизнь человека, которая может привести его ко спасению и вечной жизни с Богом. Нам с вами даровано Таинство Крещения. Мы более не нуждаемся в подобных обрядах, потому что рождение наше происходит в купели Крещения.

Правда, у нас с вами сохранилось воспоминание об этом обряде Ветхозаветном. И по правилам, на восьмой день родившегося младенца в Православной Церкви принято нарекать. К сожалению, это сейчас редко производится, поскольку впервые младенца приносят в храм только в день Крещения, и потому нарекают непосредственно перед тем, как крестить. Но вообще существует такое установление Церкви, когда на восьмой день даётся имя. Так же, как и в этот день, в день Обрезания Господь был наречён тем именем, которое Ему было дано ещё при Благовещении. Его нарекли Иисусом - Спасителем мира.

И вот в этот праздник, который для нас с вами показывает образ того, как мы с вами должны относиться к данному нам с вами закону, к данному нам с вами Евангельскому Закону, к данным нам с вами заповедям: неукоснительно, старательно стремиться соблюдать их. Потому что, если мы не соблюдаем эти заповеди и законы, то мы не можем принадлежать к роду верных Христу. Мы не можем быть последователями Его потому, что ведь в этом и состоит верность Господу: чтобы исполнять Его Закон, Его Священное Евангелие в жизни.

Конечно, это путь не простой, многотрудный, кровопролитный. Потому и этот обряд, такой неудобный и кровопролитный, принимается Господом в младенчестве, чтобы и мы с вами пролили некую кровь для того, чтобы из младенчества духовного перейти в статус возраста веры и духа.

Каждому из нас с вами предстоит пройти отсечение старого, ветхого человека: отсечение греха, отсечение зла, отсечение житейских сует, отсечение гордости. И перейти через это к послушанию, смирению, любви, которые заповеданы и проповеданы Богом.

Сегодняшний день обязывает каждого христианина задуматься: ради чего, и для какой цели совершены такие великие жертвы? Во славу каких имён и деяний производится такое смирение Самого Господа? Происходит это, как я уже и говорил прежде и в Писаниях об этом, главное, как сказано, что «по любви Господней.»

Вот эта Любовь, которая ни перед чем не останавливается, она для человека земного очень трудно понимаема. Потому что то, что сегодня близко человеку, то, что сегодня ему действительно нравится и ради чего он существует, очень далеко от того, чем наполнена Божественная Любовь. И сегодня человек стремится, даже приходя к вере, к какому-то непонятному поиску нескончаемых наслаждений и горделивых удовольствий. 

А Истина Божия состоит совсем в другом! И радость духовная  состоит не в бесконечном наслаждении, не в некоем кайфе мирском, к которому все сегодня стремятся, и даже в вере этого ищут, и даже Царствие Божие рассматривают как вечное, нескончаемое вот это земное наслаждение.

Но радость по Бозе состоит в другом. Радость по Богу состоит в том, что грешник, видя дары от Бога, радуется тому, что принимает не по заслугам, а по милости, понимая, что он не заслужил этих благ, этого благословения и этой благодати. Принимая от Бога это, по Его величайшей, искренней, совершенной Любви, радуется сердце греховное потому, что облагодетельствовано Любовью, потому, что Любовь прикоснулась к этому сердцу и, надеюсь, поселилась в нём.

Истинная духовная радость состоит в преодолении и освобождении: когда мы рушим, отсекаем, обрезаем от себя всю эту внешность, всю эту привязанность к земле, которая часто довлеет над человеком, которая порабощает душу, делает её недеятельной, несовершенной, не способной оценить истинные ценности.

Когда тело, стремящееся к низменным и греховным утехам, увлекает за собою и душу, нужна большая сила внутренняя и духовная и великое желание познать: в чём состоит истинная радость, в чём состоит истинное счастье и, вообще, где эта Истина, в Ком она пребывает.

Чтобы научиться правильно радоваться, нужны правильные желания о правильном, спасительные желания о спасительном. И тогда, возможно, человеческое естество сможет проснуться, встрепенуться, отрезветь от тех заблуждений, которые его закрутили в водовороте житейских событий и лишили порою рассудка.

Ведь трезвение происходит через отсечение неправд; неправд и заблуждений, которые действуют над человеком, которые руководят человеком, управляют человеком и наполняют его, заменяя Истины Божественные. Когда человек укореняется в самообмане и не видит в преодолении радости, тогда он невольно становится рабом сластолюбия и во всём проявлении жизни ищет реализации этого сластолюбия, ищет насыщения для него. Но нет в Царствии Божием наслаждения грехами. Нет и грехов в Царствии Божием. И ни один во внебрачной одежде туда не взойдёт. 

И когда говоришь об этом, на многих лицах видишь сарказм, на многих - улыбку и удивление, на большинстве - непонимание. Да, Бог понимает нас! И Бог нас любит, и никогда не оставит. Это мы не понимаем Бога. Это мы не умеем любить Бога и не умеем Его не предавать. 

Что такое Царствие Божие, в чём состоит его радость и величие - сегодня загадка для многих, кто считает себя  православными. И целью их жизни не является то, что должно являться для православного человека, а являются совсем противоположные вещи, которые не просто невозможны как цель христианина, но и вообще невозможны быть в естестве человека, следующего за Христом.

Великое заблуждение тех, кто успокоился, думая, что его некое отдалённое прикосновение к вере, только лишь при условии удобства, радости и наслаждения от этого, составит спасительный путь во Христе. Это не так! Гармония жизни, гармония Истины Христа складывается из многих составляющих, большинство из которых: подвиг, самопреодоление и самоотвержение.

Именно поэтому в Евангелии и сказано о том, что  «не может человек работать двум господам.» Не может! Пусть даже не дерзает и пытаться! Не может человек работать и Господеви и маммоне, потому что он одного возлюбит, а другого возненавидит; об одном будет стараться, а о другом забудет.

Не так ли происходит сейчас в жизни? Человек, забывший о Господе, предаётся греху без конца и считает это нормой жизни. А почему забыл он о Боге? Потому, что изначально избрал не Ему работу.

Возможно, это многим неинтересно. Возможно, для многих достаточно ходить в храм и чувствовать себя самодостаточным только потому, что уже преклонного возраста и давно при церкви, - и может уже через это почему-то указывать другим, как себя вести. Но когда звучат слова Евангелия или проповеди, эти люди не хотят слышать, потому что враг, владеющий ими, затыкает им уши. И у них в душе, в их несчастной душе, которая умирает от жажды у Источника святой воды, текущей в Вечность, возникает лишь противление святым словам Евангелия и проповеди о Христе.

Потому так часто, когда обращаешься к людям с наставлением и предостережением об их заблуждениях в духовной жизни, слышишь противление и нежелание слышать, нежелание понимать, нежелание соглашаться. Только и слышишь одно: «Нет! Я буду жить по-своему!» - всем естеством заявленное от человека.

Что же, святитель Иоанн Златоуст сказал, что мы должны быть Источником воды, текущей в Вечность. И тот, кто желает, тот напьётся, а тот, кто не имеет желания, останется умирать от жажды у этого священного Источника. Жаль, что не всегда и не во всём открывается православным та великая и неисчерпаемая сокровищница знаний о вере, любви и праведности, которые несёт в себе православие. Жаль, что православные часто ищут в вере совсем не того, что она несёт по-настоящему, чем она может наделить человека, как она может его преобразить.

И в этот праздник смирения Господа, праздник послушания, который Он нам с вами преподал как урок, я хотел бы и вам пожелать способности в вере и способности послушания Промыслу Божиему. Чтобы ваша жизнь проистекала не по своим горделивым установлениям и заблуждениям, а по Закону Божиему, по Евангелию, по той заповеди и примеру, которые дарованы нам Самим Христом.

Пусть в этот день святаго Обрезания Господа нашего Иисуса Христа вы отторгните, отсечёте от своих душ и сердец всё то пагубное, вредное, ненужное, скверное, что силится погубить вашу душу.

Я искренне желаю каждому из вас обрести Истину жизни во Христе и совершить тот спасительный путь, который вам открыт Господом.

Спаси и сохрани вас  Господь!

Настоятель храма Рождества Христова иерей Олег (Гадиров)

14.01.2013г.




 
РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ
РПЦ
Митрополия
Оптина
Закамье