(Продолжительность 16:05)
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Сегодня Праздник Входа Господня в Иерусалим. В простонародье его называют Вербным Воскресеньем. Но, пожалуй, в наше время за вербами больше ничего в этом празднике люди и не видят. Не видят ни его смысла, ни его значения, ни той пользы, в понимании которой несет нам этот день. Праздник называется Вход Господень в Иерусалим. Именно так, а не иначе в церковной традиции звучит название этого праздника. Есть еще название «Неделя цветоносная», или «Неделя Ваий», но и это название связано с тем, что в этот день Входящего в Иерусалим Христа встречали люди с цветами и ветвями деревьев в руках.
У нас с вами на территории нашей страны пальмы не растут. По крайней мере, в нашей средней полосе их нет. И поэтому первое, что являет весной жизнь среди деревьев и растений – это ива и верба. И потому вот эти пушистые веточки принято в этот день приносить в храм. Но в молитве, которая звучит на освящение этих самых ветвей, ни слова про ветви не сказано. Молитва освящает человека - человека, пришедшего в храм встретить Христа. Мы за суетой повседневности, за мелочами обыденности, за полуязыческим отношением нашим, увы, к праздникам христианским не видим главного, что являют эти праздники собой. Вот приобрели люди вербы, принесли их в храм освятить и унесли домой. Но даже история праздника говорит о том, что люди, которые встречали Христа, они ничего домой не уносили, а напротив, они снимали с себя одежду верхнюю и постилали под ноги Грядущему на ослике Христу, срывали с деревьев ветви и постилали под ноги, приветствуя Бога, Царя Израилева, приветствуя Его и восклицая Ему: «Осанна!».
«Осанна» в переводе с древнееврейского означает «спаси же». И в те времена люди, встречающие Христа, не встречали Его как Мессию. Не видели они Мессии в Нем. Они были удивлены тем, что воскрес Лазарь, тем, что Иисус воскресил четверодневного покойника. И люди, ценящие земную жизнь больше, чем что-либо на свете, грехи, в которых они пребывают, мелкие земные радости, они подумали: «Вот, это тот самый Царь, который нам нужен, который сделает нашу жизнь безконечной, который, если даже мы умрем, воскресит нас, чтоб мы снова и снова могли наслаждаться этой жизнью земной». И они встречали Его именно поэтому – потому что совершилось то, чего каждый боялся больше всего на свете: умереть боялся каждый. Но раз воскрес Лазарь, воскрешенный Христом, значит, возможно, что воскреснут и остальные.
И вот, удивленные эти люди, пораженные этим чудом, радовались тому, что появился Такой Человек. Но так и не поняли они смысла этого воскрешения из мертвых. Так и не поняли они значения вхождения Христа в Иерусалим. Думаю, что и мы до сих пор, в большинстве своем, не поняли значения этого вхождения. И для нас по-прежнему важнее наш пучочек вербы в руках. И для нас по-прежнему важнее вот это личное, мое, частное, субъективное, которое я могу унести к себе и властвовать, и владеть, и пользоваться – это важнее. Поэтому так шумно и толкотливо в храмах. Потому что о Христе никто не думает, Христа забыли, помнят про вербы. Праздник - в вербах, а не во Христе.
Но входит Господь в Иерусалим. Понимаем мы значение этого входа или не понимаем, Он совершает это. И входит Он в Иерусалим не только земной, Он возвращается в Иерусалим Горний - туда, откуда Он и пришел на грешную землю для того, чтобы спасти наш неблагодарный, злонравный человеческий род. Он пришел в Иерусалим для того, чтобы совершить главное – отдать Себя на смерть. На смерть отдать Себя ради человеческого рода, чтобы этот род человеческий тоже смог войти в Иерусалим, но в Горний, в Обители вечные, туда, где царствует безконечно и безраздельно Святая Троица.
Христос пришел в Иерусалим для того, чтобы открыть для нас Иерусалим Небесный. Чем же открыть? Крестом Своих страданий… И те люди, которые сегодня в этот день кричали ему: «Осанна, благословен Грядый Царь Израилев!», через несколько дней будут истошно вопить: «Распни Его!». Вот такой род человеческий. Вот так быстро меняется его представление о добре и благе. Вот так быстро может отказаться человек от своего благого расположения. Вот так быстро может стать из прославителя - убийцей. Вот так быстро может стать из любящего - ненавидящим.
Входит Господь в Иерусалим, встречают Его дети. Дети рады входу Господню, потому что они, как и Ангелы Небесные, понимают, что это грядет Господь, Спаситель мира, Тот, в Ком вся надежда и все упование Вселенной, каждого жившего, живущего и будущего жить на ней.
Входит Господь в Иерусалим, входит в каждое сердце, готовое принять Его. И наши с вами сердца тоже могут стать Иерусалимом, принявшим Христа. Принявшим Его, но не распявшим Его. Сегодня, собираясь в храме Божием, мы должны отчетливо для пользы собственной души и спасения в вечности понимать, что мы собрались воскликнуть Господу: «Осанна, спаси же нас, Христос! Нет у нас иной надежды, нет у нас иного упования, не на кого нам больше возложить свои чаяния. Ты - Единственный, Грядый сегодня в Иерусалим на вольную смерть, Ты способен спасти нас всех вместе взятых и каждого в отдельности. Мы пришли, Господь, воскликнуть Тебе нашу немощную благодарность, мы не способны ни к чему, увы. Но мы счастливы оттого, что Ты призрел нашу немощь, что Ты не вменил нам в смерть наши грехи и что вместо того, чтобы уничтожить нас за наши беззакония, Ты вновь даруешь нам шанс, величайшую возможность навсегда остаться с Тобой».
Входит Господь в Иерусалим. И снимают с себя одежду люди и постилают Ему под ноги, повергая своего ветхого человека пред Новым Заветом, повергая свои заблуждения оземь, воспринимая Свет Божественный, воспринимая новую жизнь, рожденную в Крови Христовой. Мы собрались сегодня не для того только, чтобы принести домой частицу благословения. Мы собрались сегодня для того, чтобы встретить Христа и сохранить Его навсегда и распяться самому ради Него, но более не распинать Его своими грехами.
Впереди Страстная Седмица. Путь на Голгофу. Страшный, томный, болезненный, безжалостный путь добровольных мучений за род человеческий. Господь идет к нам навстречу, и скоро на Кресте Он Свои объятия для всех откроет. «Приидите ко мне вси», – говорит Господь (Мф. 11, 28). Он зовет, не требует, не приказывает. Он зовет всех тех, кто готов услышать, кто готов не просто устами восхвалять Бога, не просто говорить о том, что он верует, а явить своей жизнью преданность Богу. Явить своей жизнью любовь и веру во всем, во всех ее проявлениях.
Сегодняшний Праздник – Праздник Христа, Господа нашего, торжество Его Любви, торжество Его милости, Его смелости в добре, в вечности. Он приходит для того, чтобы с нами поделиться всем тем, что есть у Него. Он сегодня входит в Иерусалим и вносит с Собою все то безграничное и безконечное, что свойственно Божеству. Он приносит это нам безкорыстно и безвозмездно, только бы мы захотели принять.
И дай нам Бог, если мы сможем сегодня искренне воскликнуть: «Благословен Грядый во Имя Господне!», никогда не отречься от этих слов, от этого чувства, от этой преданности Богу. Пусть сегодняшний день и те ветви, которые вы принесли с собою в храм, будут напоминанием начатка новой жизни, обетованием, которое Христос сегодня дару́ет каждому, кто хотя бы немного готов слышать; каждому, кто готов почувствовать; каждому, в ком еще осталась хотя бы малая толика веры и добра. Пусть принесенные вами в дома освященные в храме вербы станут символом победы добра над злом, жизни над смертью, правды над ложью. Пусть станет очевидным, что Тот, Кто сегодня на ослике – символе мира – въезжает в Иерусалим, приносит мир в сердце каждого, каждого сердца, кто ждет этого мира Христова, кто ждет этой благости благодати бытия с Богом. Приимите Его сегодня, сделайте Его Царем вашего сердца. И возможно, Его же милостью и Его же благодатью Он примет вас в вечности в Свой Небесный кров.
С праздником вас, братья и сестры! Да сохранит вас Господь и благословит на грядущую Страстную Седмицу в пощениях, бдениях, трудах, молитвах, воздержании, смирении, кротости и любви дожить до Светлого дня Христова Воскресения.
Храни вас всех Господь!
Настоятель храма Рождества Христова иерей Олег (Гадиров)