Проповеди » prop_2013 » 31 марта 2013 г. Воскресная проповедь.

31 марта 2013 г. Воскресная проповедь





(Продолжительность 17:25)
 
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Братья и сестры, закончилась вторая неделя Великого поста, и сегодня мы с вами вспоминаем одного из величайших подвижников и святителей Православной Церкви - святителя Григория Паламу, архиепископа Фессалоникийского. Это человек, который своей жизнью, своим духовным опытом, своим знанием молитвы, своим умением праведно шествовать по стопам за Христом, даровал нам великие знания о том, что есть истинная молитва и что есть понятие благодати Божией.

И традиционно во вторую Неделю Великого поста мы вспоминаем этого святителя, вознося ему свои молитвы как к примеру истинной веры, для того чтобы, испросив у него помощи и заступления, укрепиться на остальное время, грядущее в посте. Сегодня также мы за Божественной Литургией прочитали с вами воскресное Евангелие, которое подобает сегодняшнему дню. В котором говорится о том, что Господь, придя в Капернаум, пребывал в некоем доме, где было множество народу, и Он проповедовал им Слово Истины.

В это время принесли расслабленного, носимого на одре, который не мог передвигаться сам. И его принесли люди, для того чтобы показать его Спасителю, в надежде на исцеление. Но было так много народу, что пробиться было невозможно и даже подойти ко входу не представлялось реальным. И тогда эти люди взобрались на крышу и, разобрав её, опустили этот одр прямо к ногам Спасителя. И Он, видя веру тех, кто принёс этого человека, видя веру самого болящего, отпустил ему грехи. На что окружающие были возмущены тем, что не ожидали отпущения грехов, и знали только, что это некий пророк, и не видели в Христе Бога. И потому  возроптали на Него, говоря о том, что только Бог может отпущать грехи. На что Господь, обращаясь к этим людям, которые затаили в сердце своём недобрые чувства, говорит: «Что есть проще сказать: отпускаются грехи твои или восстани, возьми одр твой и ходи?» И Он повелевает болящему встать, взять свою постель и идти. И болящий, исполняя это, идёт пред всеми совершенно здоровым, что прежде ему не было не только возможно, а даже и мыслей у него об этом не было.
Все удивлённые, увидев это чудо, возблагодарили Бога, но, увы, не Христа, потому что не видели, не знали о том, что это и есть Мессия - истинный Спаситель, истинный Бог.

Капернаум в те времена, о которых говорит Евангелие, представлял собой очень тяжёлое, в духовном плане, место. Это было место, в котором было множество пороков, и они процветали и развивались. Неким образом Капернаум напоминает нам с вами сегодняшний мир, в котором изобилие греха, в котором масса пороков, в котором огромное количество зла. Но Господь, зная о тяжёлом положении этой местности, нашего с вами человечества, приходит, несмотря ни на что, для того чтобы предложить людям знания, предложить людям Слово Истины, предложить им новую жизнь, без греха, без порока, в Правде, в Истине Господней.

Он находится в некоем доме, Он находится в некоем помещении, сокрытом от глаз многих. И только лишь голос Его слышен. Так и многим, живущим на земле сегодня, известно Православное христианство, но не известны истинные догматы. Многие слышат о проповеди Евангелия, но отдалённо, как бы за стенами, не понимая ни смысла слов, ни их значения. И поэтому многие, думая, что это отдалённый голос не относятся к ним, заблуждаясь, не принимают Истину, не принимают Божественную Правду.

Но есть те, которые стремятся познать эту Истину, и даже из глубины своей немощи, из глубины своей духовной болезни, из глубины своего расслабленного состояния взывают из глубины сердца ко Господу в надежде на его милосердие, помощь, в надежде на то, что Он не презрит немощных, а как свойственно Его Божественной любви, примет нас и помилует, и исцелит.

Принесли человека на одре, человека безнадежно больного, человека, отчаявшегося в чём-либо ещё, кроме Бога, который уже не имел надежды больше ни на что, неоткуда было ждать помощи больше, неоткуда больше было ожидать какого-то участия, неоткуда было ждать более чуда,  токмо от Бога. И видя во Христе не просто чудотворца, не просто какого-то пророка, который на многое способен и от Бога одарён, видя в Нём саму Правду Божию, Самого Господа, этот расслабленный просит помочь близких своих быть принесённым к Его ногам.

Часто и мы с вами не способны ходить к Богу сами. И нас с вами приносят к Нему обстоятельства: наши скорби, болезни, лишения, потери, наши немощи, наши беды и трудности, которые постоянно у нас присутствуют в жизни, становятся теми носильщиками, которые нас, немощных, приносят к Богу в надежде на помощь и исцеление. Это может быть также и то, что нас часто приводит ко Христу: наша вера, надежда, наша любовь, наши начатки смирения для тех, кто уже начал путь христианства и познал, в чём его истинная трудность. А истинная трудность христианства состоит именно в борьбе с собой, именно в преодолении собственных немощей.

И вот этот расслабленный человек понимает, что он настолько расслаблен и недужен, что не способен без посторонней помощи сделать и шага. И поэтому он понимает, что здесь только лишь произволение Божие, лишь милость и любовь могут быть помощны. И вот человеческое сердце откликается на призыв несчастного, и находятся люди, которые веруют в то, что Богу возможно всё. Возможно не потому, что мы достойны чего-то получить от Бога, а возможно потому, что Бог милостив и не судит прежде суда, потому что Его любовь совершенна, потому что Он не превозносится ни над кем и любит истинно, искренне, чисто и свято. Поэтому надежда даже у последнего грешника всегда живёт и теплится.

И вот эти люди приходят , но не могут пробиться из-за множества слушающих Слово Божие. Да, нас, действительно, много. Многие посещают храмы, многие слышат Слово Божие, но, увы, не многое из этого превносят в свою жизнь. Не многие, услышав слова Спасителя, спешат воплотить их в собственной жизни. И вот эти люди, окружая Спасителя, слушают Его с интересом, часто закрывая своими спинами тех, кто действительно нуждается в том, чтобы Господь призрел на другого. И нет возможности немощному человеку проникнуть в это здание, в котором находится Господь. Его возносят на крышу, разбирают кровлю и опускают вниз, прямо к ногам Спасителя.

Что это за здание, в котором необходимо разобрать кровлю, чтобы пройти внутрь, для того чтобы оказаться у ног Спасителя? Это наше с вами сердце, костное и заскорузлое во грехе, привыкшее, увы, к миру, к его злу, к его неправде, к его извращённому представлению о благе. И вот, чтобы проникнуть в это сердце, нужно разобрать этот завал самооправдания, в котором оно находится, этот завал самосожаления, завал неведения, незнания, нежелания знать о себе правду. И когда человек разбирает этот завал и опускается на дно своего сердца, он видит себя в полноте. И через видение своего греха, через видение своего несовершенства, через видение своего несостоявшегося христианства он оказывается во смирении у ног Спасителя,  расслабленный, но верующий в Его помощь.  И вот человек у ног Христа. Человек не мог прийти сам, но ему помогли. Не оставляет Господь промыслом ни одного желающего быть с Ним и посылает Ангелов - Своих помощников, чтобы немощную душу принести к ногам Христовым.

Вот он, так много ожидающий от Господа. И вот Господь, так много принесший для человека. Вот они встретились, Дарующий и приемлющий. Вот они встретились, ожидающий и Подающий. Вот они рядом: тот, кто искал всегда милости от Бога, и Тот, Кто искал того, кто ищет этой милости. Они встретились, для того чтобы произошло главное: главное единение в любви, главное единение в добре. Господь являет эту любовь, Господь являет это добро, не взирая на жизнь этого человека, не судя его, не нарекая какими-то званиями. Он просто говорит: «Отпускаю тебе грехи твои.»

Как важно быть освобождённым от бремени греха! Как важно понять, что все наши болезни и недуги, и скорби - это следствие нашего греха, это следствие нашего отпадения от Бога, нашей неверности Ему. Господь отпускает грехи, но окружающим это странно и этого мало. Как часто человек, приходя в церковь, не ждёт отпущения грехов, а хочет чего-то другого: вовсе не освободиться от своей неправды, вовсе не обрадоваться единению и близости с Богом, а получить чего-то от Бога. Но Господь не медлит, Он никого насильно у Себя не держит. Если вам не хочется или не достаточно отпущения грехов, если в этом не видно радости и блага, то Господь говорит: «Возьми одр свой, восстани и ходи. Ходи, ты свободен! Ты получил от Меня то, что хотел, теперь решай сам: быть верным или оставаться в прежних заблуждениях. Теперь решай сам: воздать благодарность или остаться неблагодарным. Теперь решай сам, как дальше будет протекать твоя жизнь: в памяти о том, что сотворил с тобою Господь или забывая об этом.»

Человек проходит сквозь людей, которые удивлены чуду. Как часто мы любим чудеса! Как мы ищем эти чудеса! Как мы жаждем, ничего не делая, получить всё, быть неправедными, но получать от Бога сполна добра. Как мы хотим получить от Бога того, что не заслужили, и даже не пытаемся сделать хотя бы малого, что от нас требуется. Но ждём от Бога всегда и всего! Вот и здесь, человек ушёл; ушёл, радуясь выздоровлению. Возрадовались и окружающие и прославили Бога. Но станут ли они жить по-Божьи, став свидетелями такого чуда? Изменят ли они свою жизнь или останется всё по-прежнему?

Многие приходят в храмы Божии и спешат к мощам святых, в которых дышит Дух Божий. Спешат для того, чтобы получить житейские блага, но не прощение грехов, не стать праведным христианином, а просто почерпнуть, почерпнуть от благодати столько, сколько смогу унести, и не чувствовать себя должным. Каждый человек свободен: свободен заблуждаться или пребывать в истине, свободен веровать или не веровать, свободен быть со Христом или с Его противником.

Сегодня мы, вспоминая этот отрывок из Священного Писания, можем для себя принять к сведению и в своей жизни, памятью утверждая, исправить то, что ещё не исправлено, начать делание, которое ещё не начато и перестать быть просто попрошайками у Бога, просто клянчить у Него чего-то в Его славу, а начать жить так, как призывает Господь тех, кто Его Богом исповедует. Пора перестать просто носить звание христианина, пора понять, что это звание не даётся просто так: это великий дар, великий аванс, выданный свыше. И каждому на исходе дней придётся понести ответ за то, как, с каким чувством и в каком состоянии пронёс человек это высокое звание православного христианина - наследника Христа, наследника Его по благодати.

В этот Воскресный день, во вторую Неделю поста, молитвами святителя Григория Паламы и присутствующего в нашем храме частицей своих всечестных и многоцелебных мощей святителя Луки желаю вам всем, православным, зде предстоящим и молящимся, крепости веры, силы духа, желания и способности не оставаться в заблуждениях, найти в себе силы пойти по стопам христианской жизни, преодолеть соблазны обыденного бытия, преодолеть соблазны того, что нас окружает, и стать сильнее духом и верой превзойти зло, неправду, лукавство, клевету, которые в изобилии вокруг нас пребывают. В этот Воскресный день, как и свойственно, вспоминая Воскресшего Господа, даст вам Господь силой Воскресения Своего достойно пройти оставшийся путь Великого поста и встретить с радостью Светлое Христово Воскресение!

Храни вас всех Господь!

Настоятель храма Рождества Христова иерей Олег (Гадиров)
       
31.03.2013г.


 



 
РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ
РПЦ
Митрополия
Оптина
Закамье