Проповеди » prop_2013 » Воскресная проповедь. Христос и самарянка

2 июня 2013 г. Воскресная проповедь. Христос и самарянка





 (Продолжительность 13:47)

Христос Воскресе!

Дорогие братья и сестры, в этот воскресный день мы с вами прочитали Евангелие о том, как Христос беседовал с самарянкой (Ин. 4, 5-42). Эта неделя так и называется – неделя о самаряныне. И в этом рассказе, как и в прочих отрывках Евангелия, есть достаточно моментов для того, чтобы каждому из нас поразмыслить над тем, что же сообщает нам Евангелие, что дает оно нам в жизни, к чему призывает, чему научает и чем мы обязаны отозваться на этот призыв и это научение.

Дело в том, что вот эта беседа у колодца Иаковля, которая состоялась между Христом и самарянкой, несет в себе огромное количество духовных смыслов, которые необходимо усвоить каждому из нас. К сожалению, короткие границы проповеди не позволяют вложить и обозначить весь смысл сказанного в этом. Но мне бы хотелось, чтобы вы обратили внимание на то, что́ означает призыв Христа «кланяться Богу духом».

Наше сердце человеческое, как та Самария: она хоть и ожидает Мессию-Христа, она хоть и знает о том, что подобает кланяться Богу, но как всегда далеко от Него. Вглядитесь в него, вглядитесь внимательно в свое сердце, и вы увидите, что там все, что угодно, но только не Господь, только не правда Евангельская, только не жизнь в любви и верности Богу. И как бы ни были велики слова Священного Писания, и как бы ни были значительны и мудры слова святоотеческие, как бы праведна ни была проповедь – сердце человеческое часто не отзывается ни на то, ни на другое, ни на третье. И происходит это именно оттого, что человек, как те самаряне, утеряли смысл истинной веры. Они придумали, как и наше сердце, себе иное вероисповедание, хоть ждали Мессию и верили во Христа, но жили и кланялись иначе – вне закона. Потому самарянка и удивилась, что Христос заговорил с ней, поскольку самаряне для иудеев были теми, с кем нельзя было разговаривать и к кому нельзя было прикасаться именно за их неправедную веру и неправильное понимание Бога.

Вот и наше сердце – оно само себе создает Православие. Оно само себе выдумывает законы и правила, по которым ему удобно жить, по которым ему хотелось бы жить. Но при этом оно – в самолюбии и самопоклонении, что самое страшное.

Как та гора, которой кланялись самаряне, вот наше сердце – это та гора, которой кланяемся мы и которая закрывает от нас Бога, которая закрывает от нас этот Источник живой воды, текущей в вечность. Наше сердце - неверное - придумывает себе условия жизни, при которых оно желает быть ненаказанным даже за самые страшные грехи, как и эта самарянка. Она считает, что у нее нет мужа, хотя она была много раз условно замужем, но она не видит в этом греха. И если бы Господь тонко и точно не обличил, она бы никогда этого не поняла. Наше сердце лукавое готово простить себе самому все, что угодно и забыть про свои самые страшные грехи легко и свободно, но неспособно прощать других.

Наше сердце, как та самарянка, желает иметь то, что хочет, но не нести за это ответственности. Она не верит в то, что кто-то еще кроме Иакова, который дал им эту возможность испить воды – живой воды,  которую она видит только лишь в вещественном значении. Она не видит иной воды, она не видит иной воды – духовной. И когда ученики говорят Христу: «Учителю, поешь!», Он говорит: «Не нуждаюсь в пище телесной. Моя пища иная», – говорит Он. Говорит нам, потому что мы все зациклены на земном, потому что за вот этим завалом земных обстоятельств не способны разглядеть ничего большего! Мы - несчастные люди, и наше несчастье – оно в том, что мы сами ослепили себя и сделали неспособными понять главное. Главное, что над нами, что над миром, что над всеми нашими мелкими, жалкими, ничтожными ценностями – То, что несказанно важнее для каждого из нас должно бы было быть, если бы не одно обстоятельство: то, что мы кланяемся Богу не духом. Мы кланяемся Богу только тогда, когда у нас есть корысть или выгода. Но разве может быть вера корыстной? Разве может быть любовь, ищущей выгоду?

Посмотрите, как мы ведем себя: для нас уже перестали быть святынями Храм Божий; для нас перестали быть святынями Святые иконы; для нас перестали быть святынями Святые Тайны. Мы дерзостно входим в Храм – нет трепета в сердце; мы ведем в Храме себя, как желаем, как нам нравится, и считаем, что имеем на это право. И когда нас воспитывают или укоряют, мы возмущаемся, потому что никого и ничего не видим за собственным «эго», потому что наше сердце предано не Богу. Потому мы и веруем так слабо и так условно, потому мы свою веру выдумываем себе, потому что мы не знаем, что есть вера истинная. И как это – веровать истинно? Потому что мы привыкли к товарно-денежным отношениям, потому что мы стремимся жить «дашь на дашь» и не можем понять: как это – любить Бога, ничего не имея материального?

Духовное счастье, духовная радость и духовное поклонение для человека земного, для человека, который укоренился всем своим естеством, всеми своими силами в землю, невозможно понять, что́ же есть радость в Боге. Потому что человек несвободный, человек, находящийся в рабстве у условностей - у человеческого мнения, у гордыни, в зависимости от власти, в зависимости от денег, в зависимости от брюха, в зависимости от других обстоятельств жизни не способен поклоняться праведно Богу. Потому что для того, чтобы это совершилось – праведное поклонение – нужно изъять условности из сердца, нужно перестать пользоваться всеми и вся, нужно перестать расценивать жизнь, существующую для твоего блага. Нужно себя́ расценивать, как существующего для блага чьего-то, для какого-то служения существующего. Но человеческое сердце, ищущее выгод, не способно понять, что оно стучит и движется – должно́ движется – ради чего-то большего, чем оно само. В этом смысл существования любого человека.
И вот Господь приходит – приходит даже тогда, когда человек заблуждается, касается сердца, касается для того, чтобы не оставить человека безнадежным, для того, чтобы дать ему шанс опомниться, для того, чтобы человек нашел и понял, что есть такое – кланяться Богу духом.

Но как часто не хочется говорить слов, видя, как они не доходят до человеческих сердец, видя, как они сталкиваются о стену самооправдания, самолюбия, а часто – безумия, в котором пребывает сегодня человек.

Но говорить надо… Надо! Надеясь и уповая на Бога, на Его милость, на Его любовь, на Его́ возможности и способности уповая. Надеясь на то, что из миллионов тех, кто сегодня условно православен, к концу своей жизни хотя бы единицы смогут обрести истинную веру и отринуть заблуждения мира, отринуть заблуждения эгоизма и гордыни, увидеть истинный свет и правду во Христе и понять, в чем истинное предназначение человека.

В Попразднество Пасхи Христовой каждое воскресенье мы с вами поем тропарь Воскресению Христову. Но воскресли ли мы со Христом? Или для нас с вами это так же, как для прошлых безбожных времен только Праздник, когда нам нужно совершать внешние проявления? Для чего это все было сделано? Для чего все это было написано? Для чего было совершено Богом это величайшее деяние, невмещающееся во Вселенную? Для чего воскрес Христос? Для того, чтобы мы не видели Его воскресшим? Для того чтобы оставались мертвыми? Разве для этого?

Ведь тот человек мертв, кто живет мертвенным, кто живет тем, что способно к разложению и тлению. Потому Господь и сказал: «Собирайте себе сокровища на Небесах, где тля не тлит и воры не воруют, где никто не тронет вашего богатства духовного». А на земле все пропадет, все сгинет. Здесь нет ничего вечного. Но доколе человек будет, копаясь в грязи, искать счастья там, где его нет? Доколе человек, совершая тяжкие проступки, будет укорять Бога за то, что он несчастлив, и за то, что его жизнь – неполная чаша?

Вот этот Источник живой воды – Господь Иисус Христос. Приди и пей! И если бы мы знали, что такое вкусить этой воды духовной, мы бы никогда не отстали от этого источника. И, более того, никогда не знали жажды, то есть никогда не знали ни несчастья, ни горя, ни страдания и ни беды, потому что мы были бы причастниками той самой великой Истины, в которую так слабо верим, которой так слабо верны, хотя и зовемся великим и достойнейшим названием – Православные.

Сегодняшний день, как и многие прежние, дают нам с вами возможность поразмыслить, заставить себя одуматься, перестроить свою жизнь пока еще не поздно, потому что «смерть-то, она ведь не за горами, а за плечами» – по словам святых отцов. И каждому из нас придется познать скорбь заблуждений, скорбь невозможности исправить то, что уже неисправимо, скорбь потери того, что было дано, даровано бескорыстно Богом - каждому из нас предстоит познать. Но есть еще время совершить усилия, чтобы что-то принять из дарованного Богом. И увидеть, и понять, и совершить это поклонение Богу духом не ради чего-то, не потому что́, не за́ что-то, а потому что это – естественное желание, это – естественная нужда, это – самая́ жизнь, это – самое высшее человеческое счастье.

Храни вас всех Господь!

Настоятель храма Рождества Христова иерей Олег (Гадиров)




 
РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ
РПЦ
Митрополия
Оптина
Закамье