Проповеди » prop_2013 » Притча о сеятеле

27 октября 2013 г. Воскресная проповедь. Притча о сеятеле.



 (Продолжительность 23:02)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Аминь.
 
Дорогие братья и сестры, в воскресный день за Божественной Литургией мы вновь услышали притчу Господню о сеятеле (Лк. 8, 5-15).

Неоднократно мы уже были свидетелями этого Евангельского повествования и наверняка уже не раз слышали некие пояснения по поводу того, что означает сия притча. Но тем не менее для тех, кто, может быть, не знаком с этим Евангельским отрывочком или не очень хорошо усвоил его смысл, наверное, стоит в очередной раз напомнить то, о чем же хочет сказать нам Господь во Святом Своем Евангелии.

Притча о сеятеле повествует нам о том, что вышел сеятель сеять доброе семя. И, когда он сеял его, одно упало при пути и было попрано, и птицы небесные склевали это семя; второе семя упало на камень и было проросло, но, поскольку не имело питания и влаги, быстро засохло; третье семя упало в терние, и когда тернии стали возрастать, то не дали возрасти этому семени. И лишь одно семя упало на благую почву, в которой оно смогло прорасти, укрепиться, возрасти и дать стократный плод.

О чем это, собственно? Господь в Евангелии тут же поясняет ученикам Своим, говоря им о том, что они достойны знать тайны Царствия Небесного. Он говорит о том, что то семя, которое упало при пути и было попрано, и склевано небесными птицами – это сердце человеческое, которое, как заезженный путь, твердый и окамененный, своей поверхностью не может принять в себя семя – семя Слова Божиего, не может его усвоить, чтобы оно проросло. И потому дьявол приходит и похищает с такого сердца Слово Божие.

Когда семя падает на камень – это место, где окаменевшая почва слегка покрыта плодородным слоем, но он совсем невелик – это сердце человеческое, которое, принимая в себя Слово Божие, с радостью приемлет его, хочет принять его и сохранить в себе, но, как только семя пытается прорасти, оно упирается в камень нашего сердца, которое при любых проблемах, любых скорбях и испытаниях тут же исторгает это семя и отказывается от Слова Истины.

То семя, которое упало в терние – это тоже сердце человеческое, многопопечительное сердце человеческое, которое постоянно находится в заботах земных: заботах о благах, богатстве. И поэтому вот эти заботы, возрастая, задавляют это семя – семя Слова Божиего, Слова Истины и не дают ему в сердце укорениться и возрасти.

Эти слова обращены к нам. Обращены к нам, потому что мы легко можем увидеть в этих о́бразах свои сердца.

О чем говорит Господь? В общем, вот во всех этих трех случаях, когда описывается, что семя Божие не проросло, Господь говорит о том, что мы слишком себялюбивы: о самолюбии говорит Господь – о том самолюбии, которое процвело и выросло внутри нас, которое сделало наше сердце изъезженным суетным путем, на котором не принимается Слово Божие, которое сделало сердце человеческое жестоким и неспособным слышать о Благах Небесных. Такому сердцу чуждо Слово Божие. Такое сердце не жаждет ничего Небесного, ничего Святого, ничего Неземного оно не способно желать. У такого сердца только одно желание: есть, пить, веселиться – и больше ничего.

И когда, обращаясь к такому сердцу, говорят о христианстве, о Небесном Царствии и Евангельских заповедях – такое сердце отторгает это, не принимает, его коробит от этого слова, ему оно неприятно и неприемлемо.

Сердце человеческое как камень – слегка припорошенное благородной почвой. Как много таких сердец. Часто можно увидеть людей, подобных этому описанию, и в храмах, молящихся со слезами. И часто можно слышать их воздыхания о грехах. Но это только все напускное, показное, временное, потому что, как только случается беда или скорбь, человек забывает Слово Божие, не вспоминает о Евангелии и о Христе не вспоминает. В своем самолюбии он так умучен и так закрыт в себе, что ему больше не о ком думать и переживать, как только о своих внутренних проблемах, о своих желаниях или сложностях, которые возникли и составили некие неудобства.

Человек забывает о Боге тут же, хотя, казалось бы, с радостью принимает Его Слово, внимает словам проповеди, крестится истово, произносит молитвы, говорит: «Спаси вас Господи!» или «Слава Богу за все!». Но это – пустые фразы. Пустые, потому что не укоренилось Слово Божие в этом каменном сердце. Оно едва прикоснулось корнями и, не получив питания от него, засохло на этой каменной земле.

А как много сердец, чье сердце поросло тернием, в котором нет места Слову Божиему, в котором нет места Правде Божией, которое хотело бы вроде быть правильным во Христе, и тоже с радостью и пониманием читает Священное Писание, вслушивается в слова проповеди, но, когда это сердце человеческое выходит из храма, оно тут же забывает обо всем, потому что многопопечительность, многозаботливость самолюбивого, эгоистичного естества захлестывает это сердце, взращивая до небес эти тернии греховных желаний – повседневных, суетных похотей.

И сердце отторгает Слово Божие. Ему некогда о нем заботиться, потому что тернии заняли все пространство.

Тернии – это сорняки колючие, которые заполоняют почву сердца и не дают места возрасти прекрасному древу Слова Божия, которое могло бы принести благодатные плоды.

Человек в самолюбии своем сам – согласен он с этим или нет, понимает или не очень – отторгает Божие Слово, отторгает Истину Божию, не приемлет ее.

Мы Богом определены ко спасению. Мы все Его Кровью омыты для того, чтобы могли наследовать Царствие Божие. Но также мы все и греховны, потому что зачаты и рождены во грехах. Но нам предстоит избрать: предопределение Божие о нашем спасении, Его желание наше спасать нам ближе, Его Слово нам дороже, Его Небесная Правда, Неземная, Совершенная для нас главное? Или мы останемся поврежденными во грехе? Мы свою склонность ко греху разовьем до бесконечности, и уже не будет возврата назад. Решать каждому.

Сколько веков, сколько лет, сколько раз говорит Священное Писание людям, обращаясь с Церковной службы, обращаясь со страниц Святого Писания, с Предания Церковного взывая к людским сердцам, умам и душам. Сколько времен Господь распинается и воскресает ради нас в Божественной Евхаристии. Как Он стремится нас приобщить Своей благодати, как Он желает нас спасти. Им сделано больше, чем всё для того, чтобы мы могли стать иными.

И вот наш выбор: мы снова в храме Божием. Мы снова слышим слова Священного Писания за Божественной Литургией. К сожалению, многие только на службе Евангелие и слышат, потому что сами не читают Евангелие или делают это крайне редко. Но самое главное и печальное, что человек не живет Евангелием.

Как же так? Когда человек рождается в семье, но отказывается от нее, люди возмущаются и говорят: «Как же так? – Неблагодарный. Как он смог оставить отца и мать, и братьев, и сестер? Как он смог попрать заботы и труды, скорби, которые были понесены для того, чтобы он смог возрасти и укрепиться? Как он дерзнул, непотребный, оставить родную землю и своих родных?». Но почему, когда человек крестился во Христа Иисуса, Господа нашего, когда он дал Ему обет верности, когда обещался Ему служением навечно, он легко отказывается от этого и не считает, что это порицаемо. И люди со стороны как бы говорят: «Ну что вы хотите – мы не святые, мы не монахи». Слабое оправдание. Но в Божественной Литургии каждый раз, когда раздробляется Агнец Божий для того, чтобы приобщить людей Телу и Крови Христа, священник взывает: «Святая святым!». Кому это сказано? Святыми звали христиан. И звали их не потому, что они так назывались, а потому что жизнь их была свята, чиста, праведна – во Христе праведна.

А сегодня у нас у каждого своя правда, своя мнимая истина, самолюбием взращенная и утвержденная из самооправдания с саможалением во укрепление этой лжи, которой мы сами себя обманываем.

Евангелие зовет и Христа устами – устами Господа взывает: «Имеющий уши, да слышит!». Имеем ли мы с вами уши? Физические – да, но куда обращен наш слух? Мы часто, как сказано в Писании, «слышавши – не слышим» и «видивши – не видим».

Кому от этого плохо? Кто страдает от этого, братья и сестры? Разве Господь Бог может быть поврежден нашей немощью? Мы сами страдаем оттого, что не принимаем ни святости, ни чистоты, ни величия, ни Правды Божией.

Вот наш слух, наше зрение, наши физические возможности – это тоже дар Бога, и мы знаем, что, если мы посмотрим вокруг, многие люди не обладают этой физической способностью – нет у них этого. Но они умеют жить и радоваться, несмотря на то, что их жизнь скорбна́ более нашей. О чем мы с вами должны скорбеть? О том, что у нас есть неудобства в жизни? Или о том, что мы живы, здоровы, благополучны, но этого не заслуживаем? О чем должны мы с вами стыдиться? О том, что мы потребляем от Бога данное по Его милости в дар, но ничего не воздаем в ответ? О чем мы должны переживать сегодня? О том, что мы слышим слова Священного Писания – не слышим их смысла, не понимаем их пользы для нашей личной – конкретно нашей, сердечной, духовной, внутренней и повседневной внешней жизни. А ведь иначе нет другого пути.

Мы часто приходим на исповедь, мы просим прощения у Бога, но хочется спросить: «А что сделано для того, чтобы стало иначе?». Почему человек исповедуется, боясь ответственности за то, что он сотворил, а не стыдясь своего позора неблагодарности пред Богом? Почему человек приходит на исповедь, переживая о себе, скорбя о себе, но не пред Богом, Которого он теряет грехами, а перед своим самолюбием, которому больно знать, что ты несовершенен? Поэтому нет и дел, поэтому все оканчивается только списком грехов, а дальше ничего не происходит – человек отходит от храма Божиего, и тернии покрывают его душу и сердце. И нет места Слову Божиему.

Где вот это рвение, горение по Богу, где желание что-то сделать ради Христа? Ведь не слышно и не видно этого желания.

Сегодня особо заметно, насколько человек теряет свою связь с Богом, когда он пользуется теми дарами и возможностями, которые дал Бог, но не стремится изменить себя для того, чтобы быть с Ним вечно.

И вот сейчас мы сталкиваемся со странными проблемами: много людей, приходящих в храмы и требующих, желающих, просящих, изъявляющих свое недовольство и говорящих: «Мы хотим, чтобы вот так было, и вот это было устроено, и вот такие удобства нам создали, и вот такие нам милости подали». Почему же так? Но не приходят люди и не говорят: «Дайте нам задачу, дайте нам возможность что-либо сделать для Христа, дайте нам потрудиться, мы не можем - наше сердце изнемогает без того, чтобы жить и не делать добра. Помогите нам, научите нас сделать пользу, принести свое сердце Богу, послужить Ему хотя бы в чем-то! Дайте нам задание, послушание благословите!» – такого не услышишь.

Сегодня люди, не принимающие Слово Божие, дерзко ведут себя по отношению к Богу и Церкви, считая, что им Бог и Церковь что-то должны. Отнюдь – и Бог, и Церковь будет даже тогда, когда не будет тех, кто что-то от Них требует, потому что она держится другим - она держится святыми людьми, которые в Царствии Божием за нас молятся, она держится молитвами и трудами тех, кто презрел свое «я» ради Бога и ради Церкви, кто забыл о себе, о своих мелочных проблемах и решил, что, если я люблю Бога, то лицемерие здесь невозможно. И всего себя: свой разум и сердце, свою душу, свои желания, мечтания, порывы – все внутреннее свое и внешнее посвящает Богу доброво́льно, не потому что кто-то велел, а потому что Слово Божие укоренилось в сердце и проросло, и плодами этого благодатного древа стала жизнь праведная, не потому что требуют, велят или приказывают, а потому что иначе нельзя, невозможно, нет места у человека, который понимает, что есть Истина Божия, ни для чего, кроме для служения Богу во всей своей жизни.

А вот сегодня мы все время слышим только сожаления, воздыхания, изнемогания. Оттого слышим, что не умеем радоваться тому, что имеем от Бога, потому что не видим, что не заслужили того, что имеем.

Оттого мы скорбим и охаем, что не понимаем, что это лекарство нам, нашей душе для того, чтобы ее вовремя успеть исцелить, изменить, перестроить, чтобы наши духовные раны залечить, чтобы мы могли принять в свое сердце это Слово Божие, а не жили просто своими какими-то умозаключениями, на греховности и страстности нашей построенными.

И когда Господь обращается к нам, говоря: «Имеющий уши, да слышит», отверзем свой духовный ум, отверзем свой духовный слух, внемлем Словам Божиим и поймем, в чем же все-таки Истина и для чего мы с вами на этой земле. Для того, чтобы навечно остаться с врагом Божиим или для того, чтобы, освободившись от всего, что нам мешает и является преградой, соединиться с Тем, Кто нас сотворил и искупил нас Своею Кровию?

В этот воскресный день, внимая Евангельским словам, да сотворит Милостивый Господь ваши сердца почвой благодатною, чтобы, упав, зерно веры, зерно Божией Правды в эту почву проросло древом крепким, древом сильным, древом несгибаемым, чтобы это древо принесло славные плоды веры, надежды и любви. Чтобы жизнь наша не была лицемерием и ложью, пустотой никчемной не была, а была исповеданием нашего христианского состояния, нашей христианской веры, нашей христианской любви.

Да будет так. Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Аминь.
 
Настоятель храма Рождества Христова иерей Олег (Гадиров)




 
РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ
РПЦ
Митрополия
Оптина
Закамье