Проповеди » prop_2013 » 21 апреля 2013 г. Воскресная проповедь.

21 апреля 2013 г. Воскресная проповедь. День памяти преподобной Марии Египетской





(Продолжительность 17:57)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры, с Воскресным днём поздравляю вас.  Поздравляю вас, тех, кто сегодня сподобился благодати Причастия Святых Христовых Тайн, этой светлой радости, и желаю вам достойно сохранить принятую от Господа благодать.

Сегодня мы с вами в это Воскресение Великого поста по традиции воспоминаем преподобную Марию Египетскую. Это поминовение мы с вами совершаем постоянно, и основой этой памяти о преподобной является пример её особого покаяния, которое легло в основу её подвига, которое круто и серьёзно изменило её жизнь и сделало её угодной Богу. И жизнь эта помогла ей стать человеком, который навсегда обрел Бога и соединился с Ним ещё на земле, прейдя с Ним в Вечность.

Но я хотел бы сегодня сказать вам несколько слов о том, что именно мешает совершиться покаянию. Мы уже говорили о том, что мы плохо понимаем смысл этого понятия, о том, что мы далеки бесконечно от знания того, что есть истинное покаяние. Но самое-то главное, что мешает нам прийти к этому пониманию, прийти к этому состоянию и чувству, - это наше укоренившееся в сердце самооправдание.

Самолюбивый человек, коими мы все, к сожалению, являемся, невольно, не замечая порой того, развивает и культивирует в себе это злокачественное чувство. Злокачественное оно потому, что, развиваясь внутри личности, совершенно парализует, совершенно погубляет, уничтожает духовный организм.

И если вы внимательно посмотрите на свою жизнь, если вы посмотрите внутрь себя или вокруг, то вы заметите, как традиционно принято всем и всегда, начиная с нас самих и заканчивая теми, кто нас окружает, оправдывать себя во всех обстоятельствах жизни, не только в мелочах, которые обычно в нашем бытие случаются, но и в вопросах глобальных и серьёзных.

К сожалению, человек не замечает, что вот эта привычка быть всегда центром вселенной, которая заменила человеку Бога, вот это своё «я», которое поставлено вместо Бога на ту высоту, которая подобает Христу, оно и порождает от врага рода человеческого постоянные призывы к такому самолюбивому организму духовному, чтобы утверждаться в этом прелестном состоянии псевдоправоты.

Вот иногда Господь в Евангелии, обращаясь к людям, спрашивает: «Что вам мнится?» И вот мы, к сожалению, большинство из нас, всё время мним о себе нечто, как правило, того, что в реальности нет и не хотим видеть тех проблем и тех духовных повреждений, которые нам, к сожалению, присущи.

Вот это самооправдание - тот самый греховный яд, который напрочь отравляет человека, который делает покаяние невозможным. Самооправдание отнимает у человека духовный разум и лишает его способности не просто самокритичного отношения к себе, а отнимает у него в принципе начало, которое могло бы стать продолжением, которое привело бы его к покаянию. То, что заграждает от нас истину, то, что украдывает у нас путь к Богу, - это и есть наше самооправдание, которое в нас очень сильно, к сожалению, развито.

Обратите внимание, что Господь в Евангелии, особенно в те моменты, когда Он уже совершал свой путь на Голгофу, когда Он проходил через оклеветание, когда Он проходил через поругание, поношение, избиение, когда Он проходил через неправедный суд, Он молчал и не оправдывался, и «не отвечал словесе им». И даже Пилат, возмутившись, обращается ко Христу: «Мне ли не отвечаеши? Или не видишь, что имею власть: пустить тебя или казнить?» Господь кротко отвечает ему: «Не имеешь на мне не единой власти.»

Человек, который не берёт пример с Христа, превращается, сам того не замечая, из христианина в прямую противоположность того, что собою христианин должен являть. Ведь началом оправдания, отцом лжи  самооправдание и является. Ведь что такое самооправдание? Это ложь о себе самом. Это искусственное вырабатывание мотива псевдоправды, которой на самом деле нет. Но человек совершает это вырабатывание вот этой причины, чтобы посчитать себя праведником и чтобы преподнести себя таковым другому. Вот так же поступил в своё время и сатана. И он был искренне уверен, что он абсолютно прав.

И вот когда мы с вами в своей жизни слышим слова святоотеческие, что «кто праведного или неправедного обличения уклоняется, тот уклоняется Бога», для нас становится непонятным: а как же это так? Потому что мы внутри изначально расположены в неправильную сторону.

Вот и часто со стороны мы слышим упрёки: что это у вас за вера такая, что вы всё время стараетесь выскользнуть из-под ответственности? И ведь действительно, большинство из нас являют примеры бегства от ответственности, а вовсе не покаяния. Ведь многие из нас перепутали, что мы пришли не оправдываться пред Богом, а принести покаяние. А это не одно и то же!

Ведь Господь для нас уже всё сделал, мы уже оправданы Им! Нам нужно только наследовать это, нам нужно стать Его, Бога, сынами по благодати, нам нужно обожиться. Но наша привычка приводит нас к тому, что мы, заблуждаясь сами, вводим в заблуждение и остальных.

Вот и на Исповеди часто приходится заниматься странными делами, когда священник, вместо того, чтобы принимать покаяние и слёзы о грехах, вынужден объяснять людям, что не может быть такого, что нет грехов, не может быть такого, что вы прожили жизнь и не согрешили. Только Господь без греха! Удивительное и неблагодарное занятие: объяснять людям, что они грешны, на Исповеди.

А само Причастие Святых Христовых Тайн во что превратили люди, привыкшие самооправдываться Причащением? В то же самооправдание! Ведь большинство из тех, кто ходит в церковь, кто исповедуется и причащается, кто читает утренние и вечерние молитвы и соблюдает посты, оправдались этим, забывая о том, что нет трудов, не существует достаточных, чтобы исполнить всё до конца и чтобы было это достаточным для того, чтобы искупить самого себя.

Василий Великий говорит, что не может грешник дать искупление за самого себя, и другой грешник за другого не может дать искупления. Ибо тот, кто может искупить другого, должен быть несказанно выше того, кого он искупает.

Но мы постоянно стремимся самооправдываться. И вот уже в глазах окружающих мы видим себя выше их, потому что мы ходим в церковь, потому что мы причащаемся. И не замечаем, как лукавый через Святые Тайны Церковные улавливает нашу душу и, на тонком самолюбии играя, делает нас людьми, сами себя оправдавшими, которые уже и во Христе не нуждаются, которым уже и Бог не нужен, которым и то, что Он сотворил для нас, Великую Жертву принеся, не важно. Важно видеть себя убелённым, не грешником.

А ведь Господь пришёл спасать грешников, а не праведников. Ведь Господь нам постоянно напоминает: не требуют здравые врача, но больные. И мы приходим сюда, как в лечебницу для души: исповедовать свою духовную болезнь, преклонить главу пред Врачом Небесным, сообщив Ему, что мы поняли, увидели, услышали в себе эту неправду. И пришли, принесли себя, чтобы покаяться в этом, освободить своё естество от того, что мешает нам быть с Богом, а не для того, чтобы самооправдаться.

Ведь Господь нам говорит не случайно: «Аще все сие соблюдете, почитайте себя, яко раби неключимии», то есть недостойные, потому что сотворили только то, что должны были сотворить.

А кто из нас сотворил подобающее христианам? Кто из нас в полноте исполнил Евангелие или заповеди? Но тут же я слышу оправдание: а как же это возможно? А у нас вот дела... А у нас житейские проблемы... А у нас...

А у нас постоянное самооправдание! Самооправдание, доходящее до безумия порой. И человек часто оправдывает себя даже в самых страшных преступлениях, когда не имеет начатков здравого смысла и покаяния.

Вы, наверное, помните всеми вами любимый фильм «Остров» Павла Лунгина. И там в начале главный герой, по малодушию своему предав своего командира, стреляет в него. А потом, когда немецкий катер отплывает, он кричит им: «Ах, вы, такие-сякие, Тихона убили!» Вот до чего доходит самооправдание! Когда человек в безумии своём, сам совершая убийство, винит кого-то в этом. И ведь человек уверен, что он не виноват, и он готов душу свою положить за правду, свою, а не Божью. И в этом страшно самооправдание!

Самооправдание - то, что лишает нас Бога, то, что лишает нас веры, то, что делает бесполезными наши усилия в духовной и церковной жизни. Самооправдание - это то, что совершенно отнимает у нас здравый смысл и полностью повергает нас в прелесть, развивая и всячески её культивируя.

Если вы хотите прийти к истинному покаянию, если вы хотите действительно наследовать те дары, которые Господь вам благословил, те дары, которые Господь принёс каждому из вас, потому что пришёл спасать всех вместе и каждого в отдельности, пришёл спасать Церковь, вот ту Церковь, членами которой мы с вами и являемся, помните, что самооправдание - это страшный грех. Страшный грех для каждой души, которую это самооправдание умертвляет, делает жестокой, делает каменной, делает совершенно неспособной к покаянию и самокритике, самоконтролю, видению себя.

А как мы знаем из писания святых отцов, что нет большей благодати, как это ни странно для нас звучит, чем видеть себя ниже, чем вся тварь.

Вот и сегодня в Священном Писании, в отрывке Евангельском, который мы с вами читали, в ответ на просьбу принять двух апостолов одесную и ошую себя, то есть справа и слева посадить их в Царствии Божием, Господь говорит: «Пусть будет у вас не так, как у человеков. Те, кто стремятся к власти, попирают друг друга. У вас так быть не должно! У вас должно быть так: кто хочет быть старше всех, пусть будет всем слуга, а кто хочет быть главнее всех, пусть будет всем раб.»

В каком смысле нам с вами об этом говорится? Конечно, если человек занимает высокое должностное место, он не может впрямую быть работником для тех, кто у него в подчинении. Но он может заботиться об этих людях, любить их, как родных, и жить ради того, чтобы им было хорошо и благостно.

Ведь нужно понимать, что любая ответственность, будь то христианин, будь то священник, будь то начальник - это, в первую очередь, ответственность, ответственность за тех, кому ты поставлен служить, поставлен служить Богом. Не гордыне своей служить поставлен, а ради тех душ, ради тех людей, которых Господь даровал тебе под твоё начало. И здесь не может быть также никакого оправдания.

Нет оправдания злу! Нет оправдания лжи! Нет оправдания греху! И тот, кто пытается его совершить, это оправдание, всуе трудится, бесполезно живёт. Да и живёт ли вообще, если вся его жизнь становится самообманом, самооправданием?

Берегитесь этого греха! Бегите его, как геенны огненной! Помните, что это самая лёгкая ловушка для врага, чтобы уловить и погубить вашу душу!

И пусть с молитвой преподобной Марии Египетской, великой подвижницы и праведницы, восшедшей на самую высоту благодетели, добродетели и святости, о всех пред Господом нашим  испросит для нас способности без самооправдания, без самосожаления, без робости, трусости и маловерия приносить пред Богом спасительное, соединяющее с Богом, как воздух нам необходимое покаяние.

Храни вас всех Господь!

Настоятель храма Рождества Христова иерей Олег (Гадиров)

21.04.2013г.

 



 
РПЦ
Митрополия
Оптина
Закамье