Проповеди » prop_2013 » Воскресная проповедь

11 августа 2013 г. Воскресная проповедь. Исцеление слепых.





 (Продолжительность 18:10)


Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!
 
В этот воскресный день за Божественной Литургией мы с вами прочитали отрывок из Евангелия (Мф., IX, 27-35), в котором рассказывается о том, как за Христом шли двое людей, которые не имели зрения. И когда Он пребывал в одном из мест, они подошли к Нему и обратились за помощью об исцелении. Господь, обращаясь к этим людям, задал им вопрос: «Веруете ли вы, что можете быть исцелены?» Они отвечали: «Да, веруем». И тогда Господь сказал им: «Пусть будет по вере вашей». И они прозрели. Также подошел к Нему один из имущих недуг нечистого беса, находящегося внутри, и Господь исцелил его, изгнав этого беса. И многие удивлялись, глядя на дела, которые сотворял Христос, и говорили, что доселе подобного не было во Израиле. И лишь только фарисеи, которые, как всегда, никому не верили, кроме как себе, говорили о том, что подобного рода вещи сотворяются именем бесовского князя. Но Господь, невзирая на эти клеветы, продолжал Свой проповеднический путь, многих исцеляя и очищая.

Что же мы можем для себя уяснить из прочитанного сегодня? Хоть, поистине, и неисчерпаемо Евангелие в своих смыслах, знаниях и пониманиях, но некоторые смыслы откровенны и для нас, неопытных, для того, чтобы мы хотя бы малыми шагами могли следовать за Христом, согласно Его Священному Писанию, которое дано нам с вами, как то самое спасительное средство, тот самый спасательный круг в бурном житейском море, который может помочь нам не погибнуть в пучине заблуждений.

Два слепца. Что это за люди – нам неизвестно. Они подошли ко Христу, как многие из тех, о ком говорится в Евангелии, как к последней надежде. Они уже не ждали ни от кого помощи и милости, и жизнь слепого человека проходила действительно не просто в тяжелых условиях - в те времена не было в изобилии такого множества способов облегчения жизни человека. И поэтому и полноценному человеку было непросто и в больших трудах приходилось созидать свою жизнь. А человеку, имеющему такой недуг, было особо непросто. Не на что было более надеяться этим людям, и, услышав о том, что есть где-то Человек, который не силой человеческой, а силой Высшей способен исцелять даже то, что неисцельно, обратились к Нему за помощью.

Вопрос Христа, единственный, который Он задал этим людям: «Веруете ли вы в то, что можете быть исцелены?» И ответив, что веруют, они получили по своей вере.

Но что значит веровать? Многие из сегодняшних людей, которые, к сожалению, неправильно воспитаны в вере, и многими заблуждениями отравлены души человеческие, считают, что веровать в исцеление – это просто думать о том, что я исцелюсь во что бы то ни стало. Но это не так. Можно веровать во что угодно, но если ты не веришь в Промысел Божий и если ты не преклоняешься пред волею Божиею, то ты никогда не сможешь веровать праведно.

Именно о праведной вере задавал Христос вопрос, испытывая сердце этих двух несчастных людей, которые обратились к Нему за помощью. И, зная сердца человеческие, Он видел, что они не лгут, что они говорят правду, что они не лукавят. Действительно, они видели во Христе Господа Иисуса, Мессию, Сына Божиего, Пришедшего на землю, Тот, Кто именем Божиим творил чудеса. И они веровали Богу, веровали в то, что Он Всемогущ, и если Он - Любовь, то Он обязательно откликнется на их просьбу и на их отчаянный вопль. Это было в сердце этих людей – праведная вера, упование на Бога, согласие с тем, что есть, но желание, как свойственно человеку, быть целым. Каждому человеку хочется быть целым, даже тем, кто имеет все в своей жизни обыденно нормально, всегда стремится к бо́льшему. А те, кто неполноценен, конечно, по праву желают восстановить свою целостность.

И вот эти люди, которые не имели зрения, они милостью Божией были просвещены. Но, когда происходил этот момент, даже сложно представить, что испытывали люди, находящиеся столько лет в неведении, в неспособности видеть белый свет. И потому, когда Иисус запретил им рассказывать о том, что Он совершил, люди не нашли в себе силы, чтобы умолчать. Настолько была велика их радость, настолько было велико вот это потрясение от того, что все же совершилось вот это неожиданное и непостижимое. Нам, тем, кто умеет видеть, трудно представить, как это – не видеть и прозреть. Нам только лишь хочется прозреть духовно. Я надеюсь, что многие хотели бы этого. Но и духовное прозрение совершается очень тяжело.

И потому сегодня мы часто обращаемся к Священному Писанию и к трудам святых отцов, посещаем богослужения, участвуем в Таинствах, но так и остаемся слепыми духом. Мы так и не прозрели Истину – Истину, которую Христос принес на землю. Мы так и не поверили в то, что по-Христову является правдой. Мы так и не приняли Небесные критерии жизни. И потому мы тоже слепы духовно. И потому как эти два слепца тоже должны, можем, взывая ко Христу, просить у Него исцеления. Но не знаю, сможем ли мы на вопрос Христа: «Веруешь ли, что исцелишься?», ответить так же утвердительно, как эти двое. Потому что наше маловерие и самолюбие часто очень мешают нам быть правильно верующими – верующими так, как Господь написал нам, открыл нам в Своем Священном Писании.

Мы с вами тоже слепы: слепы потому, что нас ослепляет гордость; слепы потому, что нас ослепляет самомнение и непослушание. Вот и эти люди, даже получив запрет о том, чтобы рассказывать о случившемся, не смогли исполнить этого малого послушания и сделали по-своему, и рассказали о том, что совершил Господь. Казалось бы, люди бы и так поняли, что это чудо, ведь они доселе не видели, а теперь стали зрячими. И, наверняка, те, кто были свидетелями, понимали, что главное - не проповедь того, что Христос творит чудеса, потому что для Него это просто, потому что для Него это естественно, а чудо заключается в вере, в той вере, которая способна сделать человека усвоить чудотворение Свыше. Ведь Господь постоянно сотворяет о нас чудеса. Но мы не приемлем их, потому что не имеем инструмента, которым принимается это чудотворение, потому что не имеем праведной, твердой, истинной христианской веры, потому что полны заблуждений, подмен, суррогатов, различного рода умствований, порой далеко не христианских – языческих.

Потому нам трудно прозреть духовно. И потому часто, когда начинается беседа о духовном, человеку становится скучно, неинтересно, потому что он не понимает, о чем идет речь. Потому, когда приходит человек в храм Божий со своею бедой, а в ответ слышит: «Вглядись в себя», человеку становится неинтересно, ему становится странно слышать подобного рода слова, и он уходит в недоумении, не понимая, а где же здесь чудо, за которым он пришел.

Забывает человек или не понимает, или не хочет понимать, в чем действительно инструмент, ключ к открытию этой двери, через которую проистекает Божия благодать. Это -праведная вера, вера, которая принимает Бога целиком и принимает от Бога все со смирением, если не с радостью.

Те, кто исцеляются от духов нечистых – это происходит благодатью Божиею, потому что человек не способен сам изжить из себя зло. Человек не способен вообще на многое, потому что сам себя изуродовал грехом. И те природные свойства, которые от сложения мира даны человеку в право пользования, он сам испортил, сделал немощными через грехопадение. И поэтому человек не может сам очиститься от зла. И лишь волею Божиею, Его благодатью и благословением исходят злые духи. И не может другой человек другому помочь исцелиться от зла. Только благодать Божия, приходящая в сердце, исцеляет. Другой человек другому может только помочь расположить свое сердце таким образом, устроить себя внутренне так, чтобы принять эту благодать, которая его может исцелить.

Но все это сказки, что кто-то может кого-то от чего-то спасти просто силою своего внутреннего усилия. И даже если чудотворили святые отцы, чудо совершал Господь через любовь того, кто обращался к Нему, через любовь, которая проистекала на недужных, на несчастных, на немощных, а не на свое «эго», через любовь, которая дарилась людям по-христиански. Подражая Христу, проистекала эта любовь и чудотворение на людей, а не как сегодня: из-за любви к себе многие хотят исцелять, чтобы прославиться, многие хотят слыть чудотворцами, чтобы быть великими. Но это не христианские вещи и не христианские понимания. Они ведут в никуда, в тупик, наипаче – к погибели.

И те, кто в те времена не видел во Христе Господа, тем, кому было неудобно в Нем видеть Господа, они говорили, что Он совершает чудеса силой нечистою. Как и сегодняшние неверы и богохульники, они в полной мере уподобились тем богохульникам первых веков, которые говорят, что Христос не Бог и что в Нем нет благодати, потому что им неудо́бно веровать в это. И они хотят, чтобы в это не веровал никто. Потому что если будет вера во Христа и в силу Его благодати, тогда не будет у зла шансов, не будет у зла на земле места, не будет у зла на земле власти.

И потому сегодня такая огульная и охальная проповедь против того, что свято, против того, что высоко. Потому сегодня тварь мешает святое с грязью, не боясь Творца, потому что давно поклоняется не Ему, а Его противнику. И, слава Богу, что Господь никогда не взирает на эту человеческую немощь, что у Него нет способности обидеться или оскорбиться, что у Него нет способности более не помогать человеку за его отступничество.

И, как сказано в сегодняшнем Евангелии, Господь продолжает Свое дело, продолжает Свое добро и Свою любовь изливать на тех, кто готов, кто хочет научиться понимать Христа, научиться Его праведно видеть, вдыхая Евангельский воздух как целительный, как спасительный для души. Кто, внимая Евангельским словам, старается все, что может, перенести из них в жизнь, и как бы это не было неудобно, понимает, что неудобство по-земному вовсе не значит  - плохо или пагубно. Неудобство по-земному – это значит то, что человек принимает Небесные Знания, Небесную Истину, восходит от слабости к силе, от незнания к пониманию, от того, что погибал – ко спасению.

И если мы сегодня не просто так посещаем Божественную Литургию, не ради себя приходим в храм Божий, как это часто бывает, что люди переступают порог храма не для того, чтобы поклониться Богу Вышнему и принести Ему малую жертву трудов, терпения, любви и милости, а для того, чтобы ублажить себя и выклянчить что-нибудь у Бога, у Его любви для себя.

Да, человек так устроен, что он любит, когда любят его. И потому многие приходят к вере, якобы к вере, потому что им нужен Бог - Любящий, потому что ему нужна Матерь Божия - Любящая, потому что ему – любящему себя – удобно будет вместе с Ними себя любить.

Но вера не в этом. И любовь христианская состоит вовсе не в том, чтобы пользоваться Божией любовью. Любовь христианская состоит, чтобы свою́ любовь посвятить Богу и Его правде, и, как следствие, сделать счастливыми тех, кто вокруг, не принося им не только зла, а всячески дая им добро. И в этом - разница понимания сегодняшнего в отношении христианства.

Если вы хотите быть настоящими христианами, помните, что счастье – отдавать, а не принимать, счастье – жертвовать, а не потреблять, счастье - быть нужным, а не искать того, кто тебе сделает услугу, счастье – мочь подарить любовь, а не потребить ее. Это - истинное счастье любого человека: земного, небесного, мудрого и не очень. Только лишь сердцем нужно захотеть увидеть в Господе Его Божество, Его величие, Его чистоту, Его святость, Его жертвенность и научиться от Него Его кротости и смирению, тому нескончаемому добру, которое никогда не иссякнет, которое никогда не ослабнет, которое никогда и никто не сможет преодолеть или победить. И каждый из нас без лишнего пафоса в своей обыденной жизни может, способен принять и усвоить даро́ванное Христом.

Пусть прочитанные нами в очередной раз Евангельские строки помогут каждому из нас это сделать – услышать призыв Христов, услышать Его заповеди, как исцеляющие душу, спасающие нас от собственных бед, которые мы сами себе нагромождаем в жизни. Пусть Евангелие поможет нам дышать праведным воздухом Небес, а не земным смрадом.

Желаю вам в этот воскресный день благодатью Воскресшего Господа нашего Иисуса Христа милости, здравия, сил для того, чтобы этот земной путь пройти достойно, по-христиански.

Храни вас всех Господь!
 
Настоятель храма Рождества Христова иерей Олег (Гадиров)
 
 



 
РПЦ
Митрополия
Оптина
Закамье