Проповеди » prop_2013 » Воскресная проповедь

26 мая 2013 г. Воскресная проповедь в неделю о расслабленом





 (Продолжительность 21:36)

Христос Воскресе!

Братья и сестры, сегодня неделя, в которую мы с вами вспоминаем Евангелие, рассказывающее нам об исцелении расслабленного. Целая неделя посвящена этому событию. Конечно же, это не случайно, потому что в любом установлении, которое нам дает Святая Церковь, имеется глубинный духовный смысл. Но, к сожалению, многие из нас об этом не задумываются, поскольку отношение наше к жизни церковной, к сожалению, мягко говоря, далеко от идеального. Большинство людей, которые сегодня считают себя крещеными в православии, к сожалению, удовлетворяются только лишь самим фактом участия в Таинстве Крещения. Более того, они почему-то считают, большинство людей, что, если однажды над ними совершено это Таинство, то они уже автоматически спасены, что категорически не так. Недаром в Евангелии говорится о том, что «кто веру имеет и крестится, тот спасен будет, а кто не имеет веры, тот погублен будет» (Мк.16,16).

Что значит «не имеет веры»? А это значит, что человек не просто не знает о существовании Бога, а не имеет праведной веры, праведной христианской, спасительной жизни, мыслей, слов, поступков, соответствующих Евангелию и заповедям Божиим. Многие сегодня считают, что церковная жизнь не так важна, как мирская. Те самые процессы, которые отделили Церковь от государства в свое время, оставили неизгладимый след на душах и сердцах многих поколений. И вот и сегодня многие разделили свою жизнь на жизнь частную, свою, и на иногда – жизнь церковную, которая, к сожалению, заканчивается редким посещением храма и редким участием в церковных Таинствах. Это говорит лишь о том, что человек не осознает ни значения веры, ни значения Бога, не имеет с Ним живого общения и не является тем, кому Бог необходим как воздух.

Сегодняшний Евангельский отрывок повествует нам о том, как Христос исцелил расслабленного человека – человека, который не мог передвигаться довольно продолжительное время – тридцать восемь лет. Даже страшно представить такую продолжительную болезнь, сопровождающуюся постоянными страданиями и постоянным одиночеством, постоянным непониманием и презрением со стороны окружающих. Никому ненужный человек, который ни на что не надеялся, только лишь на этот чудотворный источник, который был в Иерусалиме на общей купели, в которой единожды в году Дух Святый, касаясь этого источника, возмущал воду и делал этот источник чудотворным. Тот, кто первым касался этой воды, опускаясь в нее, получал исцеление.

Для чего было нужно ему это исцеление? Наверное, даже и размышлять не стоит. Сам факт такого долгого пребывания в болезни, конечно же, не добавлял человеку ни сил, ни способностей жить, ни смысла в жизни. Пытаясь выбраться из своего печального состояния, он каждый раз, вылёживая целый год, выживая с трудом, ожидал, что вот уж на следующий-то уж точно ему удастся исцелиться. Он ждал этого, как самого главного в жизни. Целый год… а так – тридцать восемь лет гряду. И он не отчаялся и не впал в окончательное уныние, он не опустил своих рук. Его надежда, его жажда жизни двигала его к цели. И, казалось бы, со стороны глядя, можно было уже давно отчаяться и умереть от горя оттого, что ты не способен ни к чему, всеми забыт и никому не нужен. Но Божией милостью этот человек имел то самое дорогое, что необходимо каждому православному человеку – стремление стать нормальным. Потому что все мы духовно расслаблены, все мы духовно немощны. И не только духовно, но часто и нравственно, и морально слабы, хотя напридумывали о себе высоких сказок. Хотя в прелести своей часто считаем себя кем-то из хороших, лучших или положительных. Но, несмотря на этот самообман, бывают минуты в жизни, когда человек отчетливо понимает свою немощь, свою слабость и свою никчемность. Ему сложно и трудно в этом признаться. Самому себе страшно об этом сказать. Но там - в сердце и на подсознании - он это понимает.

На что остается надеяться человеческой немощи? На что остается уповать? На чудо? Так и делают сегодняшние люди. Они не ищут Господа, они не жаждут единения с Ним в вечности. Людям нужны чудеса. Нужны чудеса, которые сделают так, как нужно человеку. Но человеку греха, не человеку истины, не человеку Божиему.

И вот этот человек не потерял веры, не потерял надежды и стремления стать нормальным, принести пользу в своей жизни, чтобы не просто прокоптить этот воздух, остатки своей жизни, а смочь быть еще полезным кому-то. Он, вероятно, лучше других ценил жизнь, потому что не имел ее как таковой. А те, кто ходят вокруг, те, кто и сегодня на своих ногах, те, кто, слава Богу, не познал, что такое невозможность встать – они до сих пор ропщут по мелочам: они недовольны качеством пищи и обслуживания, они недовольны тем, что неспособны ценить, потому что принимают все, как должное, как заслуженное. И не понимают, что любой из живущих на Земле мог оказаться на месте этого несчастного. Ведь там, в этом приделе, около этой купели, как сказано в Писании, было множество больных, хромых, сухих и прочих больных людей. Они ждали этого движения, они ждали этого прихода Духа Святаго для того, чтобы этим Святым Духом, окрепнув, восстать из руин своих болезней.

И мы, приходя в Храм Божий, мы, приходя к вере, должны приходить к Богу, как к единственному источнику, к единственному Божественному Благу, которое оживотворяет и восстанавливает нашу духовную разруху, которое воскрешает и исцеляет Единым Словом нашу никчемность, леность, нерадивость, наше самолюбие, которое помрачает разум и делает человека неспособным быть причастником правды.

Господь говорит: «Что же ты здесь ожидаешь?» Он говорит: «Господи, не имею человека, который помог бы мне прийти к этой купели, и каждый раз кто-то меня опережает». И тогда Господь говорит ему: «Восстани, возьми одр свой и ходи».

Тридцать восемь лет без движения… Просто так… Встать и пойти… Только тот, кто лежал долго и безнадежно понимает, что это невозможно. Но невозможное – для человека, для Бога же возможно все. И этот человек, утвержденный в своих слабостях, обрел силу там, где ее не было. Он встал, и не просто встал, а взял тяжелый свой одр и пошел. Но мы не слышим вокруг радости. Мы не слышим вокруг ликования. Мы слышим упреки тех, кто опять смотрит не на то. Не на то, что человек после такого долгого страдания чудесным образом, совершенно непостижимым для человеческого разума, встал на свои ноги. Мы слышим ропот: «Что ты творишь? Сегодня суббота! Как ты посмел взять одр свой!» Часто и мы, думая, что мы верующие люди, тыкаем друг друга в лицо и говорим: «Как ты можешь! Что ты творишь!», считая себя правыми, думая, что мы утверждаем истину, а сами совершаем грех безразличия и осуждения в гордыне своей, не видя главного: не видя радости от того, что человек погибал и воскрес, был безнадежен и приобрел такое безценное дарование – стал полноценным человеком. Да, ему еще многому придется учиться, потому что то время болезни, которое он прострадал в одиночестве, многое отъяло в умениях. Но то, что он встал, дает надежду на то, что он научится всему необходимому в праведной жизни человека.

И потому, когда люди приходят в Храм и вместо добра получают осуждение и нетерпение – это страшный грех. Не нам судить людей! Над нами Бог – Един Судья! И если человек переступил порог Храма, каким бы он ни был, не нам указывать ему как, когда, сколько и что ему сделать. Если его сердце тянется к Богу, Он определит Сам, по Своему милосердию этому человеку когда и как ему совершенствоваться. Наша же задача – уметь увидеть в этом моменте великое чудо и великую радость: когда человек, много лет блуждая мимо Храма, наконец, нашел в себе силы и желание переступить через этот порог. С разными чувствами приходят люди в Храм: кто-то с трепетом, кто-то со скорбью, кто-то со злостью, кто-то с обидой. Но они приходят в Храм, приходят к Богу – к Тому Чудотворцу, Единственному славному в благодати, Который может принять всех, потому что у Него нет пасынков и падчериц, потому что Он любит всех одинаково. Даже если мы считаем кого-то недостойными этой любви, Бог любит их, несмотря ни на что. И потому тот, кто приходит в Храм – он равноправный член Церкви. Он приходит прикоснуться к величию Бога. Он приходит хотя бы попробовать попытаться обрести Его в жизни, хотя бы несколько шагов с Его благословением сделать по пути к духовной жизни.

 А как тяжелы эти шаги знает только тот, кто этой жизнью духовной пытался жить, кто в теплохладности своей, забывая о Боге каждый день и творя беззакония, не осуждал других за грехи, не видя своих, кто жил и трудился над своей немощью, кто пытался воспитывать себя, запрещать себе быть плохим и злым, недобрым, нечестным. Кто запрещал себе быть причастником тьмы, тот знает, как тяжелы эти шаги по пути духовной жизни. Тот знает, как больно ступать по раскаленным камням, по углям неостывшим ступать. Тот знает, как больно, когда все вокруг надсмехаются и издеваются над твоей новой жизнью, когда ты странен и непонятен для мира, который живет совершенно иными, антихристианскими понятиями.

Каждый из тех, кто сделал несколько шагов по милости Божией в духовной жизни, знает, как тяжело одиночество в толпе; знает, как больно и как радостно одновременно, быть Христовым. И потому этот человек не знал, что Позволивший ему ходить – Мессия. Он не знал, как Его зовут. Он не знал, почему Этот Человек позволил ему встать. Он просто не мог думать больше ни о чем, как о том, что он вновь стоит на ногах. Он на какое-то время как будто стал не от мира сего. И когда его спросили: «Почему ты в субботу носишь свой одр?», он не нашел ничего более сказать: «Человек сказал мне взять одр свой и ходить». «Кто этот человек?» - спросили его. «Я не знаю, – сказал он, – Он просто сказал, я взял одр и пошел». Если бы мы так исполняли Евангельское Слово. Если бы мы так же безоговорочно верили Христу, как этот человек, не испытывая Его, не проверяя на истину и искренность, не подгоняя Его слова под свои удобства. Если бы мы так же, раскрывая Евангелие, слыша Слово Божие, брали свою немощь и несли ее ко Христу… Только лишь одно в голове: «Не знаю, почему. По-другому не могу. Он сказал, и я иду». И никто не может остановить такого, никакие скорби, никакие страхи, никакие псевдозаконы, никакие псевдоправила, потому что есть единственный закон, единственная правда – в Боге. Бог – единственная Правда.

Неделя о расслабленном… Не повод ли это нам, расслабленным, встрепенуться. Не повод ли нам, расслабленным, задуматься, что мы в отличие от этого Евангельского персонажа даже не делаем попыток для того, чтобы измениться. Даже не движемся к этой купели, чтобы восстать. Даже не ждем и не надеемся на милость Божию о нас. Неужели мы так и будем лежать у Источника живой воды, текущей в вечность, умирая от жажды? Неужели у нас недостанет разума увидеть, что все вокруг – ложь, кроме Христа и Его слова? Неужели у нас не хватит разума понять, что нет иной жизни - нет иной жизни, просто не существует, как жизнь по слову Божию.

И в этот день нам всем, расслабленным, остается молить Христа и просить Его милости не презреть нашу немощь и помочь нам хотя бы начать желать восстать из руин нашей немощи. Хотя бы научиться задумываться о том, что мы – не в правде, и не живем, потому что без Бога. Чтобы наша теплохладность Его благодатью и милостью была преодолена, чтобы мы, просвещенные светом Божественного Слова, теплом Божественной Любви, научились быть верными – верными Тому, Кто Своей любовью покрывает всех, даже тех, кто ее не знает, не чувствует и не хочет.

Сегодняшний воскресный день в Попразднество светлого дня Христова Воскресения дает нам с вами память о нашей немощи и о всемогуществе Бога. Дает нам с вами память о том, что Бог спас все человечество, все без исключения – каждого из вас. И только от нас зависит –  хотим мы унаследовать это спасение или нам это не нужно.

Пусть эта благодать Святаго Духа, которая упоминается при схождении в Святой источник, сегодня коснется ваших сердец. Пусть ваши сердца услышат и протянутся в ответ на Любовь Божью, на Его Божественное Слово. И пусть это Божественное Слово поможет вам восстать – восстать и ходить за Христом и в этой жизни, и в вечности.

Храни вас Господь!

Настоятель храма Рождества Христова иерей Олег (Гадиров)




 
РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ
РПЦ
Митрополия
Оптина
Закамье