(Продолжительность 14:37)
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Аминь.
Дорогие братья и сестры, в этот воскресный день мы вновь за Божественной Литургией прочитали с вами отрывок из Евангелия (Лк. 17, 12-19), в котором рассказывается о том, как Господь Иисус Христос исцелил десять прокаженных и как только лишь один из них возвратился для того, чтобы воздать должную хвалу Богу.
И, конечно, в связи с этим отрывком, который мы вновь слышим в Евангелии, есть повод и смысл снова поговорить о благодарности – о той благодарности, которая должна быть свойственна человеку вообще и, особенно, христианину.
Сами вы прекрасно понимаете, насколько этой благодарности в жизни нам часто не хватает. И не хватает ее и в семейных отношениях, не хватает ее и в профессиональных отношениях, не хватает этой благодарности и по отношению к нашим близким, по отношению к вере христианской не хватает в нас этого чувства благодарности.
Это ведь не просто какое-то необыкновенное состояние, не свойственное человеку или искусственно выработанное внутри. Это как раз следствие того, что в человеческой душе, в человеческом естестве развиты определенного рода добродетели, определенного рода правильные устроения существуют внутри.
Вы все прекрасно знаете, какова трагедия, когда мы видим ситуации, в которых дети бывают неблагодарными по отношению к родителям. Это очень печальные вещи, очень печальные события происходят. Это, действительно, ну, порок нашего общества сегодня. И мы прекрасно понимаем, что вот это непочитание старших, то есть неисполнение одной из главных заповедей, оно и приводит вот к этой неблагодарности, которая в конечном итоге разрушает самые ближайшие и крепкие узы семьи.
Самые ближайшие кровные родственные связи разрушаются тогда, когда нет благодарности тех, кто рожден и воспитан родителями по отношению к своим воспитателям, к своим родителям.
Также мы знаем с вами каков вред, если нет благодарности у тех, кого учат учителя – к своим учителям. Мы также понимаем, что те люди, которые не умеют благодарить ближнего за помощь, действительно, тоже разрушают не только себя лично, но и многое вокруг, потому что если человек не увидел благодарности – а в миру свойственно ее ожидать – то уже вряд ли этого человека будет просто подвигнуть на добро, потому что все мы несовершенны, и если не получаем доброго отношения в ответ на наше добро, то человек опускает руки, впадает в уныние и часто уже добра делать не хочет.
Но это все последствия отсутствия благодарности в нашей повседневной жизни. Но каково же неправильное устроение живет в нашем сердце, когда у нас не хватает разума или любви, не хватает правильного сердечного устроения, чтобы быть благодарными Богу?
Я думаю, что даже очень невнимательный человек, который немного своих сил умственных тратит на то, чтобы понять, каким образом он проживает, и так понимает, что невозможно в этой жизни обойтись без помощи Бога. И многое то, что человек сподобился сделать в своей жизни или достичь каких-то определенных достижений, это делается с благословением Божиим, с Его помощью, с Его участием.
И жаль – жаль, что люди не видят этого участия; жаль, что не понимают этой помощи и во многом приписывают себе те достоинства – мнимые, к сожалению, достоинства – которыми они сами себя наделяют, а Бога опять забывают, опять не воздают Ему хвалу.
И вот почему так происходит с человеком, почему он не умеет быть благодарным тем, кто ему подает, помогает, кто ему создает определенные условия, и даже Господу бывает неблагодарным, когда Он благословляет Свыше какие-то успехи и благополучия в жизни?
Это происходит оттого, что человек, ну, живет вот потребительским образом и видит во всем, что ему дается, ну, как бы норму обыкновенную. Он считает, что он достоин всего этого, не понимает, что если быть достаточно самокритичным, то будет очевидно, что тех вот благ и тех участий в жизни, тех помощей, которые мы получаем, мы, в принципе, на самом-то деле не достойны.
И вот, когда человек неправильно относится к самому себе, неправильно понимает то, что с ним происходит, тогда ему кажется, что все ему должны и все должны исполнять по отношению к нему, ну, все заповеди и все необходимые для его благополучия труды. И вот в этот момент происходит как раз вот это формирование внутренней неблагодарности, когда человек привыкает потреблять, ничего не отдавая взамен.
Кстати, должен вам сказать, может быть, вы не замечали, но вот эта привычка потреблять очень сильно разрушает личность. Она очень серьезно ее повреждает и делает ее неспособной полноценно мыслить и полноценно действовать, потому что ведь вот эта привычка потреблять, не имеющая, не дарующая способности благодарения, она концентрирует человека на собственном «я», на самом себе концентрирует человека. И человек тогда поставляет себя в центр Вселенной, поставляет себя в центр всего существующего на земле и тем самым подменяет себе на самом деле истинные ценности и изменяет свой истинный смысл жизни. И поэтому его жизнь становится бессмысленной в некотором роде, потому что она направлена внутрь себя.
Человек такого склада похож – ну, как вам сказать – на змия, поедающего собственный хвост, потому что вот это самолюбие, вот этот эгоизм, который в человеке пребывает, это вот эта мертвая петля, которая душу человеческую делает, ну, скажем так, сначала недвижимой, бездеятельной, ну, а потом и вовсе умертвляет.
И вот почему говорят о благодарении? Ну, казалось бы, действительно, это же норма – если сделали вам доброе дело, конечно же, даже вот по знакам каких-то приличий положено поблагодарить. И в чем же здесь проблема? Почему так часто люди не делают этого или делают это неискренне, не от чистого сердца? Вот потому, что они считают, что ничего-то такого особенного и не произошло.
И вот, когда мы сегодня читаем Евангельский отрывок, в котором десять прокаженных… Ну, что такое проказа, вы, наверное, знаете, слышали – это тяжелая неисцелимая болезнь, которая, ну, как вам сказать, настолько тяжела, что она просто заживо человека уничтожала – человек сгнивал заживо. Это действительно была страшная вещь, это была болезнь заразная, инфекционная, поэтому люди, ну, были изгоями от общества, их не принимали никуда, с ними не общались и считали, что это, ну, как вам сказать, кара Небес, когда человек заболевал этой болезнью.
И вот эти десять прокаженных обратились к Богу и попросили милости. И Господь откликнулся на эту просьбу и благословил их пойти и показаться священнику. И пока они шли этим путем, они очистились. И вот вернулся поблагодарить Его только один – и то самарянин. А тот самарянин, о котором идет речь, ну, может быть, вы уже слышали об этом: самаряне для иудеев – это были, ну, люди, скажем так, второго сорта, они гнушались – иудеи – самарянами, не общались с ними.
И вот видите, оказалось, что из тех десяти прокаженных один был самарянином. И он только лишь – несмотря на то, что и считался он человеком второсортным в обществе – оказался благородным и благодарным. И ему не помешало вот это отношение окружающих к нему для того, чтобы быть действительно благодарным Богу и справедливым по отношению к тому благому делу, которое Господь ему оказал.
Он понимал, что он этого не достоин, он понимал, что не могло совершиться это чудо вот просто ниоткуда – только Великой Силой эта неисцелимая болезнь могла отойти. И вот – это удивление благоговейное, которое сердце человеческое посетило и заставило его прийти и поклониться Богу искренне, и восславить Его.
И, конечно, думается, что этот человек и остатки своих дней в благодарности проживет в памятовании о том, что совершилось в этот день великое исцеление, которое, в принципе, очевидно, не могло быть возможным – в те времена огромное количество людей умирали, не могли никак избавиться от этой болезни. А вот здесь произошло чудесное исцеление – чудесное, совершенное очищение.
Я вам должен сказать, что, по большому счету, здесь есть такой прообраз некий, когда Господь говорит нам о том, что вот Он проповедовал Евангелие для всех людей, но лишь некая часть их – малая часть – десятая часть людей обернулась на эту проповедь и возблагодарила Творца за то, что Он наделил их этим Божественным знанием; за то, что очистил их от скверны греховной – вот от этой смертной, неисцелимой болезни, вот от этого яда греховного, который убивает человека, заживо уничтожая его.
Вот от этого самолюбия освобождает Господь и от служения идолу, которого мы делаем из своего «я». Освобождает Господь очищением от этой греховной проказы самолюбия.
И вот тот, кто это понимает, тот благодарит Бога за эту свободу – за эту истинную свободу, которая дает человеческой душе возможность видеть эту жизнь, видеть происходящее в ней трезвым взором, не опьяненным этим самолюбием, не отравленным этим ядом. И тогда человек действительно живет.
А те, которые просто пользуются вот этими Божественными благами, но не приносят Богу должного благодарения, которое состоит в верности и преданности Богу, которое состоит в жизни по Его Божественным заповедям, которая состоит в том, чтобы повторять за Господом творение добра для всех, те, конечно же, оставаясь в потреблении, используют полученное далеко не на пользу свою и окружающих. И это печально.
И вот сегодня снова и снова мы говорим о благодарности – о той благодарности, которая оживляет человеческую душу, которая воскрешает ее от сна греховного самолюбивого. Когда человек обретает эту способность благодарить, он понимает и свое истинное состояние, и Величие Божие. И в этом понимании уже иначе проходит свой земной путь – более кротко и смиренно, более усердно совершая труды и радуясь тому великому благодеянию, которое Господь оказывает ему даже в мелочах.
Благодарность открывает очи, делает человека зрячим, способным видеть то добро, которое ему даровали бескорыстно, ту радость понимать делает способным благодарность, чтобы быть взаимным.
И тогда, когда люди воскрешают в себе это чувство, тогда нет брошенных и обиженных родителей; тогда нет оставленных и забытых в скорби и беде инвалидов; тогда нет тех, кто когда-то защищал Родину, а сегодня – забыт; тогда нет тех, кто когда-то отдал свою жизнь, чтобы нас чему-то научить, а сегодня – брошен.
Когда есть благодарность, тогда живет преемственность в любви. Когда есть благодарность, тогда возвращаются все, а не один. Тогда мы все у ног Божиих в благодарении за Его благодеяния. Тогда мы все у ног Господских, потому что Его благость и Его милость, исцеляя нас от греховных болезней, воскресила в нас эту способность благодарить – благодарить за любовь, которую мы тоже хотим иметь и тоже взращиваем в своем сердце для того, чтобы жить этой любовью и помогать ею окружающим.
В этот воскресный день, внимая словам христианской проповеди, внимая словам Спасителя, давайте мы с вами, братья и сестры, постараемся не забывать о значении благодарности в нашей жизни. Давайте не будем неблагодарными ни пред Богом, ни пред людьми, которые делают нам добро. Давайте постараемся все вместе сделать все, что от нас зависит, чтобы наше сердце не теряло этого благого устроения и этой радостной способности – умения благодарить.
Да сохранит вас всех Господь!
Настоятель храма Рождества Христова иерей Олег (Гадиров)