Проповеди » prop_2013 » 3 марта 2013 г. Воскресная проповедь.

3 марта 2013 г. Воскресная проповедь в неделю "О блудном сыне"





(Продолжительность 28:27)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Совсем недолго, братья и сестры, осталось нам с вами до начала Великого поста, Святой Четыредесятницы. И, как и прежде, как и принято в Святой Православной Церкви, в преддверии событий великопостных мы с вами проходим через определённое воспоминание Евангельских событий, которые нам с вами помогают приготовить себя и духовно, и морально, и физически к правильному, полезному и спасительному совершению Великого поста.

Сегодня мы с вами за Божественной Литургией в Неделю о блудном сыне прочитали эту притчу. Многократно в течение всей истории нашей Церкви в это Воскресение читается этот отрывок из Евангелия. И, казалось бы, уже столько сказано и написано об этом, что довольно непросто не повториться. Но тем не менее должен вам сказать, что, и по словам святых отцов, этот отрывок из Евангелия, эта притча называется очень объёмным и настолько глубинным смыслом, что, пожалуй, не исчерпать этого смысла за всю историю человечества. И каждый раз, обращаясь вновь и вновь к этой притче «О блудном сыне», мы можем обратиться и к своей душе для того, чтобы вынести из неё то необходимое, те уроки духовные, которые могут быть нам полезны для того, чтобы праведно и спасительно совершать путь христианской жизни.

Говорится в Писании о том, что у некоего отца было два сына: старший и младший. И они собою представляют нам прообразно две разные части человечества того времени. Старший сын представляет нам с вами людей, которые принадлежали к фарисеям, книжникам того времени. Младший сын представляет нам те народы, тех людей, которые во грехе не были ещё близки к Отцу.

Но кроме этих трёх озвученных персонажей, которых мы в этом Евангельском отрывке очевидно зрим, нужно сказать, что есть ещё тот, о котором вслух не упоминается. Об этом персонаже вообще не принято говорить вслух: его боятся поминать. Именно о той нечистой силе, о духе нечистом, о сатане, который вечно встаёт на пути спасения, упоминается тайно, прикровенно в этом повествовании. Ведь именно он сделал старшего сына таким жестокосердным и только лишь способным исполнять букву закона, не имея сердца в любви. Это он помог младшему сыну восстать против отца и покинуть отчий дом. Это он своим наветом помог ему развить свои недостатки. Это он пытался погубить и того, и другого во грехах. Это он препятствовал доброму принятию и возможности воссоединения между братьями и отцом.

Не нужно забывать, братья и сестры, как это часто делают люди в повседневной жизни, что для каждого православного человека, хочет он этого или нет, борьба с тёмной силой, противостояние диаволу - обычное дело и даже святой долг. Дело в том, что мы часто забываем об этом искусителе, который, в отличие от нас с вами, не ест и не спит, не выходит в отпуск и не ходит на пенсию, но неотступно, ежемгновенно трудится над тем, чтобы погубить нашу душу.

Что сделали мы в своей жизни, чтобы противостоять ему? Какие усилия мы приложили для того, чтобы он не смог воздействовать ни на наш разум, ни на нашу волю, ни на нашу душу? Мы, часто забывая об этой опасности, становимся погремушкой в его руках. И тем страшнее выглядим со стороны, потому что исповедуем себя христианами, но находимся не в воле Божией.

Так вот эти два сына, которые жили вместе с отцом... И вдруг младшему, ну как и свойственно молодости, стало неудобно быть под отеческим кровом. Как часто в нашей жизни происходит подобное! Дети вдруг начинают тяготиться родителями: теми, кто их родил, воспитал, кто дал им всё и более того. Как в наше время часто слышим мы печальные истории о том, как дети ждут смерти родителей. И это печаль нашего времени, это скорбь нашего времени.

Вот и этот младший сын решил прежде смерти отца объявить ему о том, что он желает иметь отдельную жизнь. Да, это, конечно, тяжело для родителей. И, наверное, ни одно родительское сердце не может спокойно отнестись к подобному отношению со стороны возлюбленных своих детей, особенно со стороны тех, кто младший, кто любим больше.

И вот этот человек говорит: «Отче, дай мне часть мою,» - и обращается к отцу с довольной дерзостью, что показывает, что он в этом состоянии не обрёл вот этого внутреннего, благоговейного, любвеобильного, благодарного отношения к отцу своему. И мы вспоминаем  с вами заповедь, которая гласит: «Почитай отца своего и матерь, и благо тебе будет, и долгоденствовать будешь на земли.» На что рассчитывал этот юноша, так поступая  с отцом, нарушая одну из главнейших заповедей человеческих? Отец во смирение своё безропотно исполняет его просьбу.

И мы понимаем, что это не просто отец, отвлечённой личности фигура. Это прообраз Божией любви, прообраз Создателя, Который никого не порабощает Своей любовью. Она, Его любовь, совершенна. Она проистекает свободно, потому что не может не существовать. Его любовь совершенна, и поэтому, если просит сын хлеба, никогда не подаст камень.

И потому, исполняя просьбу своего любимого сына, отец отдаёт ему просимое. Но и этого оказалось мало! Молодой человек, опьянённый успехом и возможностями, которые получил от отца, независимо от того, что в мыслях своих он убил его этим, ведь он практически сказал ему: «Отец, умри раньше смерти. Мне нужно забрать то, что должно мне принадлежать после таковой.» И когда он получил эти богатства, у него помутнился рассудок. И вскоре, через несколько дней, он собрал всё, что принадлежало ему и ушёл прочь из родительского дома. Ушёл, не попрощавшись, оставив всё, что когда-то было ему дорого. Ушёл в далёкую страну. Для чего? Для чего он покинул отчий дом? За мнимой свободой! За мнимой свободой , в которой нет условностей, в которой нет заповедей, в которой нет обязанностей перед родителями. Он ушёл туда, где никто не будет мешать ему жить как он хочет. И живя блудно, как сказано в Писании, «иждил все имение свое» и стал нуждаться и голодать.

Действительно, здесь говорится не только о каком-то материальном благе. Ведь мы получаем от Бога более важные дары, более важную часть имения: эту нашу жизнь, наш разум, нашу душу, наши силы, наши способности, дарования. Мы принимаем всё это от Бога, используем всё это, не учитывая Его заповедей, потому что оставили Отца и ушли на сторону далече, желая быть свободными от Его назидания и наставлений. И эту жизнь, и эти данности от Бога мы с вами напрасно изживаем в блуде. И блуд  это не просто плотской грех. Блуд - это заблуждение, блуждание от заповедей. И там весь набор человеческого греха и человеческих заблуждений.

Вот, изжил он всё, что дал ему Бог, и самоя жизнь как бы прекратилась. Он уже ничего не мог, потому что потерял всё, что было дано от Отца. Что ему оставалось? Ему оставалось пытаться как-то выживать. И он пытался в этой далёкой стране прилепиться к тем, врагам рода человеческого, которые его в своё время и заманили. Ведь сатана не может сделать, как сказано у святых отцов, ад привлекательным; поэтому он делает дорогу туда привлекательной. И этот юноша был куплен этим искушением. И вот теперь, когда он понял, что больше ему некуда деваться, он пытается обратиться к искусителю, чтобы тот его прокормил. И тот посылает его на самую унизительную и грязную работу, потому что сатана - злой господин. И тот, кто идёт с ним на сделку, должен понимать, что никакого блага от этой сделки не будет.

И даже пася нечистый скот, он не мог напитаться тем, чем его кормили, потому что и этого не давали ему. Но что же значит голод? Многие скажут: «Так почему же он захотел вернуться к отцу?» Только по голоду? Только по какой-то корысти, что вот он не может пропитаться? Ведь он говорит: «Столько наемников у отца моего в благополучии, и довольно хлеба у них. Пойду и я к нему.»

Но о каком хлебе, о каком голоде говорит этот человек? Не о материальном голоде, не о земном! Он говорит о голоде души, которая изголодалась и уже еле жива, которая пребывает практически  в летаргическом сне, в клинической смерти, потому что израсходовала все свои духовные силы на пустяки, глупости и грехи. И вот он решает, что тот хлеб небесный, которым наполнен дом отца и к которому легко приступают его наемники, может стать и его возможностью. Он уже не дерзает надеяться на то, что будет сыном, и готовит своё обращение к отцу, в котором звучит следующее: «Отче, согрешил на небо и пред тобою и уже не достоин называться сыном тебе, но приими мя, как единого от наемник твоих.» И с этими мыслями он отправляется к отцу.

И в этом обращении есть некое глубокое созвучие с молитвой Господней, в которой мы обращаемся: «Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое...». Мы говорим Ему о том, что согрешили пред Небом и пред Отцом согрешили. Мы просим Его Света и Царства потому , что готовы быть в рабстве, в трудах у этого Царя. Мы просим, чтобы была воля Его потому, что, как блудный сын, поняли, что наша воля ни к чему доброму не может привести, и поэтому мы, обращаясь к Нему, просим: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь.» Это не о хлебе животном говорится, не о хлебе, который мы вкушаем за трапезою - о хлебе духовном говорится, о хлебе Тайны Христовой, о том Святом Хлебе, к которому мы с вами приступаем в Таинстве Божественной Евхаристии.

И вот этот молодой человек в скорби отправился вспять. Он был одет в рубище, он был жалок. И когда он приближался ещё к дому, отец увидел его. Значит, он его ждал! Просто так невозможно было бы заметить этого человека издалека. Значит, отец ни на секунду с того момента, как он покинул отчий дом, не переставал ожидать и любить этого человека, не переставал надеяться и верить в него. И вот он увидел его и вышел ему навстречу, точнее побежал, побежал ему навстречу и бросился ему на шею. Он стал его целовать с великой радостью. Сын пытается ему сказать: «Отец, я согрешил против тебя и против Неба. Я готов быть наемником, потому что не могу быть сыном.» А тот говорит: « Довольно!» - и , призывая слуг своих, говорит: «Принесите первую одежду!» Что значит «первую»? Обновите его в новое состояние, в то, от которого он отпал.

Вот и мы, если искренне исповедуемся, если в покаянии приносим всё своё сердце и всю свою жизнь в желании её изменить, воссоединяясь с Отцом Небесным, тогда Господь призывает священника и говорит: «Верни ему первую одежду!» И тогда звучит разрешительная молитва.

Он приказывает своим слугам заклать тельца упитанного. И перехватывает дух, потому что мы понимаем о Ком идёт речь: Кого призывает Отец Небесный и Кого отдаёт во искупление грехов человеческих, чья Кровь должна пролиться, чтобы состоялась трапеза велия, чтобы Вечеря спасения произошла. Это Господь наш Иисус Христос восходит на Крест, проливая Кровь Свою, чтобы омыть наши безумия, чтобы этой Кровию очистить, искупить, изменить нас к лучшему, вернуть нас в первозданное состояние.

И как сказано в Писании, отец велел дать ему на руку перстень, что означает знак царской власти. И велел обуть его ноги в сапоги, что означает твёрдое стояние в вере. Обратите внимание: Господь в роли отца в Евангельской притче не называет рабами ни старшего, ни младшего. Он обоих зовёт сыновьями, а рабом можно захотеть быть только самому. Самому можно захотеть этой преданности Богу, этой безграничной, безвозвратной, неизменной преданности Ему. И вот они возвеселились, сказано в Писании. Возвеселились от того, что совершилась Великая Тайна единения твари с Творцом, единение возлюбленного с Возлюбившим, в любви воссоединение.

Но тут возвращается старший сын, старший сын, который был на поле. Да, он исполнял труды, правда, не сказано качество этих трудов, не озвучивается в Писании. Он исполнял труды и, возвращаясь, услышал ликование, но не был возрадован.

Так часто и мы, когда в жизни у кого-то плохо, мы умеем хотя бы сделать вид, что сожалеем и сочувствуем, мы можем сказать несколько слов утешения. Но если кому-то хорошо, редкие умеют возрадоваться радостью вместе с тем, кому хорошо. Либо зависть, либо недоброжелательность отравляют душу людей.

Вот и старший сын, тот, кто прообразно являет нам фарисеев и книжников, не понял, почему в его отсутствие веселятся и не захотел войти в дом. Но призвав одного из служащих в доме, испросил о причине радости. На что ему ответили: «Твой брат вернулся, вернулся живым!» Но старший брат рассердился и не захотел входить в дом.

До чего же внимателен отец! Он почувствовал это и вышел к нему сам. Значит, и о старшем сыне он не забывал ни на мгновение; значит, и о нём переживал и ему желал блага всегда; значит, не было у него любимчиков, не было пасынков и падчериц - были родные дети, которых он любил одинаково, любил и заботился о них. Он вышел уговорить его войти и говорит ему: «Радуйся вместе с нами: твой брат вернулся! Он был мертв, но ожил! Он погибал, но оказался спасенным!»

И действительно, кто отпадает от Бога, кто теряет связь с Ним  едва ли похож на живого человека, он действительно умирает. И вот воскрешается он возобновлением этого общения. И радуется Отец Небесный о грешнике покаявшемся и призывает и старшего сына порадоваться. Но старший сын недоволен, недоволен тем, что ему не оказано почтения, а оказано почтение тому, кто, по его словам, всё отеческое имение пустил по ветру. А вот он, который, как он говорит, был верен всегда отцу и ни единой заповеди его не нарушил, не имеет от него и малого.

Как это похоже на тех, кто считает себя людьми церковными до мозга кости. Как это похоже на тех, кто, исполняя посты, молитвенные правила и посещая храмы Божии, считает себя выше остальных. Как это похоже на тех, которые считают, что они что-то заслужили у Бога. Велие заблуждение, братья и сестры, пагубное состояние души! Ибо ничего Богу от нас не надо кроме сердца любящего, а любящее сердце уже само заставляет нас совершать праведные труды во славу Бога, а не наоборот.

И говорит старший сын отцу: «Не мой брат вернулся, а твой сын пришёл.» Это значит, что он не воспринимает его как брата, не воспринимает его как равного. Увы, многие из нас так относятся к ближним и по каким-либо причинам, считая себя в гордости своей лучше и достойнее других, не считают ближних своих ни единомышленниками, ни достойными называться братьями и сестрами.

Но отец обращается к нему: "Сын мой! - подчеркивая, что - Если ты не считаешь его братом, то я все равно считаю тебя сыном. Опомнись, у нас радость! Возвеселись вместе с нами!" Но человек не готов переступить через гордыню, потому что не понимает, что это и является главной преградой между человеком и Богом. И какие бы труды не совершил человек в гордости, какие бы подвиги в этом состоянии он не соделал, все это окажется бессмысленным, потому что только лишь разделит его с Богом, не позволит пребывать с Ним.

И когда мы с вами обращаемся к окончанию этой притчи, мы слышим вновь эти радостные слова: «Человек умер, но воскрес. Человек был пропадающим, но спасся, смог с Божией помощью избежать этого пагубного результата своего отпадения через возвращение к Отцу, через возвращение к Богу.»

Многим может показаться, что здесь есть какая-то несправедливость, так же, как и старшему сыну. Но здесь нет никакой несправедливости - здесь есть полнота, потому что отец старшему сыну говорит: «О чём ты переживаешь? Ведь всё, что есть у меня, принадлежит тебе. Радуйся тому, что имеешь, и радуйся тому, что вернулся твой младший брат. Ведь он, несмотря на то, что вернулся, и несмотря на то, что облагодетельствован отцом, никогда не сможет быть счастливым до конца, потому что покаянное чувство не позволит ему этого. Он каждую ночь будет орошать постель свою слезами, вспоминая своё безумие в предательстве отца. И будет орошать слезами покаяния их, потому что он будет поражен до глубины сердца любовью и милосердием отца.»

Для тех, кто не верит в милость Божию, для тех, кто не верит в Его великую совершенную любовь, эта притча. Для тех, кто не понимает, что значит истинная жизнь во Христе, эта притча. Для тех, кто не различает добродетеля с грехами, для тех, кто не понимает разность между православной верой и горделивым самомнением, эта притча. Эта притча для каждого из нас: для тех, кто заблуждается, как фарисей, или для тех, кто заблуждается, как младший блудный сын. Она для всех, для того, чтобы мы одумались и опомнились, и в преддверии Великого поста, Святой Четыредесятницы, захотели вновь обрести общение с Отцом Небесным и сделали для этого всё, что от нас зависит.

Мы в этой притче видим, что , если есть труды по исполнению заповедей, но нет трудов по соединению с Богом, всё бессмысленно. Мы видим в этой притче, что если  даже человек оступился, если где-то не смог устоять, но осознал и совершает труды покаяния, движение во смирение к Отцу, то Отец его обязательно примет. Это вразумление для каждого, кто на пути делания Бога ради.

И пусть этот день и эта притча вложатся в наш разум и в наше сердце, пусть коснутся нашей души, чтобы мы смогли, памятуя об этих ситуациях, описанных в Евангелии, быть мудрыми и принимать к сведению то, о чём нам сказано Господом.

В этот Воскресный день, в день, когда мы с вами собрались под сводами храма восславить Воскресение Христово, пусть каждый из вас вспомнит о воскресении своей души со Христом. Пусть каждый из вас подумает о том, сколько нужно ещё сделать для того, чтобы эта душа не потеряла Бога, смогла быть с Ним и в этой жизни и в вечной!

Храни вас всех Господь!

Настоятель храма Рождества Христова иерей Олег (Гадиров)
 
3.03.2013г.


 



 
РПЦ
Митрополия
Оптина
Закамье