(Продолжительность 27:56)
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
В этот Воскресный день, когда мы с вами начинаем уже более основательную подготовку к Великому посту, ко святой Четыредесятнице, в Неделю мытаря и фарисея мы с вами вновь вспоминаем эту притчу, которую ежегодно мы с вами прочитываем в этот день. Вероятно, те, кто постоянно читает Священное Писание и Евангелие в том числе, неоднократно прочитывали этот отрывок, в котором рассказывается о том, как два разных человека взошли во храм Божий помолиться.
Мы с вами живём во времена, когда сложно представить, кто же такие эти два человека: кто такой фарисей и кто такой мытарь. Ну, скажем, в наше время быть фарисеем даже очень непросто по той простой причине, что это те иудейские праведники и законники, которые во всей полноте и строго исполняли внешнюю букву Закона Ветхого, что в Законе Новом, Евангельском, очень сложно исполнить досконально. И поэтому, если есть среди нас фарисеи, которые внешним образом соблюдают что-то, то это лишь обрядовую сторону церковной жизни, её внешнюю составляющую.
Что же касается мытаря... А вот мытарей, мне кажется, с каждым годом, к сожалению, становится всё более и более. Это человек, который состоял на государственной службе у римлян и собирал с народа подати, занимался налогообложением, собирал с народа то, что он должен был отдать в казну. Ну и как водится, к сожалению, в этих структурах, обычно делал это нечестно. Мытари делали это с лихвою, делали это жестоко, обирая и отнимая последнее у людей. То есть, нарушая свои прямые обязанности, они ещё и совершали такие грехи, которые в народе трудно прощались. И поэтому к мытарям во все времена отношение одно и то же: ненависть, нелюбовь, осуждение, нетерпение, презрение.
Почему же об этих двух людях, собственно, говорится в этой притче? И почему нам с вами должно быть интересно то, каким образом эти два человека взошли в храм и помолились? Должен вам сказать, что Господь в этой притче показывает только следующее: что есть смысл рассуждать только о тех людях, которые в принципе пытаются веровать, для которых жизнь и вера нераздельно связаны, для которых нет понимания, что жизнь - отдельно, а вера - отдельно, как сегодня у большинства из нас. Поэтому Господь и указывает, что эти два человека всё-таки совершали жизнь по вере: правильно или неправильно, точно или неточно, но имели некую веру; веру, которая была в их жизни прилагательна, веру, которой они жили.
Господь показывает нам, что они взошли в храм помолиться. Он говорит нам о том, что те, кто сегодня утверждает, что можно жить и без Церкви, - это ложь, это неправда. Он показывает нам, что Церковь есть место, есть дом Божий, в котором совершаются полагающиеся молитвы, в котором человек, живущий по вере, может правильно и полезно, спасительно её реализовывать, воплощать.
И вот эти два человека, которых мы сегодня слабо представляем себе, потому что у нас вот нет сегодня таких фарисеев, которые могли бы сказать те же слова, что «пощусь, как положено, что воздаю десятину, как положено и что всю жизнь свою благочестиво провожу». У нас таких сегодня нет практически. У нас сегодня больше таких, которые живут, как мытарь, а ведут себя, как фарисей, говоря, что я хороший, я праведный и всякое разное о себе доброе, чего на самом деле в жизни нет.
И поэтому для нас с вами эта притча несколько сложна к восприятию: мы не можем найти в этих людях общего с нами, потому что, если даже сегодня и живёт кто-то, как мытарь, то в нём нет покаяния, в нём нет этого чувства сокрушения сердца. Он убеждён, что его жизнь, захватническая, сребролюбивая, жадная, желчная, в злобе, она является нормальной, и поэтому как-то нам сложно понять, о чем же говорит нам Господь в этой притче. Потому что мы далеки от веры, далеки от стремления исполнить Законы Божии. И в жизни своей мы слабо представляем и внешнее благочестие, и правильную сердечную устроенность в вере. Но тем не менее ведь Евангелие обращается к нам не просто так. И Господь свои слова нам с вами даёт для того, чтобы мы вынесли из услышанного, из прочитанного нечто полезное для себя.
Так вот, эти люди, как говорится в Евангелии, взошли в храм. Не пришли, а взошли. Они совершили некий труд, они потрудились для того, чтобы совершить этот путь в храм Божий. То есть была какая-то жизнь, предваряющая это делание, этот вход в храм. И вот они пришли, два разных человека из одного общества. И один из них - фарисей, взойдя в храм, прошёл к самому алтарю, туда, насколько только можно было близко. По определённому своему самодостаточному чувству и по любви к себе он считал это возможным вполне. Он дерзко прошёл через весь храм и встал у самого алтаря.
Как часто мы видим подобного рода ситуацию в нашей жизни. Когда человек, идя мимо храма по своим делам, заходит в него, как в очередную забегаловку, в очередной магазин или ещё какое-то место, которое по дороге ему попалось. Заходит без страха и сомнения, без трепета, без волнения, чуть ли не открывая ногою дверь. Заходит в храм, проходит к самому алтарю и считает, что это нормально, что он этого достоин. Хотя нет ни того благочестия внешнего, как у фарисеев, ни тех трудов самых малых, которые могли бы быть у этого человека. И вот сегодняшнее время, к сожалению, характерно таким поведением, вынесенным из прошлого, оставшимся от фарисеев, от их внешнего благочестия. А именно потому оно только и осталось это самодовольство, потому что внешнее благочестие - это пустое место, это дым, который ничего не даёт.
Так вот, этот фарисей молился в себе так: «Благодарю Тебя, Господи, что я не такой, как все остальные люди: хищницы, грешницы, прелюбодеи или как этот мытарь, который стоит позади.» Подумайте, какая дерзость! Предвосхищая Суд Божий не только о ближнем, превознося себя над всем человечеством, он предвосхищает Суд Божий и о самом себе, поставляя себя уже в разряд праведников, в разряд тех, кто однозначно угоден Богу и близок Ему. И действительно, много уже сказано об этом: о заблуждении гордыни, которую проявил этот человек. Чем, собственно, он хвастается, говоря о том, что он соблюдает правила, соблюдает посты и приносит десятину? Что такого, собственно, особенного он сделал?
Ведь исполнить заповедь это не есть подвиг - это есть священный долг. И если человек не убил, то он не становится праведником только потому, что он не убил, ведь не нормально убивать. Если человек не украл - это не значит, что он свят только потому, что он не совершил этого греха, потому что не нормально воровать. Если человек не прелюбодействует, это не значит, что он чист, потому что не прелюбодействовать - норма бытия любого нравственного, не говорю даже духовного, человека. Так что же такого совершил этот фарисей, что так возгордился, что так превознёс себя над всем миром и осудил всё человечество сразу? Ну, хотя бы сказал: «Я, как некоторые из живущих, не плох», но он говорит: «Я не такой, как все остальные!»
И как часто человек и нашего времени, повторюсь, далёкий от того, что делает этот фарисей, так же думает о себе. Внутри себя, в своём мире, в своём эго человек находится в таком иступлении, что не видит своих грехов, не видит своих заблуждений, не видит своих преступлений и утверждает, что он лучше остальных. И недаром Феофан Затворник, святитель российский наш, говорит о том, что существуют крайняя мера, крайняя форма эгоцентризма, когда человек, поверженный в гордыню, считает, что только он живёт, а остальные для него существуют.
И вот этот фарисей, обращаясь дерзко к Богу, за что же благодарит он Бога? Разве в этом есть благодарение? Ведь известно от святых отцов, что если даже ты не согрешаешь каким-то из грехов, то это не есть твоё достоинство, это не есть твой успех - это есть милость Божия, потому что Господь покрыл тебя от этого греха, не дал той возможности, а она есть у каждого, согрешить любым грехом. Так вот, Господь по милости своей не даёт этому греху развиться и возобладать над человеческим разумом и волей.
Святые отцы говорят о том, что нормально чувствовать себя ниже всей твари и видеть свои грехи, как песок морской. Это прямо противоположное тому, что мы слышим из уст фарисея, который говорит о противоположном. Он говорит: «Я лучше всех! И у меня нет ничего такого, что я не сделал бы для Бога.»
Как часто в наше время люди, которые приходят в храм, называют себя верующими. Но при первом рассмотрении или когда начинаешь говорить с этим человеком, оказывается, что он не бывал в храме, никогда не исповедовался и не причащался; или, если делал это, то только в младенчестве; или редко, не чаще раза в год. Но при этом человек считает себя верующим. «Так в чём же вера?» - должен я спросить. Только ли в том, что человек единожды в году соблаговолил переступить в неизвестно правильном или неправильном состоянии духа порог храма и поучаствовать в Таинстве Исповеди и Причащения. А если человек совсем не участвует в церковной жизни, какое право у человека считать себя верующим?
Так вот, заблуждение сегодняшнего дня в том и состоит, что «я и так хорош, Господи. Мне не нужны посредники. Я буду общаться с Тобой напрямую». Вам не кажется, что это очень похоже на состояние вот этого фарисея, о котором мы сегодня слышали в Евангелии, когда он считает, что он самодостаточен и что двое их: он да Господь, а все остальные так, недоразумение, случайность.
Что же касается мытаря... Вот тот человек, который был презираем всем обществом, он вошёл в храм с трепетом. Он боялся переступить порог этого храма, понимая, кто он и какова его жизнь перед Богом. Он осознавал всю полноту своей неправды и не мог даже глаз поднять, боясь оскорбить своим нечистым взглядом Владыку Неба и земли.
Что же получается, человек, который живёт как попало, потом приходит в храм и показывает правильное христианское чувство, правильное чувство верующего человека, откуда это? Откуда эта молитва, которая легла в основу самых главных наших молитв? «Боже, милостив буди мне грешному,» - говорит мытарь.
Мы не можем оправдывать его жизнь, более того, мы ему не судьи. Потому что Господь в конце этой притчи говорит, что он вышел более оправданным, значит, он ни в нашем осуждении, ни в нашем оправдании не нуждается.
Но почему нам Господь показывает именно этого мытаря? Вовсе не для того, чтобы сказать, что его жизнь - норма. Отнюдь! Господь не это хочет сказать. Он хочет сказать, что главное для человека - это добровольный выбор между добром и злом. Несмотря на все перипетии жизни, несмотря на все сложности, трудности оной, главное, что в сердце человеческом избрано тонко, точно, однозначно. И если человек выбрал добро, то рано или поздно он отречётся от того зла, в котором он вольно или невольно пребывает. Потому что не согласно будет ни сердце его, ни естество, и он не сможет в этом пребывать потому, что будет чувствовать эту ложь, это вечное несоответствие, духовный дискомфорт, в котором невозможно пребывать. Мучения, как в аду, у того сердца, которое избрало добро, но по какой-то причине ещё не движется к нему.
Нам показывает Господь в этом мытаре вовсе не то, как он жил, а как он покаялся. Господь хочет нам показать ту живительную, чудодейственную силу покаяния, которая может восставить любого падшего из самых крайних состояний падения и воссоединить с Богом.
И с другой стороны, нам Господь показывает пагубу гордыни, когда человек в этой гордости может с самой высоты человеческого понимания пасть на самое дно преисподней.
Вот мы с вами сегодня вновь и вновь видим перед собой два этих персонажа. Что же мы можем вынести для себя, для своей жизни из того, что мы сегодня узнали, услышали в Евангелии? Я думаю, что здесь можно понять по тому, что говорится в конце этой притчи: «И вышли они оба из храма, и мытарь был более оправдан, чем фарисей.» Почему здесь не говорится «совершенно оправдан, абсолютно», а «более»? Потому, что несмотря на его неправильную жизнь, несмотря на то, что было до момента его покаяния, Господь оправдал его больше, чем того, кто внешне от всего воздерживался и исполнял все правила, но сердцем был жесток, горд, самолюбив, тщеславен, ненавидел ближних, не имел любви. Да, он совершал какие-то труды, он что-то делал ради веры, и поэтому он не осуждён абсолютно, но осуждено его неправильное состояние. Да, у него есть шанс ещё, вышедши из этого храма, изменить свою жизнь, переосмыслить, стать иным, не фарисеем по сути, а верующим, настоящим верующим человеком, в котором основная движущая сила - это покаяние и любовь к Богу.
О чём просит мытарь? «Боже, милостив буди мне грешному,» - говорит он. Он не говорит: «Господи, прости!» Он не говорит: «Господи, избави меня от того, что я заслужил.» Он не говорит: «Господи, сделай так, чтобы мне не было ничего за то, что я натворил.» Он об одном просит: «Боже, Ты милосердный воздай мне по заслугам, но милосердием Твоим.»
И когда мы с вами слышим эту молитву, мы с вами понимаем, что в каждом из нас есть место вот этому чувству вины перед Богом. Если человек ещё не совершенно потерял рассудок, если гордыня, которая пропитала человека до биохимического состава клетки, ещё не взяла совершенный верх над здравым смыслом, то человек поймёт, что он многого не сделал в своей жизни правильно, а многого не сделал вообще. Что может ожидать человек, понимающий, что он во всём был не прав: в большинстве своих решений, в большинстве своих чувств, в большинстве, а иногда в полноте своих желаний и стремлений он был нечист и неправеден? Может ли такой человек просить от Бога каких-то благ? Одного блага может просить такой человек: «Боже, и меня не оставь милостию Своей!»
Вышли эти два человека из храма: один более оправдан, другой - менее. Их жизнь продолжится, и человеку, принесшему покаяние, придётся его реализовать в жизни, придётся пролить пот и кровь для того, чтобы это покаяние принесло плоды, а не осталось на словах. А человеку, который заблуждался на свой счёт, предстоит переосмыслить свою жизнь и во Христе Иисусе увидеть истину, тот путь и жизнь, которые в Нём, чтобы пересмотреть и исправить своё внутреннее устроение.
Недаром Господь говорит, что тот, кто смиряется, будет вознесен, а тот, кто возносится, будет смирен. Сам Господь, придя на землю, показал величайшее смирение, приняв на себя плоть человеческую. И потому по крестной смерти и воскресении он вознёсся на Небеса. И если мы с вами понимаем, о каком вознесении идёт речь, то нам надо оставить возношения земные. Нам надо оставить властолюбие, сребролюбие, сластолюбие, гордость, самомнение, тщеславие, самооправдание оставить. И понять, что только одним образом сердце приемлет благодать Божию, когда осознаёт свою неправоту, когда понимает, что всё, что получает в жизни, получает не по заслугам, а по милости Божией, когда понимает, что заслужил-то совсем иного, а Господь, открывая свою истинную любовь, дарует блага взамен неправд человеческих. Такое сердце не может не прийти в сокрушение, не может не быть уязвлено любовью Божией, не может не преклониться пред Богом в покаянии.
И дай Бог, чтобы в очередной раз в преддверии Великого поста, в подготовке к нему, мы с вами нашли в этой притче основание не быть фарисеем, не быть фарисеем в той части, в которой он заблуждался: не считать себя лучше всех, не осуждать ближних, а видеть себя реально и понимать, кто мы есть на самом деле, не заблуждаться на свой счёт.
Нам нужно вынести из этой притчи, чтобы не быть мытарём в той части, в которой он был до покаяния: чтобы не грабить, не обирать, не предавать, не совершать насилия над теми, кто рядом с нами, не досаждать и не делать зла окружающим. Нам нужно перенять от мытаря его великое покаяние и искренность сердца, его осознание необходимости быть с правдой Божией и перенять от фарисея не горделивое, а истинное делание даже в мелочах.
Пусть этот день, который нас с вами приготавливает к вступлению в грядущий Великий пост, который через несколько недель нас с вами ожидает, заставит нас задуматься, в каком мы сегодня духовном состоянии, чтобы, если мы с Божией помощью, а без неё это невозможно, увидим в себе грех, недостатки, наше падение осознаем, чтобы в течение этого грядущего Великого поста мы смогли совершить тот труд, пройти тот путь, который необходим для преодоления нашего неверного состояния, для обретения правды во Христе, для соединения с Ним в этой жизни и, как следствие, в Вечности.
С Воскресным днём вас, братья и сестры! Поздравляю вас и желаю вам, чтобы ваша жизнь была христианской, деятельной, сердечной, полноценной, искренней. Чтобы вы были христианами не по букве закона только, не по названию, чтобы вы носили в своём сердце Христа и переняли от Него все добродетели, всё то самое главное, что есть в Нём: Его любовь, Его милосердие, Его чистоту, Его святость.
Храни вас Господь!
Настоятель храма Рождества Христова иерей Олег (Гадиров)
24.02.2013г.