Проповеди » prop_2013 » 17 марта 2013 г. Воскресная проповедь.

17 марта 2013 г. Воскресная проповедь. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье





(Продолжительность 24:53)

Во имя Отца, и Сына и Святаго Духа!

В этот Воскресный день, накануне Великого поста, православные христиане собираются в храме Божием для того, чтобы в преддверии Святой Четыредесятницы приобщиться Святых Христовых Тайн и приуготовить себя к длинному и трудному пути постового делания.

Сегодня мы с вами слышали отрывок из Евангелия, в котором Господь говорит нам о том, как нам подобает себя вести и по отношению к ближнему, и по отношению к посту и вообще как стоит поступать человеку в этой повседневной жизни на земле. Господь говорит о том, что если мы не будем оставлять согрешений нашим близким, то и Господь не оставит нам наших согрешений. Но если мы будем прощать тем, кто нас обижает, тем, кто виновен перед нами, то и Господь простит наши согрешения, если мы будем об этом прощении просить.

Вроде бы всё ясно и предельно просто для понимания: если хочешь, чтобы простили тебя, прощай сам. Но в жизни нашей, к сожалению, всё гораздо сложнее. Сложнее потому, что часто человек просто не способен просить прощение, просто не способен осознавать себя виновным. И тогда прощение становится в принципе невозможным. Если человек не ощущает себя виноватым ни пред Богом, ни пред ближним своим, то он не сможет испросить прощения, не сможет принести покаяния в душе своей, а значит, и не сможет обрести прощения.

Часто человеку хочется быть прощённым, часто человек желает, чтобы ему оставили его согрешения и забыли его ошибки. Но, к сожалению, не все и не всегда способны забывать ошибки окружающих и прощать их вину и их грехи. Каждый хочет, чтобы его любили, каждый хочет быть понятым, оцененным, каждый желает к себе доброго, хорошего расположения. Но, к сожалению, не все и не всегда способны проявить любовь к окружающим, к ближнему своему; не всегда имеют возможность уважать окружающих и принимать их, не смотря на их несовершенство. Вот так уж устроен человек: многого хочет для себя, но так мало может сделать для окружающих!

Вот и к Богу приходит человек с прошением о прощении грехов. Но насколько это прошение искренне, насколько оно действительно исходит из сердца человеческого? И о прощении ли греха своего просит человек или о нечто ином обращается к Богу? Ведь часто получается так, что человек, осознавая свою вину, не имеет покаяния во грехе. И хотя номинально, внешне просит прощения, внутренне понимая, что так не принято или не положено, сердцем своим он не сокрушен и не сожалеет о том, что поступил неправильно. А многие часто просто оправдывают себя в любых обстоятельствах жизни, что бы они не совершили, даже самые тяжкие грехи. Всё равно человек в своей гордыне, в самолюбии умудряется найти себе оправдание и простить сам себя, не нуждаясь в прощении ни от Бога, ни от ближнего.

И поэтому Евангельские строки, которые к нам обращаются, научая нас правильному спасению, внешне легко понимаемы, но, как водится,  для человека трудно исполняемы в жизни. Ведь для того, чтобы обрести прощение, нужно действительно понять, прочувствовать свою вину, свою неправду, своё преступление, которое человек совершил против Бога и против ближнего. Нужно возжелать этого прощения. Возжелать его не для того, чтобы успокоить свою гордыню, что ты восстановил своё доброе имя тем, что примирился с ближним, а именно испросить прощения потому, что ты понял, что так поступать невозможно, это категорически неправильно, это противоестественно для человека; что обижать, не любить, осуждать, не терпеть и всё, что с этим связано, не является нормой для православного человека, для человека, который хотя бы желает стать православным.

В храмах Божиих  в это Воскресение на вечернем Богослужении принято испрашивать прощение и друг у друга. Это делается не потому, что это внешне положено. Это не какой-то пустой бессмысленный обряд, где часто незнакомые люди, кланяясь друг другу до земли, испрашивают прощение в неизвестной вине. Это исповедание и понимание того, что нет человека, который поживёт на земле и не согрешит. И в этом не спокойно сердце, не спокойно в неправде пред Богом, потому что нет мира в душе от осознания своей неправоты и неправедности пред Богом и пред ближним.

Ведь пред постом испрашивают прощение у всех именно потому, что это может быть последний пост в нашей жизни. Ведь именно потому просят друг у друга прощения, и Воскресение называется Прощеным, чтобы вымолить у Бога и друг у друга надежду на то, что ты был услышан и исповедание твоего покаяния было принято, чтобы освободиться от наветов бесовских, от наветов тёмных сил, которые через наши нераскаянные грехи погубляют нашу душу, которые рушат нашу жизнь через нашу непонятую вину. Это как лазейки для врага рода человеческого, как те самые крючки, за которые он непрестанно цепляет человека, не знающего, не видящего, не понимающего и не чувствующего своей вины.

В сегодняшнем мире считать себя виноватым вообще стало невозможным, не просто не модным, а невозможным. Та самая проповедь гордыни, самодовольства и самовлюблённости, которые сегодня повсюду и во всём происходят, она не позволяет человеку даже усомниться в своей правоте, которой на самом деле нет, а уж тем более принести покаяние во грехах. Вот это не видение греха, не видение своей неправды, не видение своих ошибок, не видение своих преступлений, предательств по отношению к Богу и ближнему и делает невозможной жизнь христианскую и даже обыкновенную человеческую, нравственную.

Господь говорит нам ещё и о посте, призывая нас не быть людьми, которые, вступая в пост, избирая себе добровольно путь этого Великого поста, чтобы мы не выглядели лицемерами. Как часто можно видеть людей, которые вступают в Великий пост со скорбью и с болью от того, что ну, куда же деваться, наступает Великий пост - время воздержания... И так скорбно человеку становится на душе. Человеку, не понимающему смысла поста, становится скорбно потому, что он вступает в пост не ради того, чтобы изменить себя, не ради того, чтобы исправить в этом посте собственное несовершенство, хотя бы на малую часть.

А часто люди постятся только для того, чтобы удовлетворить свою гордыню, чтобы можно было потом сказать всем: «А я держу посты!» Какой же смысл в этом делании, если это совершается не ради христианских добродетелей и не ради освобождения от рабства греху? Если это делается  только лишь для того, чтобы свою гордыню культивировать и развивать, чтобы это было одной из причин, по которой человек вновь может думать о себе высоко, - такой пост не является христианским.

И поэтому Господь говорит нам в Евангелии: «Не изображай из себя постящегося. Не помрачай лице свое. Не сетуй, что настало время воздержания. Напротив, приведи себя в порядок, выгляди радостным. Приведи в порядок свою главу, помажь её маслом, как раньше благовониями намащали главу для праздника. Умый лице свое, смый с него гримасу недовольства. Явись людям, - говорит Господь, - как не постящийся, чтобы никто из окружающих даже не заподозрил, что ты встал на путь воздержания ради Бога.» Но если ты начинаешь трубить перед собою о том, что ты, великий подвижник, вступаешь в подобающее тебе время поста, то можешь не поститься вовсе, потому что это бессмысленно и для гордости твоей только лишь совершается.

В Евангелии говорится о том, что пост, совершённый в тайне, будет принят Богом, и воздаяние будет явным. А те, кто постятся на показуху, - это не постники вовсе. Ведь вы должны понимать, что пост - это время, когда люди добровольно принимают на себя радость воздержания. В чём же эта радость состоит? Эта радость состоит именно в том, что человек научается освобождать себя постом от того, от чего он зависим в жизни. Пост научает человека быть сильнее своих желаний, своих каких-то меркантильных, земных потребностей. Пост научает человека освободить свою волю, быть хозяином своей душе, не рабом пище или питию, не рабом житейских сластей или развлечений, а свободным человеком, свободным ради Христа, ни от какой земной вещи не зависимым.

Ведь христианский пост - это то самое, что научает нас добродетелям. И пост не нужен Богу. Пост нужен только лишь тому, кто хочет измениться Бога ради, кто хочет стать иным: более мудрым Бога ради, более сильным Христа ради, способным преодолевать какие-то не преодолеваемые прежде в его жизни моменты или ситуации и тем самым стать твёрдым в вере христианской, научиться воздержанию, научиться умению быть довольным малым и благодарить Бога за то, что имеешь. Ведь мы часто желаем большего, не понимая того, что и то, что имеем, не по заслугам имеем!

Господь говорит о том, что не нужно, не полезно собирать сокровищ на земле, любых сокровищ. Любые привязанности к земле - это зыбкое и ненадёжное состояние. Нет ничего такого, что бы было  на земле вечно. Всё, что приобретает человек, к сожалению его, приобретающего человека, может быть потеряно в этой же жизни. Но даже если оно не будет потеряно в этой жизни, то по окончании её всё, что человек собрал на этой земле, будет оставлено, всё без исключения! Никакие материальные блага, никакая власть, никакие деньги и даже человеческая плотская любовь не прейдёт в Вечность. Всё останется здесь, всё ляжет в землю вместе с телом, которое оставила душа.

И если мы понимаем, о чём говорит Господь, мы понимаем, почему Он призывает не предаваться всецело этой бесконечной суете земной жизни, не предаваться постоянному бегу неизвестно куда и неизвестно зачем, не предаваться безудержному стремлению потребления, стремлению угодить своему сластолюбию, самооправданием своим повреждая свою душу. Ведь всё может быть потеряно: и здоровье, и власть, и состояние, и родственники - всё может уйти из нашей жизни! Но душа наша останется с нами! И как нужно всем понимать: мы - это и есть наша душа!

Человек часто не понимает, кто он на самом деле. Так вот, человек, личность - это и есть его душа, о которой человек часто забывает. Но эта душа останется живой навсегда! И она будет помнить, и она будет знать о том, что у неё есть и что она потеряла. И вот, когда человек собирает на земле всё для тела, когда человек собирает всё для телесной внешней жизни и ничего не собирает для души, для Вечности, для того, чтобы вместе с этой душой это приобретённое перешло навсегда в Вечность, тогда человек может остаться ни с чем, остаться нищим, сиротой, не имеющим ничего.

Мы можем здесь, на этой земле, во время наших постов приобрести для нашей души те драгоценные способности христианских добродетелей, которые нам с вами предложены в Евангелии. Мы можем научиться воздержанию и научиться радоваться тому, что умеем быть воздержанными Божией милостью и не являемся рабом вещам и обстоятельствам. Мы можем научиться истинному добру, христианскому, которое направлено не внутрь нас, не себя ради сотворяется, а которое по-настоящему проистекает вне, вокруг нас, делая радостными и счастливыми окружающих. Мы можем научиться истинной любви, христианской любви, жертвенной, которой самоотдача, а не пользование, является основой, которой человек желает посвятить себя, свою жизнь чему-то большему, чем он сам: своей вере, своему Богу.

В этот Воскресный день мы с вами вспоминаем, что когда-то первые люди были изгнаны из Райских Обителей. Изгнаны они были именно потому, что сами избрали это изгнание: они отказались соблюсти заповедь Божию и, нарушив её, разрушили себя, не Богу повредив, а себе.

Давайте не будем повторять ошибок прошлого, которые свойственны человеку. Давайте постараемся понять, что врата Царствия Божиего отверсты для нас с вами Христом Спасителем нашим и что наш пост, в который мы с вами вступаем, - это тот путь, который указан от Бога для научения всему тому, что необходимо для правильного устроения души человеческой, которая жаждет единения с Богом и потому трудится над собою, чтобы эта встреча, это воссоединение состоялось.

Дорогие братья и сестры, сегодня вечером, за вечерним Богослужением, как и принято в Православной Церкви, в Православных храмах, мы с вами совершим непосредственно чин прощения в преддверии начала Великого поста. В этой службе мы вознесём молитвы Богу о прощении наших грехов и постараемся искренне, без лицемерия, без каких-то потаенных, оставшихся чувств испросить прощения друг у друга, дабы не было вокруг нас тех, кто нами огорчён. Чтобы не было от нас никакого зла и чтобы, преклонив главу пред Богом и пред ближним, испрашивая в покаянии прощения, мы с вами приняли, наконец, на себя ответственность и решение сделать всё, что от нас зависит, чтобы бороться с грехом и не позволять ему царствовать над нами, не позволять властвовать над нашей душой.

В этот Воскресный день, в день, когда мы с вами вспоминаем Воскресшего Господа, празднуем Его Воскресение, желаю всем вам, кто вступает в этот путь Великого поста, с Божием благословением и помощью совершить богоугодно и праведно этот Великий пост, чтобы с радостью сердца, совершённого в трудах, принять радость Пасхи Христовой, Светлого Христова Воскресения.

Христос Воскресе!

Настоятель храма Рождества Христова иерей Олег (Гадиров)                                                                                                                                               
 17. 03.2013г.

 



 
РПЦ
Митрополия
Оптина
Закамье