(Продолжительность 15:37)
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры, в сегодняшний воскресный день за Божественной Литургией мы вновь с вами слышали отрывок из Священного Евангелия (Лк. 18, 18-27) о том, как некий юноша, вопрошая Спасителя о том, как он может наследовать Царствие Божие, слышит ответ о том, что необходимо исполнить все заповеди. И когда он дерзнул сказать Спасителю о том, что все заповеди им исполнены, тогда Христос сказал ему о том, что единственного он не закончил – только должен он пойти ныне раздать имение свое нищим и следовать за Ним.
И этот юноша не смог исполнить этого завета Христа и в печали отошел в сторону, поскольку был очень богат, на что Господь сказал, что воистину проще верблюду пройти сквозе игольное ушко, нежели чем богатому внити в Царствие Божие.
Уже не в первый раз мы слышим этот отрывок из Евангелия за Божественной Литургией, и много раз мы обращали внимание на то, каким образом человеку дается вот это призвание быть с Богом.
Каким образом от Христа мы слышим этот призыв – призыв, который никогда не закончится, призыв, который звучит вечно, призыв к каждой душе последовать за Ним?
И вот, когда подходит этот юноша и обращается ко Христу, он говорит: «Учителю благий», – обращаясь ко Господу. И Господь во смирении Своем говорит ему: «Что Мя глаголишь благим? Никто не благ, токмо Бог».
И даже Христос говорит о том, что никто не может быть благим, только Господь. Но как часто люди считают себя самодостаточными… И как часто люди считают себя благими… По какой же причине это происходит? Оттого, что действительно мы так хороши? Или оттого, что мы чего-то не понимаем, чего-то не домыслили, чего-то не увидели в себе? И Господь, обращаясь к этому юноше, говорит: «Чего проще? Исполни заповедь: не убий, не укради, не прелюбы сотвори, не лжесвидетельствуй, почитай отца своего и матерь». На что юноша говорит: «Все сие я соблюл с младенчества своего».
Вот так часто и мы, приходя в храм на исповедь, не можем вспомнить своих грехов и как-то в непонятном состоянии говорим священнику: «Ну, вроде, как ничего такого у меня и нет – вроде не убивал, вроде никого не обокрал, вроде никого не оклеветал». И так кажется человеку, что он вот такой вот благой, и что он с детства исполнил все заповеди Божии. «Что ж, – говорит Господь, обращаясь к каждому, кто считает себя благим, – тогда яви свою благость, осталось тебе одно только, чтобы за благость твою, за верность твою, за исполнение заповедей наследовать то, о чем ты вопрошаешь, о том, чего ты так жаждешь – Царствия Божиего. Только одно осталось тебе сделать для того, чтобы стать наследником вечной радости – пойди, раздай свое имение нищим и следуй за Мной».
И все – и кончилась благость, и кончилось благочестие, и кончилось исполнение заповедей всех, потому что и не было таковых. Потому что одно дело – когда мы думаем о себе высоко, другое дело – когда мы действительно способны исполнять заповеди Божии.
Почему же Господь говорит, что скорее верблюд войдет в игольное ушко, чем богатый в Царствие Божие? О чем говорит Господь? – Господь сетует и печалится о том, что Он, наделяя человека богатством земным, наделяет его не для погибели, ведь Господь дару́ет человеку жизнь, Господь дару́ет человеку различные земные возможности и способности не для того, чтобы человек, пользуясь ими, погибал. И скорбь Господская о том, что люди данное им на спасение души, увы, расходуют на погибель ее.
Как печалится Спаситель о наших грехах, ведь истинная Любовь не может не печалиться о тех, кого любит. Но мы не разумеем этой Любви и не понимаем: «Господи, ну почему же мне, чтобы наследовать Царствие Божие, нужно все отдать?». Потому что если не освободиться от всего лишнего, если в своей душе, в своем сердце, в своем разуме не высвободить места для Христа и для Его блага, то некуда будет этой благодати помещаться, потому что все естество человеческое завалено этим мнимым земным богатством самомнения, которое строится на заблуждениях о самом себе.
Мы сегодня говорим о том, что же нужно сделать человеку, чтобы последовать за Христом. Но прежде, чем подумать о том, что нужно сделать человеку, чтобы последовать за Господом, нужно задать вопрос каждому – сам себе каждый должен задать этот вопрос: а действительно ли мы так хотим идти за Христом? А действительно ли у нас вот это желание искренне развито? И действительно мы стремимся в Царствие Божие? И почему ́мы стремимся туда? Что нас туда манит? Что нас зовет в это Царствие Божие? Божие – потому что Бог там царит Своею Любовью, Своею Благостью, Своею Милостью, Своим человеколюбием и беспредельным Совершенством Своим царит там Господь. Что нас, немощных и несовершенных, может манить в это Царствие Божие? Что мы хотим там?
Там нет тех земных наслаждений, которыми мы привыкли себя упивать. Там нет тех земных состояний, которыми мы так радуемся и к которым мы стремимся. Там все по-другому: там царствует Благодать Божия и Божие Добро, и Божия Правда – не наше мнимое добро земное, не наша лживая «правда», а Правда Божия царствует там. Так действительно ли мы хотим идти за Христом? Да, те, кто действительно хочет, оставляет все, потому что обрел гораздо большее – обрел Спасителя, обрел жизнь праведную по добру христианскому и, оставляя все, идет за Ним, не жалея о том, что оставил, потому что приобретенное – несказанно больше, выше, чище, святее, а главное – то́, что искал человек в жизни, к чему стремился.
Поэтому и говорит нам Священное Писание, что если человек найдет драгоценный клад, он пойдет и продаст все свое имение, чтобы выкупить эту землю и обрести этот клад драгоценный. И если человек обрел драгоценную жемчужину, то он продаст все свое имение, чтобы обрести этот бесценный дар.
Вот, если для нас Господь – это бесценное, неизмеримое ни с чем счастье, то тогда у нас не возникает вопроса, почему нужно оставить земные попечения на втором плане, почему нам нужно избавиться от излишков и почему нам нужно поменять свое земное мнимое добро на Добро Небесное, христианское.
Что значит – оставить все и идти за Христом? Что это – остаться без всего: нагим, разутым, без жилья и средств? Да не об этом говорит Господь: «Не бойтесь, маловеры». Господь говорит о том, чтобы у нас не было никаких попечений сверх стремления к Богу, чтобы никакой скарб земной не висел камнем на шее у нашей души, мешая и препятствуя следовать за Господом.
Господь говорит о том, что нужно убрать из жизни все то, что отягощает душу человеческую и мешает ей наследовать Царствие Божие. Но как понять, что же в ней лишнего? Как понять, что же в этой жизни мешает нам идти за Господом? Нужно исполнять заповеди Божии. И тогда, когда мы приступим к исполнению их ответственно и полноценно, мы поймем, что нам мешает. Мы поймем, что то, что мы набрали в своей жизни, те наши грехи и несовершенства, те наши страсти и греховные привычки, которые нами владеют – не Бог нами владеет, а страсти и греховные привычки. Мы поймем, как они мешают нам, как они запинают нас и не дают возможности быть с Богом.
От чего призывает избавиться Господь? От груза страстей – скинуть с себя это ненужное, грязное предательское состояние, очистить свое сердце деланием заповедей Божиих.
Да, этот юноша, возможно, не был вором, и, возможно, никого не убивал делом, и, возможно, он даже отца и матерь почитал. Но разве достаточно этого для того, чтобы сказать, что человек достоин Царствия Божиего? И Господь нам указывает, что даже тот, кто исполнил десять заповедей Моисеева Закона, исполнил только необходимое, но не достаточное.
Есть еще Заповеди Блаженства – заповеди истинного счастья христианского, соблюдая которые, человек может, если хочет, избавиться от того, что ему мешает быть с Богом, избавиться от всего того, что делает его небогоподобным, что лишает его изначального образа, который даровал ему Господь.
Господь призывает нас: «Раздай все имение нищим, верни грехи бесам – пусть они остаются с этими грехами и страстями». «Освободитесь от этого груза страстей, – говорит нам Господь, – и следуйте за Мной».
Но сколько нужно трудов, чтобы не опечалиться от этого призыва, ведь борьба с самим собой – это самая страшная война, самая безжалостная и кровопролитная. Победить можно кого угодно, но сложнее всего – победить самого себя: с самого себя содрать эту кожу греховную, с самого себя снять эту греховную привычку самолюбия и самослужения.
Вот это – истинный подвиг, вот это – делание, подобающее христианам. Не рассуждения и разглагольствования пустые на тему веры, не пустые хождения по храмам для самоугождения и создания самодостаточности личности. Вот труд, подобающий каждому, подвиг самоотречения Христа ради.
Ведь мы должны отречься не от чего-то доброго и не от чего-то хорошего, а от того злого, от того никчемного, что нас отделяет с Богом.
Но почему же мы так медлим? Почему же нам так трудно расстаться с этим злом? Неужто оно дороже нам, чем Господь? Нужно задуматься об этом, братья и сестры. Нужно задуматься над словами Евангелия, чтобы они звучали не в пустоту, а в душу нашу звучали; чтобы, выходя из храма Божиего, не заканчивалось наше христианство на пороге храма; чтобы мы отсюда, из стен священных, несли нашу веру в мир.
Если вы слышите Христа, если вы хотите быть с Ним, вам ничего не мешает это сделать, только лишь раздайте свои грехи тем, кто вас в них соблазнил, отдайте свое зло тому, кто им владеет. И без зла, без грехов, без страстей ступайте за Христом. Он зовет вас всегда, Он ждет всех и каждого.
И не нужно медлить – не нужно медлить и не нужно бояться, потому что, когда мы говорим, что сие невозможно и у нас нет таких сил, чтобы справиться, мы слышим слова Спасителя: «Невозможное человекам, возможно Богу».
И за искренность сердца, за огонь Божественной Любви, зажженной в нем, Господь придет благодатью Своею и поможет.
Не надо бояться оставить земное и временное. Не надо бояться лишиться того, что не имеет ценности, ради того, чтобы приобрести Бесценное.
И пусть сегодняшние слова Евангельского отрывка, который мы читали за Божественной Литургией, коснутся ваших сердец, и вы сможете, услышав призыв Христа, оставить все ненужное, все пустое, все лишнее и последовать за Ним.
Храни вас всех Господь!
Настоятель храма Рождества Христова иерей Олег (Гадиров)