Проповеди » prop_2013 » 22 сентября 2013 г. Воскресная проповедь

22 сентября 2013 г. Праведных Богоотец Иоакима и Анны



 (Продолжительность 18:18)
 
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Аминь.

В этот воскресный день мы с вами совершаем память святых Богоотец Иоакима и Анны. Эти два святых, которые являются родителями Пресвятой Богородицы, они нашей Церковью непрестанно поминаются. На каждом богослужении, после каждого молебна священник, говоря отпуст, неуклонно поминает этих двух святых.

Но много ли сегодняшним христианам известно об этих двух величайших святых Православия? Право сказать, не многим и не многое о них известно. И это печальный факт, потому что это означает только одно – что даже жизнь Пресвятой Владычицы Богородицы нас не так интересует, как то, что Она может нам дать. Это означает то, что мы не можем интересоваться тем, что для нас важнее многого. И, соответственно, раз мы не изучаем жизнь земную Пресвятой Богородицы и не знаем, в чем подвиг и праведность Ее святых родителей, конечно, нам будет трудно принять от Нее тот образ благочестия, целомудрия, правды, жизни по Богу.

И, тем не менее, мы вспоминаем этих двух святых. Вспоминаем и чтим их память, и это, конечно же, не случайно. Мы знаем, что в преклонном возрасте они уже были благословлены Свыше рождением ребенка. Это была благочестивая чета – семья праведников. И, несмотря на это, до преклонного возраста они не имели детей. И всем известно, или многим известно, о том, что тогда во Израиле отсутствие детей считалось проклятием рода. Многие почему-то и сегодня переносят это в нашу сегодняшнюю действительность, но тогда были иные основания подобного рода рассуждениям.

И вот обратите внимание – семья праведников, которые не сами себя таковыми объявили, а которых приняли таковыми окружающие: духовенство и люди, живущие рядом. Они видели их благочестие, их чистоту, их святость слов, помыслов, поступков. Это было всем очевидно, и удивлялись люди – почему же таким благочестивым людям нет благословения иметь детей.

Они же в свое время – родители Пресвятой Владычицы Богородицы, Иоаким и Анна – во смирении принимали эту ситуацию. Они не считали себя праведными, а  напротив, они совершали непрестанный труд покаяния, и они вовсе не клянчили у Бога того, что им хочется, а они, просто понимая, что недостойны иметь желаемого, приносили свое глубочайшее покаяние пред Богом. Я думаю, и результатом этого стало их особое благочестие и святость.

На этом фоне, на фоне их благочестивого желания и смирения хочется поговорить о наших с вами желаниях и о том, насколько мы привержены им и им преданы, насколько они благочестивы и оправданны, и насколько допустимо такое положение, в котором мы пребываем.

Чего обычно хочет земной человек? Человек земной хочет многого, но, увы, в этом списке желаний часто не бывает главного: того, что для человека должно быть, неукоснительно должно быть главным – это стремление воссоединиться с Творцом, обрести Блаженную Вечность с Ним.

В нашем списке желаний огромное количество греховных стремлений. И даже те обыденные нужды, которые заложены Богом в физиологию человека, человек умудряется извратить. И если человек не может не вкушать пищи, то он, имея это физиологической потребностью, почему-то умудряется через свою греховность и похотливость превратить обычный процесс укрепления телесных сил в смертельный грех. Движимый своим ненасытным желанием, он превращает из простого, обыденного физиологического процесса гильотину над своей головой, которая грозит не дать человеческой душе быть в Вечности.

Когда человек желает иметь семью, то он вступает в брак, к сожалению, не просто по законному благословению Свыше, которое даровано от Бога, но вступает в брак по похоти плоти, и часто, прибегая к Таинствам Церковным, принимая на себя благодать в Таинстве Венчания, человек уже думает, что он праведен и может творить все, что угодно. И потому не понимает, что, даже приняв это благословение, не живет по нему, а продолжает предаваться похоти и разврату даже внутри собственной семьи.

Когда человек желает сделать нечто полезное людям, он почему-то умудряется это благое желание преложить во властолюбие и стремление во что бы то ни стало достичь определенных высот в этом мирском положении для того, чтобы, прикрывшись благими намерениями, совершать тяжкие согрешения против Бога, ближнего и себя.

В чем же благо наших желаний, если в них нет фундамента Истины? Если в этих желаниях кроме страстей, кроме того бурного океана, нескончаемый шум которого вечно оглушает нас, и мы не слышим Божественных призывов, кроме этих страстей, бушующих в нас, больше ничего нами не движет? Какие же желания могут быть благими? О чем, собственно, в молитвах мы просим у Бога? - Мы просим о прощении наших грехов? Многие ли так поступают? Или мы обычно обращаемся к Богу с желанием получить на этой земле того, что мы не имеем, исповедуя Богу свое несмирение и нежелание жить по Его благословению, исповедуя Богу, что мы не видим Его Благаго Промысла и желания Его нас спасти? Разве это молитва, когда мы просим – порою в безумии своем – у Бога даровать нам того, что нас с Ним разлучает? И молитва ли это, когда мы противимся воле Божией и настаиваем на своем, желая изменить Бога ради собственного блага, которое благом на самом деле не является?

Вот нам пример блаженных родителей – святых праведников Иоакима и Анны – родителей Пресвятой Богородицы. Они постом и молитвой очищали свою греховность для того, чтобы иметь надежду быть благословленными Свыше. И когда Анна молилась Богу с прошением оставления ее согрешений и благословение желая получить на деторождение, она обещала полученное посвятить Богу. Кто из нас поступает так же? Разве тот, кто вымолил себе здоровье, посвящает свою жизнь Богу? Разве после того, как совершилось чудо исцеления, человек оставляет греховную жизнь и направляет ее на служение Творцу? Увы. Или тот, кто выпросил себе детей, становится хорошим родителем, достойным того, чтобы вырастить потомство, славящее Бога? - Нет. Часто, вымолив у Бога детей, люди оставляют их сиротами.

Много других прошений у человека, но недаром сказано: бойся просимого тобою, иначе рано или поздно ты его получишь.

И не знает человек, не помнит, не желает знать и помнить, что благо есть только у Бога, что добро живет только в Его Промысле о нашей жизни. Нет в нас добра, нет в нас правды и быть не может, потому что человек изуродован грехом. Его разум, его сердце, его душа, испепеленные огнем геенским – тем, что внутри горит непрестанно. Хотя подобает ли это быть в душе христианской? Конечно же, нет. Огонь Любви Божественной, Жертвенной Любви должен гореть в сердцах христиан, но никак не смрадный, коптящий огонь наших похотей.

Святые Иоаким и Анна, получив этот дар, смирившись пред Богом, исполняют обещанное и посвящают свою Дочь-Младенца Богу. Есть ли у них по этому поводу разочарование или горе? - Нет. Они счастливы исполнить свою клятву пред Богом, совершая самое высшее служение, в котором и нам бы с вами не мешало преуспеть и которому нам с вами необходимо научиться. Это жертвенность, которая никогда не заподозрит Бога в том, что Он может благословить что-то неполезное или неспасительное.

Берите пример с этих святых праведников. Я призываю вас в день их памяти обязательно изучить их житие. Вы будете потрясены этим великим благочестием и праведным устроением. Примите этот Дар Божественный в собственное сердце, развейте его в жизнь, подражайте этим праведникам. Вам никто этого не помешает сделать, если вы сами себе не помешаете.

И в этот воскресный день, если мы не лицемерно славим Воскресшего Бога, если мы не прикидываемся христианами, называя себя таковыми, а живя, как антихристы, мы должны понимать, что должен прийти предел нашему беспределу, должен настать конец этим бесконечным ожиданиям – когда же свершится псевдочудо нашего спасения без нашего на то участия. Это невозможно – Бог нас без нас не спасает.

И если для кого-то откровенно, в чем состоят праведные желания, если кто-то хотя бы может дерзнуть предположить, что такое Царствие Божие, если кто-нибудь помнит о Вечности в суете повседневных дней, он поймет, о чем я говорю. Если же нет – горе нам.

Нужно помнить о том, что мы не вечны, но душа останется жить навсегда. Где она будет и с кем – зависит от нас: от нашего безумия или от нашей мудрости, от наших усилий или от нашего нерадения, от наших праведных желаний или от наших греховных похотей. И посему христиане, не помнящие о Вечности, христиане, не знающие, что такое Царствие Божие, не стремящиеся всей душой туда, никогда не смогут принять истинных Благ Христовых, потому что все, что заложено в этих Благах, для человека земного, греховного чуждо по естеству.

Так как же мы можем быть христианами, если мы не носители Добра христианского, если мы не приняли Его проповедь, если мы не слышим Заповедей Блаженства, в которых говорится подробно об Истинном Благе, Добре, спасающем нашу душу? Кто из нас молится о том, чтобы Господь избавил его от лишнего, чтобы не погибнуть, чтобы отъял из жизни то, что не спасительно? Кто просит о том, чтобы смирил нашу гордыню и помог избавиться от самомнения и гордости, самосожаления и самооправдания? Кто просит у Бога изменить наше злое сердце, которое грязью поросло и грязи хочет? Кто признается себе в том, что он на самом деле не хочет христианских добродетелей, а хочет греха и лжет всем, что не хочет его?

До тех пор, пока человек не станет честным пред Богом и совестью, он не сможет начать путь Богопознания, он не сможет быть с Богом никогда, потому что разногласие того, что на языке и в сердце, будет обличать лжеца, потому что ничто скверное Бога не прикасается.

И пусть скептикам смешно. Пусть они, погрязшие в водовороте похоти и грязи, думают, что они счастливы. Но это безумие. И рано или поздно, хотим мы этого или нет, все это станет очевидным – каждому в свой черед.

Святые праведники Богоотцы Иоаким и Анна для нас с вами серьезный и убедительный пример праведных желаний и правильной жизни по воле Божией. Примите от них это благословение и подражайте, как можете, их праведности. И, может быть, тогда исправится ваш разум и воскреснет ваша душа. И, может быть, тогда ваша молитва будет молитвой, а не жалким скулёжом в попрошайничестве. Может быть, тогда вы сможете поднять главу из груды грехов и увидеть Солнце Вечности, Надмирного Христа Бога нашего, увидеть Его Любовь, Неземную Красоту и Святость, которую Он дарит каждому, кто хочет быть с Ним.

В этот воскресный день, в память об этих праведниках, положим себе начало желания стать праведными самим. И начнем это прямо сейчас, не отлагая в долгий ящик, не думая, что у нас еще достанет времени. Времени нет, ведь «смерть наша не за горами, а за плечами». Будем благоразумны, братья и сестры, не упустим даро́ванного нам времени на глупости, не предадим его в руки греха, не продадим дешево этот бесценный дар – время жизни нашей, а используем его для того, чтобы найти и воссоединить свою душу с Богом навечно.

Храни вас всех Господь!

Настоятель храма Рождества Христова иерей Олег (Гадиров)




 
РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ
РПЦ
Митрополия
Оптина
Закамье