Проповеди » prop_2013 » 28 августа 2013 г. Успение Пресвятой Богородицы

28 августа 2013 г. Успение Пресвятой Богородицы




 (Продолжительность 18:44)

С праздником, братья и сестры! С Успением Пресвятой Владычицы нашей Богородицы!
 
Часто люди сторонние, которые не имеют отношения к вере, а порой и те, кто крещены в Православии, но редко посещают храм и мало разбираются в службах церковных, в жизни церковной, у этих людей часто возникают вопросы: «А что же православные празднуют в этот день?». И порой с недоумением они задают вопрос: «Как же так: успение – а вы празднуете? Что за Праздник такой Успение? Ведь это, если говорить мирским языком – смерть». И вот здесь очень сложно объяснить человеку неверующему, в чем состоит значение этого слова, и почему мы празднуем Успение, и почему успение – это не смерть.

У сегодняшнего человека, живущего в миру, даже если он и крещен в Православии, к сожалению, нет ни малейшего понятия о том, что такое действительное Добро, Абсолютное, Истинное, Божественное Благо. И поэтому человек привязан к земле: к земле, к быту, к обстоятельствам своей земной жизни. И никак он не то, что не хочет – не способен оторваться от этих мыслей, чувств, переживаний, не может перенестись он в Евангельское измерение, в Евангельское понимание того, что есть действительно хорошо для жизни человеческой и для человеческой души.

Именно поэтому успение не понятно, недосягаемо в разумение многим из тех, кто сегодня живет на земле, ведь смерти люди боятся совсем не по той причине, по которой учили памятовать о смерти святые отцы. Сегодняшний человек боится смерти, потому что вместе с ней заканчивается все самое дорогое, все самое ценное, все самое желанное заканчивается вместе с жизнью, которую отнимает смерть. Смерть ужасна для человека, и он старается делать все, чтобы не помнить о ней и всячески гнать из жизни воспоминания о том, что он смертен, и постоянно просить у Бога здоровья, здоровья и многих лет, чтобы только на этой земле продолжать наслаждаться теми земными благами, которые стали для сердца и души многих миллиардов живших, живущих и тех, кто еще будет жить на земле, самым главным, но, увы, несправедливым благом и неистинной ценностью.

Как же быть? Как же понять людям мира, чего празднуют православные, когда от них уходит самое дорогое, что у них было на земле – Матерь Божия.

Но успение – это не смерть. И поэтому, когда мы молимся об упокоении, мы просим об упокоении души усопшего, а не умершего, не сгинувшего, не исчезнувшего, не пропавшего – усопшего. Успение – это то самое та́инственное понимание смысла человеческой жизни, которое на рубеже перехода в вечность и являет вот этот главный смысл – смысл воссоединения с Тем, ради чего ты жил, ради чего ты дышал, действовал, мыслил, к чему ты стремился и что для тебя было самым-самым сокровенным.

Успение Божией Матери… Она прожила жизнь, которую невозможно выразить никакими самыми высокими, самыми пафосными, самыми красивыми, самыми святыми словами невозможно передать. Она носила в Себе добродетелей столько, что даже если перечесть весь песок на земле по крупинкам и всю воду по каплям, не хватило бы, чтобы счесть тех добродетелей, которые были в Ней. Но Она была человеком. И именно Она Своим Успением доканчивает эту победу над смертью, которую Сын Ее Божественный совершил, принеся Свою Жертву о нас.

Она открывает нам двери Небесного Царствия, восходя в Небо, восходя и душою, и телом. И как когда-то Дева Мария носила на руках Божественного Младенца, ныне Господь носит Ее младенческую святую Душу на Руках. И уже не обретают Тело Пресвятой Владычицы, положенное во Гроб. И еще раз смерть проиграла, и еще раз ад поруган, и еще раз темные силы дрогнули, сдались, не смогли противиться.

Всем нам, восходя в Небо, Матерь Божия, Матерь Света, соединяясь со Светом, создает солнце Божественной любви для каждого, живущего на Земле. Когда-то при Кресте Господь усыновил нас Матери Божией, а нам повелел Ее чтить, как свою Мать.

И тот, кто любит и почитает Матерь Божию, не может не быть православным по естеству. А те, кто говорят, что почитают Матерь Божию, а живут во зле и презрении, когда живут в ненависти, осуждении, раздражении, ропоте, нетерпении, гордыне – неправду говорят, что любят Матерь Божию.

Сегодня на земле люди не умеют любить никого: даже родных матерей не способны любить. Именно оттого так много на земле зла, именно оттого так много ненависти, нетерпения, непрощения, злобы и насилия – оттого, что мы не умеем любить даже тех, чья кровь течет в наших жилах.

И как можно возлюбить Матерь Бога, если ты не любишь собственную мать? Если ты не научился почитать и уважать того, кто родил на свет тебя, кто кормил, пестовал и взращивал.

А что значит любить? Что значит любить Матерь Божию? Каким образом может выражаться эта любовь у нас – у немощных творений Божиих? Разве только в потреблении того, что Она дает? Разве любовь состоит в том, чтобы потреблять Ее любовь? Или все же в чем-то ином состоит это великое чувство?

Когда мы хотим, чтобы любили нас, что мы ожидаем от того, кто готов нас любить? Многого: понимания, сочувствия, помощи, поддержки, покровительства, участия, спасения. Но почему, когда мы вспоминаем о долге любви своей, будь то к ближнему нашему или к Пресвятой Владычице Богородице, ко Господу нашему Иисусу Христу, мы забываем о том, что любить – это отдавать. Брать – это не любовь, потреблять – это не уважение, не почитание, когда человек живет, как пиявка, и как паразит неустанно требует и просит для себя благ. Это не любовь, это – лицемерие. Любовь всегда жертвенна, и потому на Кресте распяли Любовь. Потому что Христос принес Себя в Жертву без вины за виновных, потому что Он Кровью Своей отмыл пятна наших грехов.

Его Божественная Матерь с первых дней Своей земной жизни, будучи великим даром для Своих родителей, всю Себя без остатка, без единого намека на то, чтобы что-то оставить Себе или земле, принесла Богу. Она была целомудренна и чиста не только по плоти, Она была абсолютна чиста и целомудренна в духе и разуме. В Ней никогда не жили и не могли жить скверные, хульные помыслы, которые свойственны нам, живущим на земле.

А не потому ли царствует над нами зло, что мы так мало преданы Богу. А не потому ли мы так слабы в добре, что в нас нет стремления служить Ему и приносить себя к Его подножию?

Если мы хотим испытывать любовь, исповедовать любовь, то мы должны понимать, что и Христос, Господь наш, и Матерь Его Пречистая явили нам этот великий дар, опыт, знание о том, что есть настоящая любовь: любовь не к себе, не к земному, не к тому, что окружает нас, любовь, а любовь к Тому, Кто нам это дал, Кто нас этим благословил.

Потому так часто дети и пользуются достоянием родителей и разбазаривают его ежеминутно, потому что не ценят полученное даром.

Бог даровал нам все, но мы не способны многого принять, мы не способны принять главное: чистоту и святость истинной жизни. Мы никак не хотим понять, что созданы мы не для греха, не для того, чтобы умертвлять себя этим грехом, не для того, чтобы снисходить в преисподнюю, создавал нас Господь, не для того, чтобы мы, как жалкие мыши, в своей земной непонятной канители постоянно искали временного и тленного – не для этого создан человек.

Человек создан для того, чтобы, если он захочет, он смог бы найти этот путь к блаженному успению, через которое он вернулся бы домой – Туда, откуда он и произошел. Чтобы вдохнутая когда-то давно в человека душа смогла вновь соединиться с Тем, Кто ее даровал.

Успение Божией Матери… В скорби – радость. Но Она во Успении мира не оставила, Она всегда пребывает с нами. Она всегда неотступно, невзирая ни на какие причины, молится и предстательствует за весь род человеческий. Это великое одарение Ее матерной любви, материнской, глубокой, никогда и никем непресекаемой любви на каждом из нам почи́ет.

Но мы берем от Нее только то, что нам нужно, а не то, что полезно. И поэтому мы сегодня часто не можем увидеть в себе той беды, которая сделала нас рабами не Божьими. Мы не способны увидеть тех оков, которые связали нас по рукам и ногам и сделали нас неспособными двигаться, неспособными ходить к Богу и стремиться к добру. Именно потому мы забыли, что мы дети Божии, ведь Матерь Божия усыновила нас Богу. И потому мы ведем себя как нерадивые дети земные, а не как дети Бога Вышнего.

И в этот день Успения Божией Матери, почитая и прославляя Царицу неба и земли, Ту, Которая превыше Ангелов, Архангелов и всех Небесных Сил, должно в каждом сердце отобразиться понимание того, что невозможно любить Матерь Божию, оставаясь злым, нерадивым, оставаясь не любящим Христа, оставаясь не верным и не преданным Ему.

Ведь мы, взывая к Матери Божией, говорим: «Матерь Божия, и ради меня, нерадивого, умер Сын Твой Божественный. Не остави меня, немощного, неспособного понять и принять эту Великую Жертву, но желающего искренне не остаться сиротой при Живом Небесном Отце».

Матерь Божия отдала нам все самое дорогое, что у Нее было. Что мы готовы отдать Ей в благодарность за Ее любовь, за Ее помощь, за Ее покровительство, за то, что Она постоянно вымаливает и вытягивает нас из пучины, из болота, из трясины собственных грехов, страстей? Чем мы готовы отблагодарить Матерь Божию? Спросим каждый у себя сам.

Только лишь словами, только лишь словами мы часто благодарим Бога и Матерь Божию. И то, когда совершаются великие чудеса. Но только лишь жизнью своей, только своим изменением, только пересмотром своих ценностей, только принятием Божественного добра, как личного, только принятием Евангелия, как концепции собственной христианской жизни, личного мировоззрения, можно ответить Матери Божией взаимностью в любви. Только тогда можно перестать пользоваться, только тогда можно начать понимать, что есть Истинная Любовь, только тогда можно начать понимать, что такое христианство во плоти.́

И в этот праздничный день, в день окончания Успенского Поста, который был посвящен Царице Небесной, желаю вам, дорогие братья и сестры, пронести по жизни своей не только упование, не только молитвенное предстательство пред Ее Пречистым Образом, но и верность, и взаимность Ей в любви, склоняясь в благодарении, а не в ропоте, когда нам тяжело; склоняясь в терпении и кротости, а не в ненависти и раздражительности, когда нас обуревают скорби, вспоминая Ее, как Ту, Которая вынесла несказанно больше, Которая вместе со Своим Божественным Сыном понесла все тяготы рода человеческого.

Давайте мы научимся с Божией Помощью, Его благословением быть верными словам своей клятвы крещальной, своим обетам, которые мы принесли Богу. Давайте постараемся в ответ на Божественную Любовь Матери Божией сделать так, чтобы наша жизнь явила собой верность и преданность и Ей, и Ее Божественному Сыну.

Храни вас всех Господь!
 
Настоятель храма Рождества Христова иерей Олег (Гадиров)
 



 
РПЦ
Митрополия
Оптина
Закамье