Проповеди » prop_2013 » Воскресная проповедь. Исцеление бесноватого отрока

1 сентября 2013 г. Воскресная проповедь. Исцеление бесноватого отрока



 (Продолжительность 18:00)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодняшнее воскресное Евангелие, которое мы с вами прочитали за Божественной Литургией, рассказывает нам о том, как некий человек подошел ко Господу Иисусу, прося Его помощи об исцелении его больного сына (Мф.17, 14-23). Он поведал Спасителю о том, что его сын страдает злым недугом беснования и страдает очень тяжко, и постоянно мучим этой болезнью: то впадает в жар, то впадает в воду. И постоянно эта болезнь ему приносит нестерпимые и нескончаемые страдания. Он также сказал Спасителю о том, что он обращался за помощью к ученикам, но те не смогли помочь. Тогда Господь попросил привести этого болящего к Нему и силой Своей Божественной изгнал из этого человека беса, и он стал совершенно здоровым.

На вопрос апостолов, почему они не смогли это сделать, Он ответил, что была у них малая вера. И сказал всем, что если бы имели мы веру малую, хотя бы как горошное зерно, то смогли бы переставлять горы. Господь, в скорби сердечной обращаясь к окружающим, сказал такие слова: «О, роде неверный и развращенный, доколе терплю вас? доколе пребуду с вами?». Он также сказал ученикам о том, что скоро предстоит Ему принять крестную смерть и воскреснуть через три дня.

Это Евангелие рассказывает нам о том, как часто нестерпимы бывают страдания людей на земле – тех, которые проживают свою жизнь без Бога. Во что превращается часто человек, который удалился по тем или иным причинам, сознательно или не очень, от Истины Божественной, от своего истинного предназначения и превратился по своему естеству в нечто бесоподобное: когда стал он не носителем Духа Святаго, когда стал человек не отображением Славы Божества, а стал вместилищем нечистого духа.

Часто в наши дни мы можем видеть подобные явления, которые печалят и разум, и сердце, когда люди, потерявшие разум, часто забывшие о совести, уподобляются темным силам и становятся жилищем бесовским. Это поведение, которое нам часто становится очевидным сплошь и рядом по сегодняшнему дню, и часто неадекватное поведение людей, которых мы считаем психически больными, на самом деле – доказательство отпадения от Истины и погружения в пучину греха.

Отец, который просил за сына, он тоже не понимал многих вещей. Он не понимал, почему эти страдания случились с его ребенком, он не видел причины в своем неправильном устроении. В отсутствие покаяния и в отсутствие смирения в душе, в отсутствие веры люди не способны обратиться к Богу. Лишь только тогда, когда испробовали уже все возможные способы, приходят они в последнюю очередь к этому Источнику Благого, потому что не верят в Него, не верят изначально и жили без Него долго и много, и поступали часто и думали, совершенно не вспоминая о том, что над ними Бог.

Безверие человеческое превращает человека в страшное, нечеловеческое создание. И вот отец этого молодого человека просит помощи у Христа. Ему ничего более не остается, как просить у Него помощи, потому что он уже попробовал все способы, чтобы помочь своему ребенку.

Да, родительское сердце по справедливости не может терпеть, когда страдают дети. И это правильно. Это правильно, когда родительское сердце болит и сопереживает страдающему ребенку. Было бы странно, если бы этого не было. Но наряду с этим важно, чтобы каждый родитель понимал, что есть и на нем некая вина этих страданий. Есть и на нем причина того, что этот человек, этот ребенок мучается и несет на себе скорби болезни. Потому что, когда он был зачат, он был зачат, как сказано у псалмопевца, «в беззакониях» и потому что он был рожден «во гресех». И только лишь через покаяние родителей часто возможно исцеление детей, но этот человек еще не знает об этом и поэтому просит у Христа о чуде. О чуде просит потому, что он сначала попросил исцелить своего сына апостолов, но те не смогли этого сделать. Вероятно, они еще не понимали, как это правильно происходит. Вероятно, они еще не имели такого упования и знания о том, Кто Такой Христос, и пытались какими-то человеческими силами помочь этому несчастному.

Но нет иной помощи, нет иного упования, кроме как на Христа, и вся помощь в Нем. И если помогать человеку в жизни не Христа ради, если помогать ему исцелиться не ради Божией любви, а ради своего усилия, то, скорее всего, все будет бесполезно. Потому что только вера, о которой Господь и говорит, может помочь человеку быть полезным ближнему своему. Когда мы поступаем по гордыне или по самолюбию, то мы не сотворяем блага, мы не приносим пользы, мы постоянно только лишь стараемся сделать нечто для того, чтобы, скажем, удовлетвориться своими желаемыми действиями.

Часто человек хочет помочь другому, но хочет по-человечески, страстно. Он, конечно, готов сострадать, но он не понимает главного – что источник всех исцелений и всех благ находится в Боге. И маловерному человеку этого понять практически невозможно.
Вот, Господь на вопрос апостолов и отвечает, что «по неверствию вашему вы не смогли исцелить этого человека». Что значит «неверствие»? Вот, Господь говорит о том, что если б мы имели маленькую веру, как зерно, то мы бы уже смогли переставлять горы. В каком это смысле сказано нам? Ведь каждый из нас считает себя верующим и каждый из нас думает, что, ну почему же тогда я не способен совершать эти чудеса? «Неужели, – думает человек, – я не обладаю даже такой малой верой, как это зерно?».

Но вера состоит не просто в том, чтобы иметь это зерно. Ведь зерно этой веры, положенное на почву сердца, прорастая во все естество человека корнями благодати, взращивает древо праведной жизни, которое приносит плоды любви к Богу. И только тогда Бог творит этим человеком, как инструментом Своим, как преданным Ему в любви.

И потому на тот момент апостолы еще не знали и не могли этого совершить по несовершенству своему. Но придет время, когда, приуготовляясь общением со Христом, внимая Его проповеди, видя Его чудеса, апостолы стали готовыми к тому, чтобы по Воскресению принять благодать Святаго Духа, стать носителями Истины и передать ее нам.

Сегодня тоже многие доверяют больше людям, а не Богу. И поэтому так часто мечется человек не только по врачам традиционной медицины, но часто стремится разрешить проблемы свои и своих родственников у тех, кто якобы способен это сделать просто своими человеческими способностями. И поэтому часто нарываются на шарлатанов, которые, ничего на самом деле не умея, спекулируют на несчастье человека, строя на горестях и болезнях свое земное благополучие. Ну, да Бог им Судья.

Но есть также и те, кто был призван на служение Богу в Церкви, но при этом возомнил о себе слишком много и решил, что самостоятельно может исцелять, без Христа. Это тоже ложь. Ни один священнослужитель, наследник апостолов, не может творить ничего –  только Именем Христа, только во Имя Христа и только Христом, только ради Его Божественной Любви к людям. Только тогда человек способен быть проводником Христовой любви, когда сам умеет любить по-христиански.

И поэтому сегодня так много людей мечется среди известных и не очень псевдо- и младостарцев для того, чтобы не жить христианской жизнью, не исправлять самого себя, а просто получить какой-то результат от обращения к неким людям, которые я́кобы носят особую благодать от Бога, я́кобы наделены особыми способностями.

Но если совершать нечто не во славу Христа, то тогда во чью славу это совершается? Во славу гордыни? Или того хуже – врага Божиего?

Вот и здесь Господь спрашивает, у нас с вами спрашивает: «Род человеческий, развращенный, доколе Он будет нас терпеть, доколе Он будет с нами, доколе мы будем плевать на Его милосердие? Доколе мы не будем бояться греха, думая, что нам все сойдет с рук?». Эта безбожная самонадеянность может привести человека к тому, что он сам уподобится бесу и уже не сможет исцелиться, потому что не верит Христу, не предан Ему без «но» и без «если».

Господь говорит о том, что скоро Ему предстоит взойти на Крест нас ради – того самого развращенного рода человеческого. Он, без вины, за виноватых будет умирать, проливая кровь, чтобы отмыть наши грехи.

Апостолы опечалены. Конечно, ведь просто быть со Христом - радостно, радостно получать от Него благодать и благословение, радостно быть рядом, когда Он творит чудеса. Но кто готов со Христом взойти на Крест? Кто готов пролить кровь, пусть даже без вины, хотя нет ни одного невиноватого среди нас? Кто способен подражать Ему в любви до конца и взойти на Голгофу не опечалившись, а возрадовавшись тому, что ты -наследник Христов?

И вот здесь можно проверить нашу веру. Есть ли она у нас вообще? Есть ли то зерно, которое может принести благодатный плод верности и преданности Богу без лишних слов? Вот наша жизнь, обстоятельства ее, ее трудности, болезни и скорби. Вот наше несовершенство – оно с нами все время, даже когда мы спим, оно действует, оно работает.

И только милостью Божией мы живем и движемся, мы еще сохранены Его милосердием, Его Жертвой, Его милосердием и Воскресением Его святым.

День, который мы сегодня с вами празднуем, напоминает нам вновь и вновь об этом великом даровании от Бога. Он воскрес для того, чтобы мы не умерли. Он воскрес для того, чтобы мы жили вечно. Но только тот сможет вечно жить со Христом, кто доверяет Ему больше, чем самому себе, больше, чем всему, что есть на свете, больше всего на свете любит и предан Ему - тот, возможно, сможет быть с Ним. Но тот, кто маловерствует и ищет во Христе своего, вряд ли может надеяться на вечность с Ним.

Трудно быть преданным Тому, Кого не любишь. Трудно служить Тому, Кого не почитаешь. И вы сами можете это видеть: как трудно любить родителей, если ты их не уважаешь, как трудно подчиняться начальству, если ты не видишь в них примера. Но разве можем мы Христа упрекнуть в том, что Он не дал нам какого-то примера, не показал нам совершенства, не показал нам всех необходимых дел, необходимых знаний, которые нам нужны с вами для того, чтобы стать целостными, совершенными, праведными людьми? Мы не можем в этом Его упрекнуть.

У нас есть все. Остается только лишь желанием сердца протянуться на то, что нам дал Господь, возжелать этого, а не земного. Не грязью земной упиваться, а понять, что все добро - в Небе, и понять, что даже если мы здесь чего-то не получили, это вовсе не значит, что это однозначно плохо. Часто неимение того, что мы хотим, спасительно для нас.

И пусть сегодня в этот день, когда мы вновь обращаемся к Воскресению Христа, к этому событию, которое непостижимо разуму Вселенскому, всем живущим на земле невозможно, даже собравшись вместе, постигнуть эту тайну. Но мы с вами – ее наследники, этой величайшей тайны Воскресения Христа, этого Дара, который предложен каждому, живущему на земле.
 
И если мы еще в здравом уме, если мы еще отчасти в трезвом рассудке, не будем уподобляться темным силам, не будем менять ценности на земные и вре́менные, не будем продавать душу свою драгоценную задешево, не будем уподобляться Иуде.
 
И в воскресный день, в день попразднства Успения Божией Матери, в день празднования «Донской» иконы Матери Божией, Покровом Владычицы Небесной Богородицы, милостью Ее Божественного Сына, Воскресшего Господа нашего Иисуса Христа, да пребудет на вас всех разум духовный, целостность православного христианина, чтобы ничто и никогда ни при каких обстоятельствах не смогло отнять у вас этого Великого Знания милости Божией Любви! Аминь.
 
Настоятель храма Рождества Христова иерей Олег (Гадиров)
 



 
РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ
РПЦ
Митрополия
Оптина
Закамье