Проповеди » prop_2013 » 15 сентября 2013 г. Воскресная проповедь. Притча о богатом юноше

15 сентября 2013 г. Воскресная проповедь. Притча о богатом юноше



 (Продолжительность 14:14)

С праздником, братья и сестры!
 
Сегодняшнее воскресное Евангелие (Мф. 19,16-26) вновь нам напоминает о том, что повествуется, когда юноша некий подошел ко Христу и с поклоном вопрошал, называя Его Благим Учителем, о том, что подобает ему сделать, чтобы наследовать жизнь вечную.

Мы уже неоднократно слышали этот Евангельский отрывок, и много уже о нем сказано и, надеюсь, понято. Но в очередной раз, когда Господь благословляет нам это чтение, очевидно, что в этом чтении сокрыто для нас еще много полезного и душеспасительного.

Вот и сегодня, обращая свой взор к этому отрывку Евангелия, мы вновь видим, как бы воочию, этого молодого, но дерзкого человека, который, хоть и изображает смирение в поклоне пред Господом, но сердцем своим такого смирения не имеет. И это, даже малое  то, что сегодня нам откровенно, говорит нам о том, что лицемерие – это не христианское дело. Это вовсе не дело того, кто действительно хочет жить с Богом и руководствоваться Его благими заповедями. И если ты действительно почитаешь человека, то твое почтение должно быть кротким, а не напоказ. Если ты действительно уважаешь и любишь человека, то это не должно быть вот так сделано, как бы с апломбом, для того, чтобы все это видели.

Когда этот молодой человек поклонился ко Иисусу и вопросил Его о том, как ему жить, чтобы наследовать жизнь вечную, в Евангелии также говорится о том, что он, этот юноша, был богат. Но откуда у такого юного человека богатство? Очевидно, что это наследство его богатых родителей. Очевидно, что он не приложил сам никакого усердия к тому, чтобы это богатство земное даже стяжать. И даже когда Священное Писание говорит нам о том, что этот молодой человек имел стяжание многое, это говорит о том, что он без особого труда наследовал то, что, возможно, многими трудами – потом и кровью – было заработано его родителями, его предшественниками.
И нечем было гордиться этому молодому человеку, и он прозябал в наслаждении, пользуясь тем, к чему не приложил собственного труда. И вот он в этом состоянии обращается к Спасителю, требуя знания о том, как ему наследовать Царствие Божие. Ответ кроток: «Что называешь Меня благим? Никто не благ, токмо Бог». Даже Христос, имея Собою явить человекам Божество, Творца мира, Вселенной всей – неба и земли –  смиренно говорит о том, что только Бога можно называть Благим.

Ведь Он прозрел в душе этого молодого человека дерзновение думать о себе, как о благом и, обращаясь ко Христу, этот юноша, неопытный и молодой, дерзко предполагал, что его земного богатства и мнимых добродетелей достаточно для того, чтобы наследовать Царствие Божие.

И он ожидал, конечно, иного ответа. Но Господь, видя, что молодой человек не разумеет поистине то, о чем вопрошает, Он с любовью отнесся к этому молодому человеку, понимая, что юность и неопытность подталкивают его на подобного рода действия, но душа его все же способна быть мягкой и надежда на его исправление еще есть. И тогда Он говорит этому молодому человеку о том, что нужно всего лишь исполнить те заповеди, которые нам даны на скрижалях Завета, которые мы с вами знаем в Ветхом Завете. Молодой человек, услышав об этом, говорит, что он исполнил это все с детского своего возраста.

Вот и мы, также порой думая, что делаем достаточно для Бога, заблуждаемся. Ведь разве возможно сделать что-то достаточное для того, чтобы наследовать Царствие Божие? Разве есть на земле какие-то дела или да́ры, которые можно принести Богу, чтобы выкупить у Него это величайшее пребывание с Ним в Вечности? Конечно же, нет. И поэтому даже смешно слушать, когда некоторые из тех, кто часто бывают в храме и исполняют молитвенное правило, и участвуют в Церковных Таинствах, считают себя уже чего-то достойными. Разве это христианская позиция? Разве это по-христиански: думать о себе высоко и считать себя достойными каких-то благ? Конечно же, нет.

И вот в этом юноше мы тоже видим вот это непонимание и неправильное устроение, вот это неумение правильно общаться с Богом, нечувствие сердца, когда человек говорит о том, о чем даже не имеет понимания – что он исполнил все с молодости своей.

Это означает, что, как многие из нас, приходя на исповедь, не могут вразумительно назвать своих грехов, потому что совершенно искренне считают, что не сделали ничего плохого, и что по сути являются достойными людьми. И это печально весьма, потому что для человека сокрыта истина о нем самом - о человеке.

Вот эта истина была сокрыта и от этого молодого человека. Господь, желая ему спасения, открывает ему ту тайну, которая и нам с вами явлена. Он говорит следующее: «Пойди, продай свое имение, раз оно досталось тебе таким простым путем, нечего тебе им дорожить, раздай его нищим, ступай за Мной, и ты сможешь наследовать то, о чем вопрошаешь». Но юноша отошел в печали, ибо он не просто ценил богатство, а ценил то, что эти богатства земные в жизни дают. Он не понимал, что вот эта привязанность к земле изначально не дает возможности человеку не то что ходить за Богом, а даже надеяться начать этот путь.

Потому мы все так и далеки от праведной веры и, к сожалению, не представляем собою тех добродетелей, которые носили в себе первые христиане, потому что очень привязаны к земле, потому что сильно укоренились в это временное и тленное.

Так вот, этот молодой человек отошел в печали, потому что понял, что не способен расстаться с тем, что составляет его самодостаточность, что сделает его пред людьми великим и создает его мнимое самодовольство.

Он не смог пойти за Христом, но Господь говорит ему еще и о том, что ведь вот в этом делании Ветхого Завета нет всей полноты. Ведь то, что нам дано на скрижалях Завета в Ветхом Завете, эти десять заповедей – это нравственный закон, который дан всему человечеству. А Господь говорит о бо́льшем, Он говорит этому юноше: «Если хочешь следовать за Мною, исполни заповеди блаженства».

Заповеди блаженства, которые мы сегодня читали во втором отрывке Евангельском на Литургии, и это не случайно, потому что мы празднуем сегодня память святых преподобных отцев Антония и Феодосия Печерских. Потому что святые преподобные жизнью своею явили то самое отречение не только от земного, но и от себя, от своей самости, от своей гордыни, от своего «я». И потому они смогли пойти за Христом, последовать Его призыву.

Для этого молодого человека еще сокрыта тайна Истины Заповедей блаженства. Это те величайшие заповеди, которые Господь нам открыл для того, чтобы мы напитались Истинным Добром – Добром Небесным, Вечным, Непреходящим, никогда нескончаемым.

Но человек, который не умеет видеть Неба, сердце которого сокрыто камнем вот этой гордыни, царствующей в жизни, от Бога, не способен этого видеть, понять и чурается, чуждается порою того, к чему призывает Господь.

Но призыв остается в силе. И когда молодой человек отошел в сторону, и апостолы в ужасе и изумлении задают вопрос, когда Христос сказал, что богатому неудобно войти в Царствие Божие, скорее верблюд пройдет сквозь игольные уши. Апостолы в ужасе спрашивают: «А кто же тогда может спастись?». И Господь отвечает: «Сие невозможно человекам, но то, что невозможно человекам, Богу возможно». И здесь, в этих словах –  величайшая Любовь Божия к человеческому роду и к этому юноше, и к этим обеспокоенным, не понявшим Христа в этот момент, апостолам.

 Он говорит о том, что достаточно нам понять, что рабство на земле не может быть земному. И если человек посвящает свою жизнь земному настолько, что оно порабощает его душу, захватывает его разум, вторгается в его сердце, то тогда он сам себя делает рабом того, что конечно, что преходяще, чему завтра, а может быть послезавтра, а может быть через минуту, наступит конец.

И Господь призывает нас, дает нам надежду на Свое милосердие, и в то же время призывает нас помнить, что без наших личных трудов, без нашего личного участия, без нашего старания и стремления исполнить эти Божественные Правды, которые даны нам в заповедях, мы не сможем открыть свое сердце для Христа, мы не сможем последовать за Ним.

И вот если, в который раз читая этот отрывок, мы представляем себя на месте этого юноши, который, на самом деле, имеет богатство не свое и просит у Бога наследовать того, что ему по праву не принадлежит, не похожи ли мы с вами на этого юношу? Не похожи ли мы, рожденные благословением Божиим для жизни вечной и, имея в наследие все то, что Бог даровал нам при сотворении, и то, что Господь Иисус Христос благословил нам через Свое Крестное Страдание, Воскресение Свое. Мы – наследники величайших Даров, величайших Благ, которых трудно оценить человеческими мерками – невозможно.

Но, несмотря на то, что мы наследники этот высокого Блага, мы не способны его ценить и им пользоваться, принять его, как личное Благо.

И вот сегодняшний отрывок вновь и вновь призывает нас задуматься о том, а на то ли мы тратим свою жизнь, тому ли мы посвящаем каждый день этой жизни, каждый удар нашего сердца. Есть ли в нашей жизни место той Правде, которую Господь принес на землю для каждого из нас? Есть ли в нашей жизни место за повседневной суетой, за повседневным стремлением к наживе и удовольствию, место самому главному – то, что важнее всего, что есть на земле – заботе о нашей душе, которая должна быть с Богом, иначе она не может быть.

И потому, внимая Священному Писанию, давайте постараемся вынести из него урок лично для себя, чтобы, читая священные строки, не просто знакомиться с тем, о чем в них сказано, но и, прочитав эти строки, услышав, спасаться ими, исправляя свою жизнь по Евангелию, взвешивая и меря себя по Евангельскому повествованию, чтобы в Евангелии, как в зеркале, видеть себя и смотреть - соответствует ли наше житие, наш образ мыслей, наше внутреннее устроение тому, что написано в Священном Писании, что сказано нам от Господа нашего Иисуса Христа.

Пусть этот воскресный день и это Евангельское повествование положат начало праведной жизни и стремлению к Богу у тех, кто еще не начинал ее, и пусть поможет и укрепит тех, кто уверенно движется по пути своего спасения.

Дай вам Бог, дорогие братья и сестры, молитвами преподобных отцев наших Антония и Феодосия – молитвенников за землю Русскую – крепости веры, сил духовных и желания обрести единственный Дар, важный и главный, бесценный – Господа нашего Иисуса Христа.

Храни вас всех Господь!
 
Настоятель храма Рождества Христова иерей Олег (Гадиров)
 



 
РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ
РПЦ
Митрополия
Оптина
Закамье