Проповеди » prop_2013 » Воскресение дочери Иаира

17 ноября 2013 г. Воскресение дочери Иаира и исцеление женщины



 (Продолжительность 22:03)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Аминь.

Дорогие братья и сестры, в этот воскресный день за Божественной Литургией мы с вами прочитали отрывок из Евангелия (Лк. 8, 41-56), в котором рассказывается о том, как Господь исцелил, воскресил дочь Иаира – некоего того времени человека, который был главным в синагоге, том месте, где иудеи собирались для молитв.

И вот он, когда обратился ко Господу в момент Его пребывания в большом количестве народа - Господь пытался пройти сквозь огромное количество людей, вокруг Него находящихся, которые желали посмотреть на Этого Великого Человека, о Котором они много слышали, о Котором они хотели бы знать еще больше. И вот в своем любопытстве, в своем интересе, в своей жажде вот этого знания они находились вокруг Иисуса Христа.

Но в этот момент некая женщина, которая находилась очень долгое время в болезни и все свои средства потратила на то, чтобы, обращаясь к врачам, исцелиться, но только лишь ее болезнь пришла в еще худшую степень, стало еще хуже у нее со здоровьем.

И тогда она, не имея более никакого упования, как только на Бога и на Его благое человеколюбивое устроение, она решила во что бы то ни стало с верою прикоснуться хотя бы к краю одежды Спасителя, зная, веруя, понимая то, что это прикосновение может принести ей так вожделенное и так долгожданное исцеление.

И вот вы обратите внимание: огромное количество людей находится вокруг Иисуса Христа – так же, как и сейчас, очень много людей считают себя верующими и исповедуют Христа Господом, и тоже как бы вот большое количество народа находится и вокруг Церкви, и вокруг веры. Разного народа находится – народа, который думает, что верует или просто любопытствует о вере; народа, который желает посмотреть, а что такое вера, а что такое Православие, а Кто Такой Христос. И вот эти люди очень плотно окружают Церковь, окружают сегодня христианство, но сами таковыми по сути своей, к сожалению, не являются.

И даже те, кто приходят просить, а в данном случае – это вот тот самый Иаир, который из всей большой толпы обратился ко Господу с просьбой о том, что у него больна дочь, и она совсем еще молодая и только начала жить, и при смерти пребывает, и попросил помощи у Спасителя вот в исцелении его больной дочери.

И народ вот этот, который вокруг Иисуса Христа находился, очень плотно вокруг Него пребывал, но Спаситель почувствовал лишь прикосновение к краю Своей Ризы только вот этой женщины, потому что все остальные, хоть и были близки к Нему телом, но духом своим далеко от Него отстояли и не ждали от Него ничего того, что свойственно ожидать от Бога, не ожидали от Него ничего того, что свойственно ожидать верующему человеку, который обращается не потому, что он решил что-то получить от Христа, а потому что более нет никакой надежды в этой жизни, только лишь на Бога.

И вот эта женщина, несмотря на огромное количество народа, пришла с такою верою, что, прикоснувшись ко Христу, Христос остановился и сказал: «Кто-то прикоснулся ко Мне». А Ему ученики удивленно говорят: «Господи, ну как же Ты говоришь, что кто-то к Тебе прикоснулся – такое количество народа вокруг Тебя, и все как-то давят, все вот натиск какой-то оказывают. А Ты говоришь, кто же к Тебе прикоснулся?». И Спаситель говорит: «Нет, прикоснулись иначе, прикоснулись так, что из Меня сила изошла».

Это означает, что Господь нам показывает, что не каждый, кто взывает: «Господи, Господи!», получает эту Силу Божественную.

Божественное устроение таково, что Его Любовь настроена на веру, на доверие и на взаимную любовь. И только тот, кто любит Бога, по-настоящему Ему доверяя, и только тот, кто предан Ему бесконечно, может получить вот эту Силу Христа, Его благодать, исцеляющую и спасающую.

И, увы, в этой толпе было только два человека верующих – это тот Иаир, который просил об исцелении своей дочери, надеясь на то, что Христос соблаговолит это исполнить, и эта женщина, которая втайне от всех прикоснулась к краю Риз Господских.

Она не стала таиться, она поняла, что, если Спасителю известно, с какой стороны к Нему прикоснулись, нет смысла таиться. И она открыто исповедовала, что находилась вот в такой проблеме, и теперь, после прикосновения к краю одежды Христа, она поняла, что исцелилась. За многие годы она впервые почувствовала облегчение и поняла, что вера истинная с любовью и доверием Богу, готовностью служить Ему всю свою жизнь – даже если ее осталось пять минут – она никогда не бывает поругаема, она всегда от Бога получает благословение. 

И вот эта женщина с такою верою на последнем рубеже, на издыхании своем, и эта девочка, которая лежит на смертном одре и более как ни на кого уже не может надеяться, как на чудо, на некое чудо, которое Господь может сотворить.

И смотрите – священник того времени, ветхозаветный священник, обращается ко Христу за помощью. Это огромное для нас с вами имеет значение – тогдашние уже иудейские священники исповедовали Христа Богом и видели в Нем особую благодать. И тогда они знали, что Он – Мессия, и верили в Него, потому что Он обладал нечеловеческими способностями, которые свойственны только Богу.

И вот этот первосвященник иудейский обращается за помощью ко Господу Иисусу Христу с верою и надеждою. И пока они пробирались сквозь толпу народа для того, чтобы пройти в дом, где лежала эта больная девочка, пришли из того дома и сказали: «Уже поздно – она уже умерла. Не надо трогать Учителя, уже поздно туда идти, не имеет смысла». И надо представить состояние отца, который позвал Спасителя, чтобы исцелить свою дочь, и он не мог пройти сквозь народ. Надо было представить его трагедию, надо представить то, что произошло в его душе в этот момент. И Спаситель, предваряя любое его слово, которое он мог бы сказать, или любую его мысль, которую он мог бы сейчас обдумывать в своей голове, говорит: «Не бойся, только веруй, и будет спасена».

И Он укрепил этого человека в надежде и уповании, потому что мы часто верим людям и не верим Богу; мы часто верим себе, но не верим Священному Писанию; мы часто доверяем своим чувствам, а не тому, что говорит нам Господь.

И здесь Христос говорит этому Иаиру: «Не бойся, не бойся – только веруй», потому что страх вызывается маловерием, и тот, кто боится не Бога – тот не может веровать.

Единственный страх – страх Божий может жить в сердце верующего человека. Но что такое страх Божий? Разве это рабское содрогание при ожидании наказания? – Нет. Страх Божий – это боязнь оскорбить Божию Любовь. Страх Божий – это боязнь отпасть от Бога, потерять Его, остаться без Него, вне Его благословения. Вот что такое страх Божий. А любой другой страх – человеческий или бесовский – он отнимает у человека и веру, а часто – и жизнь. И мы, увы, являемся этому свидетелями.

И вот Господь, предупредив несчастного отца, чтобы он веровал, укрепил его и еще более ускорился в этот дом, и, придя, увидел огромное количество родственников, которые проливали слезы, рыдали навзрыд. И Он сказал: «Не плачьте, она не умерла, она спит». И люди начали ругать Христа, начали Ему противиться.

Как часто и мы так же – не верим словам Христа. Как мы часто верим своим глазам – тому, что мы сами себе придумали: смотрим на человека и решаем о нем, каков он, не зная, что Господь сказал, или не помня, что Господь сказал: «Не судите, потому что каким судом судите, таким судом и судимы будете».

Мы не помним слова Спасителя, не хотим помнить, потому что наше самомнение закрывает нам Бога и Его правду.

И вот здесь люди тоже восстали против Христа и говорят: «Что Ты нам говоришь? Неужели мы не видим, что она мертва: и пульса нет, и дыхания нет. Видишь – человек мертв, а Ты нам говоришь, что она спит». И тогда Христос сказал: «Выйдите отсюда, вы не достойны быть свидетелями этого чуда, вы не верите, а потому вы ничего не будете иметь в своей жизни, потому что вы привыкли верить своим неверным глазам, своему неверному, неправильному устроению».

И когда Он проводил за дверь всех этих людей, оставил только родителей – и тогда прикоснулся к этой девушке и сказал: «Восстани!». И она встала и воскресла. Она воскресла, и родители онемели от чуда, от ужаса, потому что они никак не ожидали, что это возможно.

Даже верующие люди бывают потрясены чудесами, потому что здесь очевидно, насколько наша вера мала по сравнению с тем, как велики чудеса Божии. Как бы мы ни верили, как бы мы ни уповали на Бога, Его чудо всегда будет больше, шире и могущественнее того, что мы могли бы предположить.

И вот умершая воскрешена. Как это возможно? Скептики скажут: «Ну что ж, возможно она была в летаргическом сне или прочее, раз Иисус Христос об этом сказал». Но Христос сказал, что она спит, потому что Он не есть Бог мертвых, а Бог живых (Мф.22,32). И нет во Христе мертвецов, нет во Христе тех, кто умер навсегда – есть живые на земле и живые в Вечности.

Он сказал, что она спит, потому что даже если она и умерла по человеческим понятиям, то она как бы уснула до Второго Пришествия, чтобы восстать вместе со всеми на Всеобщий Суд.

Это сон – сон, потому мы и говорим «усопший». Что значит «усопший», «успение»? Что значит «успение»? – Уснувший, на время выпавший из этой жизни, чтобы потом воскреснуть в жизнь вечную.

И вот Христос сотворяет чудо и отдает эту девушку своим родителям, и говорит: «Накормите ее, она слаба, ей нужны физические силы, потому что она долго болела, но никому не говорите о том, что здесь было, потому что чудо совершенное было для вас, для вашей веры, для вашей преданности, чтобы вы, памятуя об этом великом чуде, жили в благодарности Богу и никогда не изменяли Ему».

Что же происходит с нами – с теми, кто вокруг Христа толчется, кто толкает Его, кто подходит к Чаше и принимает Часть этого Христа – Великого Бога, не понимая часто, что он делает? С каким чувством мы подходим к Богу? Чего мы от Бога ищем? Разве мы ищем того, что Он заповедовал? Часто – нет. Мы, к сожалению, привыкли пользоваться тем, что Христос распялся, но не хотим распинаться сами. Мы почему-то считаем, что раз Христос принес за нас жертву, значит, нам больше ничего делать не нужно.

Но это не так. Он распялся за нас с вами, но не вместо нас. И тот, кто хочет идти за Христом, должен подъять собственный крест и уподобиться Господу в праведной жизни и сораспятии Ему – сораспятии Ему ради праведной жизни и ради жизни по Евангелию.

И вот не каждый это готов понять. Мы все время ищем, кто бы вокруг нас пожертвовал собою ради нас, кто бы сделал такое, чтобы мы были восхищены́. Мы ищем такого самопожертвования среди врачей, мы ищем такого самопожертвования среди священников, мы ищем такого самопожертвования среди родственников. Но кому мы готовы пожертвовать собой? – Ни Богу, ни ближнему часто не готовы: самолюбие, с которым человек приходит к Богу, часто не пускает, не велит думать о самопожертвовании ради кого-то.

Привыкши пользоваться чьими-то жертвами, привыкши пользоваться чьими-то трудами, не привыкнув доверять словам Бога, привыкнув доверять только своему мнению, мы часто не слышим ни доброго слова, ни доброй проповеди, ни спасительных назиданий. Мы часто оглушены этим самолюбием, которое отвратило нас от Бога и сделало людьми, не способными жертвовать собою ни ради чего, кроме самолюбия.

И вот в этом отрывке из Евангелия очевидно, что тот, кто не любит Бога, напрасно живет, и жизнь его бессмысленна и пуста. И, как бы человек себя ни обманывал, как бы он ни ублажал себя прелестью своею духовною, на поверке дня, когда наступит переход человека в Вечность, все станет очевидным. И тогда будет понятно, что никому и ничего не было закрыто – просто человек сам не захотел принять Бога за Жизнь, за Истину и за Путь. Просто сам человек отрекся от того, что есть Правда, от того, что есть Спасение, и потому не смог свою душу спасти, и потому не смог быть в Вечности со Христом.

Многие не боятся этого. «Ну, подумаешь, я всю жизнь был без Него, – говорят они. – Чего бы мне не быть в Вечности?». А разница велика – велика разница, потому что там, за пределами земной жизни, нет ничего того, что свойственно этой человеческой, пло́тской жизни, этому человеческому, пло́тскому бытию – там все духовное. И поэтому человек бездуховный в этой духовной обстановке не сможет быть радостным, он будет страдать, потому что все это чуждо, не его, ему это не понятно, а порой – и противно. И поэтому будут мучения, потому что здесь бездуховная жизнь, она являет собой то, что человек выбрал не Бога: он на этой вертикальной прямой, называемой жизнью, выбрал не движение вверх, на котором нужны усилия, где нужно напрягать силы духа, чтобы подняться выше, он предпочел просто скатиться вниз по наклонной. Это же проще. Вниз всегда проще.

И вот, если мы с вами не опомнимся вовремя и не поймем, что наша жизнь – это не набор обстоятельств, и что мы рождены в эту жизнь не для того, чтобы эту жизнь проесть, пропить и проблудить, тогда, может быть, нам станет очевидно, что Бог нас не мог создать для греха, Он не мог нас создать для того, чтобы мы себя расплющили в этих страстях, уничтожили в этой грязи, в которой мы пребываем, в этом неверии, в этом недоверии, в этом самомнении и самодурстве, в которое это самомнение перерастает.

Заканчивать свою жизнь неужели нам так и придется? Или мы все-таки услышим призыв Спасителя: «Не бойся – только веруй!», или то, что Он сказал этой женщине, что «вера твоя спасла тебя, иди с миром».

Что мы хотим услышать в этой жизни? Что мы хотим услышать, выйдя из этого храма? Доброе слово или оскорбление? Но кто же это доброе слово скажет, если мы привыкли оскорблять? Что мы хотим получить, выходя из этого храма, в миру? Мы хотим получить любовь, взаимопонимание? Но кто же нам его даст, если мы его никому не даем – ни любви, ни взаимопонимания? И поэтому в Писании сказано: «Делай другому то, что хочешь, чтобы сделали тебе; возлюби ближнего, как самого себя». И тогда, возможно, в мире станет чуть-чуть больше радости, чуть-чуть больше добра, чуть-чуть больше правды, чуть-чуть больше Господа Иисуса Христа, проповедью Которого мы с вами и должны неуклонно заниматься каждый в свою очередь, потому что мы – христиане, и, как сказано в Писании, мы должны быть светом миру. Но таковы ли мы, толкущиеся возле Господа, но не прикасающиеся к Нему с верой? Таковы ли мы, трусливые и не верующие в Его благодать, и рассуждающие о том, а подходят нам слова Евангелия или не очень, стоит их воспринимать безоговорочно или толковать по-своему?

Кто же мы? Безликая толпа около Христа, не имеющая никакого понимания происходящего? Или мы те, кто избрали Христа своею жизнью, те, кто сказали, что отрекаемся от сатаны в Таинстве Крещения, что сочетаемся со Христом? И вот нам сегодня и в последующей нашей жизни уже сейчас необходимо ответить на эти вопросы. Нужно уже понять, кто же мы, в конце концов: христиане или нехристи, Христовы или антихристовы – отвечать каждому в свой черед.

Но лучше поздно понять – уже когда и возраст преклонный, и когда сил уже не так много – что ты был не прав, и успеть принести покаяние, чем навсегда остаться вне Бога, вне Его благодати и вне веры в Иисуса Христа.

В этот воскресный день даст вам Бог этой крепости веры, этой силы духовной, этой способности, несмотря на все то зло, которое нас окружает в мире, на всю ту неправду, на все те несправедливости, которые нам очевидны, несмотря на все это – не сдаться, не продать нашу Небесную Родину, не отречься в мелочах от Бога, а где-то смирив себя, научив себя терпению, научив себя вере, преданности Богу, остаться христианами и поступать по-христиански.   

 Да сохранит вас всех Господь и Матерь Божия!

Настоятель храма Рождества Христова иерей Олег (Гадиров)




 
РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ
РПЦ
Митрополия
Оптина
Закамье